Разработка урока русского языка «Правописание –тся, –ться в глаголах»
Жумабекова Ляйля Айткеновна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»
Руководитель СОШ №19:
Кушманова Римма Кабзакировна
Цель: закрепить знания учащихся правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость, корригировать зрительное и слуховое восприятие через игру «Исключи лишнее» и работу в парах, воспитывать интерес к грамматике русского языка.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы; слайд-презентация к уроку, ноутбук, дифференцированные задания.
Ход урока:
I . Орг. момент (слайд 1)
(говорят хором) наш девиз: Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться,
А трудиться и учиться!
– Из слов какой части речи состоит наш девиз? (из глаголов). Объясните написание –тся и –ться в глаголах.
- Проверка Д/з. Ответьте на вопросы: Какая часть речи называется глаголом? Как изменяются глаголы? Приведите примеры глаголов из домашнего упражнения.
- Актуализация знаний.
– А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (Прием «мозговой штурм»)
Повар -…, врач – ….., учитель – …, ученик – …, баянист – …, художник – …, портниха – …, продавец – …, пекарь – .., ветер – …, гром – …, трава – .., дождь – …, огонь – …, солнце – .., вода – ..
Учитель: Слова какой части речи мы подбирали? (глаголы) . Сегодня мы будем закреплять умение правильно писать глаголы на –тся и –ться. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, тему урока: смотри (на слайде 2)
3 Игра « Исключи лишнее»: (слайд 3)
– Прочитайте глаголы, определите лишнее слово в данном ряду, объясните, почему оно лишнее?
а) Пою, читаю, молчу, трудится.
б) Поёте, закаляются, читаете, молчите.
в) Поют, учиться, молчат, верят.
г) Поёшь, находиться, молчишь, веришь.
– Выпишите глаголы, которые вы исключили из каждого ряда (трудится, закаляются, учиться, находиться).
– Объясните правописание –тся и –ться в глаголах. Укажите форму глаголов.
Учитель: посмотрите на таблицу (слайд 4)
4 Физминутка (слайд 5)
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5 Закрепление.
-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?
Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.
-Что заметили? (все глаголы в неопределенной форме)
Работа в парах.
-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Работают в тетрадях.
Проверка устно и на (слайде 6)
- Самостоятельная работа: дифференцированные задания (карточки).
4 ур. Спиши пословицы, подчеркни глаголы.
Друзья (что делают?) познаются в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться.
За всё (что делать?) браться – ничего не сделать.
4 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
3 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать.
2 ур. Спишите и подберите глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ
- Проявлять стремление – стремит…ся
- Они испытывают волнение – волнуют…ся
- Допускать ошибки – ошибат…ся
- Он испытывает радость – радует…ся
Проверка 3 и 4 уровня вместе. Проверка 2 уровня на (слайде 7)
7 Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет – потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
8 Работа с учебником: упр. 264, стр.105
Спишите, вместо точек пишите глаголы с –тся или –ться.
IV Итог.