Разработка внеклассного мероприятия: «Да здравствует мыло душистое!»


Жумабекова Ляйля Айткеновна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»

Руководитель СОШ №19:

Кушманова Римма Кабзакировна

Пояснительная записка

Средний возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в среднем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе  школы.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью  – актуальная задача современного образования. Предлагаемое внеклассное мероприятие на тему: «Да здравствует мыло душистое!» предназначено для учащихся среднего звена (т.е. 5-6 классов)  специальных коррекционных школ. Оно нацелено на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по укреплению своего здоровья.

Данное внеклассное мероприятие «Да здравствует мыло душистое!» состоит: из разработки, презентации по выше указанной теме и отрывков из мультфильма «Мойдодыр».

 

 

Тема: «Да здравствует мыло душистое!»

Цели: формировать мотивацию к здоровому образу жизни, познакомить учащихся с историей возникновения мыла, с его сортами, обучать знаниям по подбору мыла, расширять кругозор учащихся, корригировать и развивать связную речь, закрепить знания  учащихся правил личной гигиены, воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью.

Оборудование: наглядный материал  «Процесс мытья рук», высказывания о воде и мыле, интерактивная доска, ноутбук, диск со слайдами по данной теме, мультфильм «Мойдодыр», реквизит для сказки (посуда, хлеб, полотенце, урна, костюм мухи: глаза и крылья), образцы различных видов мыла (туалетное, жидкое, интимное, антибактериальное, мыло ручной работы) на подносе.

Ход классного часа:

1.Орг. момент. Психологический настрой. Слово учителя: чтение сказки «Жило-было мыло» Михаила Есеновского.

 

В лесу в избушке жило-было мыло. С утра, едва с постели встав, оно
полы мело и за водой ходило, и протирало тряпочкой окно. Потом посуду в кухне мыло мыло. Потом скребло до блеска самовар. Обед варило и дрова рубило, и в баньке разводило жаркий пар. А после щи да кашу мыло ело. Потом стирало в тазике бельё, расходуя всегда на это дело родное тело мыльное своё.  Но всё однажды мылу надоело – оно вдруг не заправило постель, и завтрак недопило-недоело, и вылило на простыни кисель. И в нарушенье норм элементарных корыто опрокинуло с водой, и очень даже антисанитарно не вымыло себя перед едой.  В грязи, как хрюшка мыло извозилось и голову посыпало песком, и в поле без штанов гулять пустилось, и по лесу носилось босиком. До ночи мыло мило забавлялось, а с ночи и до самой до зари, на звёзды глядя, в луже провалялось, пуская надувные пузыри…

         А утром снова чистило и мыло, и вновь до блеска драило стекло.
Но день тот необычный не забыло и, вспоминая, пахло и цвело.

 

 

 

Учитель: О чём эта сказка? Что хотел нам сказать автор этой сказкой о мыле?

  1. Учитель: – Каждый день я мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру.

Мойся, мыло,

Не ленись!

Не выскальзывай,

Не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

(Р. Кумокова)

– Стихи бывают разные, грустные и весёлые, о чувствах и красоте. Я же вам предлагаю послушать стихи про мыло. Мы ведь им пользуемся каждый день, заходя в ванную. Мыло нам необходимо каждый день, чтобы быть чистыми, особенно это касается детей, которые так любят пачкаться. С мылом связано не только поддержание чистоты в нашем теле, но и запах, ведь мыло душистое, приносит нам огромное удовольствие, когда мы ощущаем его аромат.                             Литературный монтаж:

Мыло душистое

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя наконец бы отмыло!     (слайд №1)

Вода и мыло

Грязнуля ты!

На лбу твоём чернила! –

Воскликнула Вода,

Увидев Мыло.

– Да, – Мыло говорит, –

Я это знаю,

Зато других от грязи

Я спасаю!                  (слайд №2)

Мыло бывает

Разным-преразным:

Синим,

Зелёным,

Оранжевым,

Красным…      (слайд №3)

Но не пойму,

Отчего же всегда

Чёрной-пречёрной

Бывает вода?

Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый!)
Руки мыть перед едой!         (слайд №4)

Мама что-то приуныла…
Я стащил у папы мыло!
Эта пена – просто чудо!
И взялась из неоткуда!

Мыло
 прыгает, как блошка,
Р-раз – и нет его в ладошках.
Из-за этого мне, братцы,
Очень трудно умываться!

Всюду пена, пар и брызги,
Смех и радостные визги,
В мыле вся моя семья,
Хоть купаюсь только Я!

Все микробы и бациллы     (слайд №5) 
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают,  дети все вокруг:
(Дети хором): Мыло – наш надёжный друг!

              Учитель: Дорогие мои дети!      (слайд №6)

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаше,

Я грязнуль не выношу!

Отгадайте загадку: Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.              (слайд №7)

– Как вы думаете, мыло было всегда?

  1. Кто и когда изобрёл мыло? Учитель: честь изобретения мыла приписывается сразу нескольким древним народам. Римский учёный и политик Плиний Старший утверждал, что своим знакомством с моющими средствами человечество обязано диким галльским племенам. Однако не так давно подробное описание процесса мыловарения было обнаружено на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до нашей эры. Ещё одна версия учёных гласит, что мыло всё же изобрели римляне.
  2. Что такое мыло? – По легенде, само слово «мыло» произошло от названия горы Сапо, где делались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, стирали там бельё, постепенно стали использовать «дар богов» не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Выдающийся римский врач Гален открыл человечеству гигиенические свойства мыла и ввёл в его состав множество полезных растительных компонентов. «На поток» производство моющих средств было поставлено в средневековой Италии. Через 100 лет секреты этого ремесла достигли Испании, а с 11 века центром мыловарения стал Марсель. Но ещё долгое время мылом пользовались лишь священники и дворяне.

Моду на чистоту привезли в Европу рыцари, побывавшие во время крестовых походов в арабских странах, где для приготовления мыла широко применяли растительное масло. К делу мыловарения относились серьёзно: его изготавливали в аптеках. Мыло долго было предметом роскоши.

На рубеже 19-20 веков во всех странах было налажено промышленное производство мыла. Вместе с трудоёмкими ручными технологиями приготовления исчезли и натуральные составляющие, лечебные свойства, мыло стало предметом широкого потребления.

  1. А чем мылись до изобретения мыла?

     Есть особая мыльная трава, с её помощью всё ещё мылись даже в середине 20 века в послевоенные годы.

– Есть ещё мыльный камень. Но им можно было мыться лишь в морской воде.

  1. Сорта мыла. Учитель: в настоящее время существует большое разнообразие гигиенических средств: гели, пенки, лосьоны для умывания, а также несколько видов мыла – туалетное, жидкое, антибактериальное, интимное и мыло ручной работы.        (слайды: №8-12)    

Сообщения учащихся и демонстрация образцов мыла: Туалетное мыло – обычно в его состав входит щёлочь, вещество для кожи не полезное. Но существует специализированное, в его состав добавляют глицерин, вазелин, крема, различные лекарственные травы, которое подходит для ежедневного умывания. Каждому типу кожи подходит определённый вид мыла. Для чувствительной, для нормальной, жирной и сухой кожи.

Жидкое мыло: как правило, содержит меньше щёлочи, чем твёрдое, не сушит кожу. Удобно в применении, каждая бутылочка снабжена специальным дозатором. Бывает специально предназначенное для девочек, женщин, то есть интимное мыло или гель.

Антибактериальное мыло: в его состав входят антибактериальные добавки, чаще всего триклозан. Защититься от инфекции с его помощью нельзя, ведь большинство заболеваний вызвано вирусами. К тому же, вместе с вредными бактериями могут быть уничтожены и полезные. Длительное применение не рекомендуется.

Мыло ручной работы: содержит целебные травы, фрукты, эфирные масла. Отсутствуют ингредиенты животного происхождения и консерванты. Продаётся на развес и обычно стоит дороже, чем другие виды мыла.

  1. Польза мыла. Учитель: часто мы выбираем мыло именно по имеющимся добавкам, поэтому будет полезно знать, как они действуют. Показывает образцы мыла: если в мыле содержится вазелин, то он будет предохранять кожу от пересыхания, и такое мыло подойдёт обладателям сухой кожи. Мыло с глицерином подойдёт тем, у кого чувствительная кожа, оно будет, не раздражая, увлажнять и смягчать её. Экстракт ромашки не только предохраняет кожу от пересыхания, но и активизирует её защитные функции, а также помогает справиться с раздражением. Мёд, входящий в состав мыла, делает кожу нежной и мягкой, питая и тонизируя её, но не подходит тем, кто страдает от аллергических реакций. Мыло с экстрактами зверобоя и эвкалипта обладает противовоспалительным действием. Если в состав мыла входит экстракт пихты, то такое мыло будет предупреждать появление раздражения и образования угрей, оно будет способствовать заживлению мелких трещинок на коже. Мыло прочно вошло в нашу жизнь.
  2. Рубрика «Это интересно». Учащийся: английская пенсионерка Кэрол Вон коллекционирует мыло с 1991 года. В её собрании есть образцы практически из всех стран мира. На данный момент у неё хранится более 5 тысяч кусков самого различного мыла. Похоже, что это самая большая коллекция в мире. Причина, по которой англичанка начала собирать мыло, очень прозаична: она просто любит мыло. Кэрол всегда просит друзей привезти ей какой-нибудь необычный образец из путешествия. Да и сама, когда отправляется в тур, покупает и собирает новое мыло, где придётся. Сейчас Кэрол 65 лет. Она живёт в Бирмингеме, демонстрирует мыло журналистам и не собирается останавливаться на достигнутом. Ведь теперь, фактически, это дело всей её жизни.

9.Учитель: так почему же люди нуждаются в мыле? Специалисты подсчитали, что на м2 грязной кожи могут обитать до 40000 болезнетворных микробов. Каждый четвёртый заболевший в мире – жертва нарушения элементарных правил гигиены.

  1. Инсценирование учащимися: «Сказка о микробах». «Жили-были микробы-разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем их больше становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на лапках её сотни микробов, особенно, если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку, а там уж и до болезни рукой подать!»

– Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел?

– Что помогает нам победить микробы?          (мыло и вода)

– Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовит пищу, моет руки?

  1. 11. Физминутка. (слайд №13)

– Покажите, как коты и кошки умываются после еды.

– А всё-таки почему они моются после еды? Они умываются для того, чтобы остатки пищи удалить и выветрить запах, иначе их могут учуять мыши. Так поступают и такие хищники, как тигр, леопард.

– А как поступают люди?      Моют руки до и после еды.

– А почему мы умываемся до еды?     В целях гигиены.

  1. Учитель: ответьте на вопросы: что такое гигиена?

Назовите необходимые предметы личной гигиены. Какие правила личной гигиены мы должны соблюдать?

  1. Процесс мытья рук (демонстрация): (слайд №14)

– Сильно смочите руки.

– Намыльте руки с обеих сторон.

– Намыльте руки между пальцами.

– Прополощите руки чистой водой.

– Вытрите руки насухо полотенцем.

– Я думаю, что вы все вспомнили, как правильно мыть руки, а сейчас давайте выучим слова, которые вам помогут избежать заражения микробами:

От простой воды и мыла у микробов тают силы.   

  1. Учитель: Назовите произведение, в котором прославляют воду – залог чистоты? (К.И. Чуковский «Мойдодыр»). Просмотр отрывков из мультфильма «Мойдодыр».

– Почему предметы убежали от чумазого мальчика?

– Что вы посоветовали бы этому мальчику?

– Вспомним и прочитаем эти строки хором – Все вместе: (слайд №15) 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

  1. Итог классного часа:- Какую тему мы сегодня изучали? А для чего нам нужно мыло? – Каждому из вас желаю

Аккуратным, чистым быть.

С мылом, щёткой и водою

Обязательно дружить.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Сказка «Жило-было мыло». М. Есеновский
  2. «Мыло». Р. Кумокова
  3. «Для чего нам нужно мыло?» Г.В. Кузнецова
  4. «Мыло душистое…». Я. Аким
  5. «Энциклопедия для маленьких джентльменов». С.В. Карзов
  6. «Мойдодыр». К.И. Чуковский
  7. «Вода и мыло». П. Синявский
  8. «Мыло бывает…». Э. Мошковская
  9. «Сказка о микробах». В. Лившиц
  10. «Всё, что должны знать девчонки». Вакса Ольга
  11. «Гигиена и здоровье». А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов
  12. «Настольная энциклопедия для мальчиков». А.Ф. Конев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *