СТАТЬЯ: “ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И САМОПОЗНАНИЯ”


Сахратова Надежда Фёдоровна

Учитель русского языка и литературы, самопознания

Город Костанай. ГУ «Средняя школа № 17»

Директор школы Шарипов Аркабай Сабыржанович

 

Проблема этнотолерантности в современном мире приобретает все большую актуальность в силу сложности проблемы межкультурных взаимодействий в многомерном и многополярном мире. Процессы глобализации делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженно-сти. Примеры конфликтов можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Республика Казахстан – многонациональное государство. И вопросы межнациональных отно-шений должны стоять на первом месте.

Исторически сложившийся менталитет граждан предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”, “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в многонациональ-ном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапа-зоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое гос-ударство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принци-па общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромис-са, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.

В воспитании нравственности участвуют все предметы. Так на уроках русского языка предла-гаются такие задания.

▪Творческий диктант. (Преобразуйте СП в синонимичные СПП. Определите вид придаточной части. Что объединяет эти высказывания?)

1. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

2.Мир- это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное отражение.

▪Цифровой диктант. (Выбрать из данных предложений СПП, объяснить условия выбора).

1. Берегись всего, что не одобряется твоей совестью. (русская)

2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. (русская)

4. Где нет дружбы, там нет успеха. (молдавская)

5. Дорога с дорогой сходится, народ с народом сходится. (казахская)

6. Тело украшает одежда, а душу – дружба. (узбекская)

7. Где лад, там и клад. (русская)

– Объясните смысловое значение понравившейся пословицы.

▪ Анализ высказываний о человеке. (Объяснить смысл, определить значение придаточной ча-сти)

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев).

Я уверен что многие конфликты между людьми бывают потому что люди не умеют управлять своими чувствами или совершенно не занимаются самовоспитанием чувств. (Сухомлинский).

Но литература и самопознание в силу своей специфики напрямую выходят к проблемам мо-рали. Изучение литературы А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.

В процессе изучения культурного наследия народа посредством изучения литературы и са-мопознания осваивается наука «жить вместе». Именно в школе ребенок должен знакомиться с толе-рантными установками. Притча, наглядно показывающая трудности понимания и принятия друг друга в обществе, должна в разных вариантах и классах прорабатываться из урока в урок.

Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: “Какое уродливое животное: страш-ные горбы, странная шея, ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?”

Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориен-тиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мысли-

ма без понимания законов развития личности, без адекватной нравственно-психологической само-оценки, без умения осмыслить душевное состояние в его диалектности? Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравствен-ной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открыва-ет целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.

Истоки толерантного видения мира можно найти уже в произведениях древней Руси. Извест-ный путешественник Афанасий Никитин с удивлением и интересом описывает сосуществование множества религий в далекой Индии, давая посыл современному читателю задуматься над секретом такой терпимости в вопросах религиозных пристрастий.

В поэзии и прозе XYIII века толерантность ярко отражается в вопросах научной и образова-тельной сфер. В XIX веке проблема развивается на новом уровне, примеры классовой толерантности можно увидеть в произведениях известных писателей: Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «От-цы и дети».

Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы, как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.

Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Слабый, боль-ной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвест-ный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое суще-ствование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “од-но дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная задача – помочь детям по-нять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.

На уроке в 7 классе «Сопереживание и милосердие в творчестве Распутина» ребята выбирают из предложенных эпиграфов к уроку один, объясняя свой выбор.

Добрым делам срок не указан, достойный человек добро век помнит.

Казахская пословица.

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы. Блез Паскаль

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на то, что слова людей разных национальностей говорят об одном и том же: о доброте.

На этапе рефлексии ребятам даются на выбор задания.

1. Продолжите любое из высказываний, составив мини-текст.

* В жизни каждого человека должны быть…

* Герой рассказа научился…

* Уроками жизни становятся для нас…

* Я думаю, что этот рассказ…

2. задание. А) Встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина: добрых, честных, с высоким чувством собственного достоинства, щедрых и гордых? Напишите о них.

Б) Задание творческого характера:

Напишите письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса «Средней шко-лы №17». Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться?

Толерантным отношениям в семье учит рассказ Л. Улицкой “Пиковая дама”. Разбирая взаимо-отношения членов семьи Мур, старшеклассники приходят к выводу, что надо жить своей жизнью, не заменять себя никем, для того чтобы смочь полностью реализовать себя с пользой для всего челове-чества и для себя, а не в угоду так бесславно живущему одному человеку. В еще Библии сказано: “Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей”.

В повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья» Мальчик Вася, не нашедший понимания и любви в родной семье, вдруг находит тепло и участие среди нищих, обездо-ленных Валека и Маруси. Он примет этих детей в свою душу, несмотря на разницу в социальной принадлежности. Их объединяет человечность, чувство сострадания, которые не зависят от принад-лежности к одному социальному кругу.

В повести «Поединок» Александр Иванович Куприн демонстрирует через отношение офицера Ромашова к солдату Хлебникову значимость общечеловеческих понятий: жалость, сострадание, ува-жение к человеческой личности. Ключевой для понимания повести и ее идейного содержания станет фраза, сказанная Ромашовым: «Бить солдата бесчестно,.. нельзя бить человека». В этих словах отра-зится авторское понимание жизни и ее ценностей. При этом большая часть показанного Куприным офицерства не придерживается такой позиции. Писатель акцентирует внимание на том, насколько сложно общечеловеческое пробивает дорогу в среде закоренелых «вояк», неспособных на жалость, понимание и сострадание.

Дикий пример нетолерантного отношения к Олесе показан в повести «Олеся». Изображение сцены расправы над героиней рисуется писателем с таким очевидным неприятием жестокости и непримиримости, что она даже не требует особого комментария. Закономерен вопрос: «В чем при-чина такой жестокости деревенских женщин, показанной в повести, есть ли ей оправдание?»

Опыт работы показывает, что обсуждаемые вопросы сближают позиции ребят. В этом вопро-се важную воспитательную функцию выполняют произведения русской культуры, позволяющие по-новому взглянуть на традиционные вопросы, услышать иную точку зрения.

Обращение к этому аспекту в произведениях известных писателей начала ХХ века, дает повод задуматься над серьезной проблемой современного мира. Огромный положительный потенциал ли-тературы должен быть использован в учебном процессе.. Очевидно, что только человек, знающий свою культуру и воспринимающий ее лучшие традиции способен проявить широту взглядов, прежде всего проявляющуюся в уважительном отношении к чужому мнению. Духовные корни могут стать тем цементирующим материалом, способным уберечь современного человека от необдуманной рез-кости в суждениях и поступках.

Русская литература всегда была образцом толерантного видения мира, ее лучшие герои отли-чаются глубокой порядочностью, человеколюбием, что служит основой для формирования подобно-го отношения к окружающему миру. При этом не следует смешивать два понятия толерантность и вседозволенность, граница между этими понятиями слишком зыбка, о чем следует вести постоян-ный разговор. Литература – это философия жизни, она учит жить. На уроках следует стараться, чтобы учащиеся работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”. На уроках самопознания следует объяс-нять то ,что при встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, не-сколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача – по-мочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.

потребности в общении и обучении реализуется в игре. Мы используем следующие игры и упражнения, направленные на:

– развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Пойми сообщение»;

– развитие чувства близости с другими обучающимися: «Ласковое имя», «Комплименты»;

– развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

– гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Уга-дай, кто это?»;

– развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

– развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

– регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

– проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».

Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопережи-вание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Этюды и упражнения направленные на:

-воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми – «Подарок»;

– воспитание уважения к людям различных национальностей и рас – «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов зару-бежных авторов и сказок народов мира, притч и поучений.

Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Можно порекомендовать следующие игры (игры на карточках).

Используя народные пословицы как этнопедагогическое средство, можно провести конкурсы “Знатоки пословиц” и “Самый догадливый”. Условия конкурсов: кто больше назовет пословиц, зага-док; кто покажет знание русских, татарских, казахских, калмыцких пословиц и загадок.

Перед проведением подобного рода мероприятий можно, привлекая семьи детей, создать банк народных пословиц и загадок тех национальностей, которые представлены в составе класса. Называя пословицы, следует раскрывать и их смысл. Загадки, естественно, предполагают отгадки.

Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием соб-ственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней за-ключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения. Хочется верить, что толе-рантность поможет спасти мир от разрушений.

Литература.

1. .Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. – М.: Знание, 1996.- С. 233

2. Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конфе-ренции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4

3. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.

4. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.

5. Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.

6. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ “Юшка”. Журнал “Литература в школе” №2, 1997.

7. Минасян С.С. Прости нас, Юшка! Урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова. Журнал “Ли-тература в школе” № 3, 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *