СТАТЬЯ: “ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И САМОПОЗНАНИЯ”
Сахратова Надежда Фёдоровна
Учитель русского языка и литературы, самопознания
Город Костанай. ГУ «Средняя школа № 17»
Директор школы Шарипов Аркабай Сабыржанович
Проблема этнотолерантности в современном мире приобретает все большую актуальность в силу сложности проблемы межкультурных взаимодействий в многомерном и многополярном мире. Процессы глобализации делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженно-сти. Примеры конфликтов можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.
Республика Казахстан – многонациональное государство. И вопросы межнациональных отно-шений должны стоять на первом месте.
Исторически сложившийся менталитет граждан предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”, “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в многонациональ-ном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапа-зоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое гос-ударство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принци-па общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромис-са, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.
В воспитании нравственности участвуют все предметы. Так на уроках русского языка предла-гаются такие задания.
▪Творческий диктант. (Преобразуйте СП в синонимичные СПП. Определите вид придаточной части. Что объединяет эти высказывания?)
1. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.
2.Мир- это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное отражение.
▪Цифровой диктант. (Выбрать из данных предложений СПП, объяснить условия выбора).
1. Берегись всего, что не одобряется твоей совестью. (русская)
2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. (русская)
4. Где нет дружбы, там нет успеха. (молдавская)
5. Дорога с дорогой сходится, народ с народом сходится. (казахская)
6. Тело украшает одежда, а душу – дружба. (узбекская)
7. Где лад, там и клад. (русская)
– Объясните смысловое значение понравившейся пословицы.
▪ Анализ высказываний о человеке. (Объяснить смысл, определить значение придаточной ча-сти)
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев).
Я уверен что многие конфликты между людьми бывают потому что люди не умеют управлять своими чувствами или совершенно не занимаются самовоспитанием чувств. (Сухомлинский).
Но литература и самопознание в силу своей специфики напрямую выходят к проблемам мо-рали. Изучение литературы А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.
В процессе изучения культурного наследия народа посредством изучения литературы и са-мопознания осваивается наука «жить вместе». Именно в школе ребенок должен знакомиться с толе-рантными установками. Притча, наглядно показывающая трудности понимания и принятия друг друга в обществе, должна в разных вариантах и классах прорабатываться из урока в урок.
Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: “Какое уродливое животное: страш-ные горбы, странная шея, ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?”
Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориен-тиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мысли-
ма без понимания законов развития личности, без адекватной нравственно-психологической само-оценки, без умения осмыслить душевное состояние в его диалектности? Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравствен-ной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открыва-ет целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.
Истоки толерантного видения мира можно найти уже в произведениях древней Руси. Извест-ный путешественник Афанасий Никитин с удивлением и интересом описывает сосуществование множества религий в далекой Индии, давая посыл современному читателю задуматься над секретом такой терпимости в вопросах религиозных пристрастий.
В поэзии и прозе XYIII века толерантность ярко отражается в вопросах научной и образова-тельной сфер. В XIX веке проблема развивается на новом уровне, примеры классовой толерантности можно увидеть в произведениях известных писателей: Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «От-цы и дети».
Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы, как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.
Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Слабый, боль-ной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвест-ный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое суще-ствование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “од-но дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная задача – помочь детям по-нять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.
На уроке в 7 классе «Сопереживание и милосердие в творчестве Распутина» ребята выбирают из предложенных эпиграфов к уроку один, объясняя свой выбор.
Добрым делам срок не указан, достойный человек добро век помнит.
Казахская пословица.
Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы. Блез Паскаль
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на то, что слова людей разных национальностей говорят об одном и том же: о доброте.
На этапе рефлексии ребятам даются на выбор задания.
1. Продолжите любое из высказываний, составив мини-текст.
* В жизни каждого человека должны быть…
* Герой рассказа научился…
* Уроками жизни становятся для нас…
* Я думаю, что этот рассказ…
2. задание. А) Встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина: добрых, честных, с высоким чувством собственного достоинства, щедрых и гордых? Напишите о них.
Б) Задание творческого характера:
Напишите письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса «Средней шко-лы №17». Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться?
Толерантным отношениям в семье учит рассказ Л. Улицкой “Пиковая дама”. Разбирая взаимо-отношения членов семьи Мур, старшеклассники приходят к выводу, что надо жить своей жизнью, не заменять себя никем, для того чтобы смочь полностью реализовать себя с пользой для всего челове-чества и для себя, а не в угоду так бесславно живущему одному человеку. В еще Библии сказано: “Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей”.
В повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья» Мальчик Вася, не нашедший понимания и любви в родной семье, вдруг находит тепло и участие среди нищих, обездо-ленных Валека и Маруси. Он примет этих детей в свою душу, несмотря на разницу в социальной принадлежности. Их объединяет человечность, чувство сострадания, которые не зависят от принад-лежности к одному социальному кругу.
В повести «Поединок» Александр Иванович Куприн демонстрирует через отношение офицера Ромашова к солдату Хлебникову значимость общечеловеческих понятий: жалость, сострадание, ува-жение к человеческой личности. Ключевой для понимания повести и ее идейного содержания станет фраза, сказанная Ромашовым: «Бить солдата бесчестно,.. нельзя бить человека». В этих словах отра-зится авторское понимание жизни и ее ценностей. При этом большая часть показанного Куприным офицерства не придерживается такой позиции. Писатель акцентирует внимание на том, насколько сложно общечеловеческое пробивает дорогу в среде закоренелых «вояк», неспособных на жалость, понимание и сострадание.
Дикий пример нетолерантного отношения к Олесе показан в повести «Олеся». Изображение сцены расправы над героиней рисуется писателем с таким очевидным неприятием жестокости и непримиримости, что она даже не требует особого комментария. Закономерен вопрос: «В чем при-чина такой жестокости деревенских женщин, показанной в повести, есть ли ей оправдание?»
Опыт работы показывает, что обсуждаемые вопросы сближают позиции ребят. В этом вопро-се важную воспитательную функцию выполняют произведения русской культуры, позволяющие по-новому взглянуть на традиционные вопросы, услышать иную точку зрения.
Обращение к этому аспекту в произведениях известных писателей начала ХХ века, дает повод задуматься над серьезной проблемой современного мира. Огромный положительный потенциал ли-тературы должен быть использован в учебном процессе.. Очевидно, что только человек, знающий свою культуру и воспринимающий ее лучшие традиции способен проявить широту взглядов, прежде всего проявляющуюся в уважительном отношении к чужому мнению. Духовные корни могут стать тем цементирующим материалом, способным уберечь современного человека от необдуманной рез-кости в суждениях и поступках.
Русская литература всегда была образцом толерантного видения мира, ее лучшие герои отли-чаются глубокой порядочностью, человеколюбием, что служит основой для формирования подобно-го отношения к окружающему миру. При этом не следует смешивать два понятия толерантность и вседозволенность, граница между этими понятиями слишком зыбка, о чем следует вести постоян-ный разговор. Литература – это философия жизни, она учит жить. На уроках следует стараться, чтобы учащиеся работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”. На уроках самопознания следует объяс-нять то ,что при встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, не-сколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача – по-мочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
потребности в общении и обучении реализуется в игре. Мы используем следующие игры и упражнения, направленные на:
– развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Пойми сообщение»;
– развитие чувства близости с другими обучающимися: «Ласковое имя», «Комплименты»;
– развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
– гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Уга-дай, кто это?»;
– развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
– развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
– регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
– проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».
Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопережи-вание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Этюды и упражнения направленные на:
-воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми – «Подарок»;
– воспитание уважения к людям различных национальностей и рас – «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов зару-бежных авторов и сказок народов мира, притч и поучений.
Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Можно порекомендовать следующие игры (игры на карточках).
Используя народные пословицы как этнопедагогическое средство, можно провести конкурсы “Знатоки пословиц” и “Самый догадливый”. Условия конкурсов: кто больше назовет пословиц, зага-док; кто покажет знание русских, татарских, казахских, калмыцких пословиц и загадок.
Перед проведением подобного рода мероприятий можно, привлекая семьи детей, создать банк народных пословиц и загадок тех национальностей, которые представлены в составе класса. Называя пословицы, следует раскрывать и их смысл. Загадки, естественно, предполагают отгадки.
Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием соб-ственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней за-ключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения. Хочется верить, что толе-рантность поможет спасти мир от разрушений.
Литература.
1. .Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. – М.: Знание, 1996.- С. 233
2. Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конфе-ренции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года// «Первое сентября».-№ 66.- 2000. – С. 3-4
3. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.
4. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.
5. Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.
6. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ “Юшка”. Журнал “Литература в школе” №2, 1997.
7. Минасян С.С. Прости нас, Юшка! Урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова. Журнал “Ли-тература в школе” № 3, 1995.