Статья: “ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ”


Сахратова Надежда Фёдоровна

Учитель русского языка и литературы, самопознания

Город Костанай. ГУ «Средняя школа № 17»

Директор школы Шарипов Аркабай Сабыржанович

«Учитесь и читайте, жизнь сделает все остальное».Ф. М. Достоевский

Первой Задачей Национального плана действий по развитию функциональной гра-мотности школьников на 2012-2016 годы является: «Изучение отечественной и междуна-родной практики развития функциональной грамотности школьников».(1)

В соответствии с преподаваемым предметом «русский язык и литература» следует остановиться на формировании читательской функциональной грамотности.

«При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функци-ональная грамотность» вкладывается следующий смысл:читательская грамотность — спо-собность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» (2)

Таким образом, ставится вопрос, связанный с совершенствованием функциональной грамотности школьников особенно в работе с текстом. Будем помнить, что познание связано с овладением речевой, а точнее – текстовой деятельностью. Познавательная деятельность направлена в первую очередь на постижение смысла текста и основана на интеллектуальных операциях. Школьнику необходимо научиться читать и понимать информацию, представ-ленную в разных кодах, независимо от того, на каком уроке он это делает: на русском языке, на математике, истории и т.д. Важно уметь работать с текстом, быстро выделяя нужную ин-формацию, анализировать текст, обладать презентационными умениями – грамотно и дока-зательно представлять свою точку зрения.

Необходимо к урокам подбирать тексты разных функциональных стилей, мотивиро-вать учащихся на поиск непонятных слов, добиваться «прояснения» их смысла разными способами, усилить внимание к словам заимствованным, разным формам выражения мыслей и чувств, развивать языковой вкус.

Для целенаправленного обучения умению работать с книгой, необходимо определить состав этого умения, последовательность, в которой должно осуществляться формирование составляющих его действий, основные этапы этого процесса.

Таблица 1

Умение работать с кни-гой Приемы работы

Читать легко и бегло в

соответствии с нормами техни-Критерии оценивания 5 класс 90-110 слов, 6 класс 105-125, 7 класс 120-135, 8 класс 135-155, 9 класс 150-175

ки чтения

Читать сознательно. Вопросы и задания на выявление осознанности чтения: дать характеристику герою, событию, дать тексту заголовок, обосновав его.

Читать выразительно Соблюдение паузы, тон, логическое ударение

Самостоятельно делить

простой текст на части В зависимости от текста, но не менее 3

Самостоятельно давать

названия частям текста Простой, сложный, цитатный план

Самостоятельно выяв-

лять главные мысли частей

текста Сократить каждое предложение, оставив только самую необ-ходимую информацию

Составлять план ответа

по параграфу учебника Для этого в каждом фрагменте находить слова, помогающие сохранить тему (о чем текст). Этими словами могут быть подлежа-щие и дополнения. Затем в каждом фрагменте выделять слова, по-могающие сохранить «новое» (что об этой теме говорится). Этими словами могут быть сказуемые, определения и обстоятельства всех предложений текста.

Находить в тексте отве-

ты на вопросы, содержащиеся в

конце параграфа Составлять свои вопросы.

Работать с рисунками,

составлять рассказ по рисунку Отметить общее в данных работах. Выделить, чем разли-чаются тезисы работ.

Работать с графиками и

таблицами.составлять рассказ

по ним Выводы по рассказу

Работать с оглавлением

и предметным указателем Восстановите пропущенные фрагменты текста

Составлять план по рас-

сказу кого-либо Комментарий по рассказу

Составлять план по

фрагменту документа Пример. Составить для данных слов статьи по образцу статей орфографического словаря, сделав необходимые пометки. Компе-тентность. Тенденция. Лингвистика

Составлять план просто-

го изложения отрывков из про-

читанных документов Определение того, в каких значениях употреблены выделен-ные слова в приведенных отрывках, в каких отношениях находятся между собой эти значения.

Конспектироватьдопол-

нительнуюлитературу. Оформление ссылок

Делатьвыпискиизтекста Систематизация выписок в соответствии с предложенной темой

Определяя читательскую грамотность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека.

Читательская грамотность является совокупным личностным качеством человека, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская грамотность формируется на уроках литературы, на которых прихо-дится не только читать, но и анализировать художественную реальность во всем ее многооб-разии.

Помощниками учителя становятся разнообразные технологии. Одной из них являет-ся технология развития критического мышления, которая предлагает широкий спектр прие-мов, и дает стимул к саморазвитию:– чтение с остановками;

– маркировка текста (инсерт);

– кластер;

– инсценировка;

– киноурок;

– обсуждение в группах;

– написание эссе.

Пример из практики. Эффективность приёма чтение с остановками. Главным требо-ванием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обла-дать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практико-вать при изучении таких рассказов, как «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Васюткино озеро» В. Астафьева, «Спать хочется» А.Чехова, «Легенда о Данко» М.Горького. Достоинства чтения с остановками сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои пред-положения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступ-ков, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их пред-положения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных отве-тов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, поче-му именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

Воспитанию компетентного читателя может способствовать система уроков внеклас-сного чтения, ориентированная на соотнесение произведений классической литературы с творениями современных писателей.

Вашему вниманию приведены задачи формирования читательской функциональной грамот-ности видов «возрастного» образования как целостного лифта: начального, среднего, старшего.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В средних классах, когда расширяется круг чтения школьников, когда на их чтение влияет «взрослая» литература, когда складыва-ется дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формиро-вания разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах важной становится задача развития личностного подхода к литера-турному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассни-ков, в том числе и читательские, уже сформировались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *