Классный час «Успешное трудоустройство»


Абай Амангельдинович Суханкулов

мастер производственного обучения

КГКП “Качирский аграрно-технический колледж”

Цель занятия: ознакомить студентов с навыками самопрезентации, правилами составления резюме, поведения при приёме на работу.

Раздаточный материал:
– памятки «Как правильно составить резюме» (приложение №1),
– «Правила поведения на собеседовании» (приложение №2),
– рекомендации для ролевой игры «Интервью» (приложение №3);
Новые понятия:
1. Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
2. Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.
3. Интервью — это беседа с потенциальным работодателем, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление.

Ход классного часа:

  1. Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
  2. Разминка.
  • Работа на основном этапе.
  1. Вводное слово учителя.
    2. Упражнение «Резюме»
  2. Упражнение “Крокодил”.
  3. Упражнение “Хам”.
  4. Ролевая игра «Интервью»
  5. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».

 

 

Не верьте словам ни своим,

ни чужим,

верьте только делам и своим,

и чужим.
Л. Н. Толстой (1828-1910), русский писатель

 

Ход занятия.

  1. Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.
  2. I Разминка. (При проведении игры: «Омонимы-профессионалы» осуществляется фронтальная работа с группой, в ходе которой студенты вспоминают различные профессии.)

 

Студентам  необходимо отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых –
название профессии.
Задания:

  1. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка.)
    2. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер.)
    3. Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник.)
    4. Не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее (устаревшее) название гида. (Путеводитель.)
    5. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер.)
    6. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник.)
    7. Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до XVII века. (Стольник.)
    8. Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник.)
    9. Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат.)
    10. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор.)
    11. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол.)
    12. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График.)
    13. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник.)
    14. Не только ученый-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик.)
    15. Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив.)

 

III. Работа на основном этапе.
1. Вводное слово учителя.
По окончании колледжа вы придёте устраиваться на работу. Вам необходимо заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему («Встречают по одежке — провожают по уму», «По одежке протягивай ножки», «По Сеньке шапка», «Не в свои сани не садись» и т. д.). Как вы понимаете эти пословицы?
В некоторой степени успешность самопрезентации человека зависит от его типа нервной системы и темперамента. Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.
Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы, эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.
Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.
Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу — экстремальная ситуация.
Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать. Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьезного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» все остальное.

 

  1. Упражнение «Резюме»(осуществляется индивидуальная работа).
    1). В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой, составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию:
    1. Фамилия, имя, отчество.
    2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
    3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с … по …. специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
    4. Дополнительные навыки:
    – дополнительное образование (курсы 2-3-месячные);
    – знание языков (родной, иностранный);
    – компьютерная грамотность (какие программы знает);
    – водительские права (на какую категорию машин);
    – участие в конференциях и семинарах и т. п.
    5. Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.).
    6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
    7. Для связи: домашний адрес и телефон.
    8. Дата и подпись.
    2). Несколько учащихся (по желанию) зачитывают своё резюме.

 

Далеко не всегда при приеме на работу солидные рекомендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование, или интервью. Это своеобразная психологическая дуэль, в которой обе стороны останутся в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам удалось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего предприятия.
Обдумайте ответы на вопросы, которые вам обязательно зададут.
Будьте готовы к сюрпризам. Это может быть вполне обычный вопрос, заданный в неожиданной форме: «Какие у вас преимущества по сравнению с другими претендентами?» Не считайте, что в ваших способностях сомневаются. Просто о них недостаточно информированы. Приготовьте краткие и убедительные примеры, свидетельствующие, что у вас есть необходимые для данной вакансии качества. Ваша речь должна быть предельно корректна и стилистически нейтральна.
Чаще всего вакансия достается человеку, который не только компетентен, но и способен устанавливать контакты. Поэтому ваша основная задача — найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.

 

  1. Упражнение “Крокодил”.

Консультант говорит о том, что многие люди боятся пока­заться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участ­ников, знакомо ли им это чувство.

Следующее упражнение предлагается в качестве средства из­бавления от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загады­вает какое-нибудь слово или словосочетание (от названий пред­метов, часто встречающихся в обиходе, до фразы из двух-трех сложных и редких слов), вторая — выбирает участника (лучше добровольца), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего побывало большинство участников, мож­но обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать».

 

Факторы: базовые приобретения (уверенность, инициатива), доступ к внутренним ресурсам (креативность)

Возраст: 14-17

Источник: Малкина – Пых  «Возрастные кризисы»

  1. Упражнение “Хам”.

Вводная часть. В некоторых жизненных ситуациях людям часто не хватает слов для того, чтобы выразить свое возму­щение и негодование по поводу хамского поведения других людей. Да и не всяким словом удается это сделать. Как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.

Основная часть. Участники тренинга разбиваются на пары. В каждой паре сидящий слева — человек, добросовест­но стоящий в очереди. Сидящий справа — это нахал, пытаю­щийся пролезть без очереди. На попытку нахала необходимо отреагировать экспромтом, да так, чтобы было неповадно в дальнейшем. Затем пары меняются ролями.

Подведение итогов. Устраивается конкурс на лучший от­вет. Выявляется самый находчивый участник этого соревно­вания. Проводится обсуждение других ситуаций с возмож­ными вариантами ответов.

 

Факторы: доступ к внутренним ресурсам (коммуникативные навыки, ассертивность)

Возраст: 14-17

Источник: Шапарь В.Б.  «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

  1. Ролевая игра «Интервью»(осуществляется парная работа, остальные студенты выступают в роли зрителей).
    В течение нескольких минут побудьте в роли работодателя и соискателя. В ходе беседы вы можете воспользоваться рекомендациями:

Анализ ситуации:
Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
Довольны ли вы результатами собеседования?
Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?

 

  1. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».
    Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашемуэмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:

 

– Дело мастера боится.
– Через тернии к звёздам.
– Грамоте учиться всегда пригодится.
– Где хотенье – там уменье.
– Терпение и труд – всё перетрут.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Как правильно составить резюме

– текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на машинке;
– текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае двух страницах;
– будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
– опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;
– опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;
– не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
– проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
– дайте прочитать текст кому-нибудь еще.

 

Резюме

 

ФИО
Адрес
Телефон
E-mail
Дата рождения
Семейное положение
Образование
Предполагаемая позиция
Опыт работы
Знание иностранных языков
Владение компьютером

Персональные качества

 

Сферы интересов (увлечения)

Дополнительные сведения

Приложение №2

 

Правила поведения на собеседовании

– Постарайтесь заранее как можно больше узнать об организации, в которую вы нанимаетесь на работу. Если есть возможность, посетите организацию, не привлекая к себе внимания. Взгляните своими глазами, как выглядит офис, как одеты сотрудники, постарайтесь почувствовать дух этой организации. Ведь может случиться так, что она вам совсем не подходит.
– Постарайтесь побольше узнать о характере предстоящей работы. Вопросы о режиме работы, зарплате и прочем вы сможете задать на собеседовании, но если удастся поговорить с рядовыми сотрудниками, то вы получите много полезной информации.
– Составьте список всего того, что может вам понадобиться на собеседовании. При встрече надо иметь с собой документы: паспорт, документы об образовании, трудовую книжку, а также ручку и записную книжку.
– Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой написаны ваша фамилия и номер телефона, по которому с вами можно связаться.
– Продумайте заранее ответы на вопросы, которые наиболее часто встречаются на собеседовании.
– Хорошо выспитесь.
– Лучше всего одеться так, как принято в организации, в которую вы идете.
– Если у вас не было возможности оценить, как одеваются сотрудники этой организации, то ваша одежда должна быть достаточно официальной.
– Очень важно прибыть на собеседование вовремя.
– Придя в организацию, осмотритесь вокруг — возможно, вы заметите то, что вам поможет при собеседовании.
– Когда вас пригласят, входите спокойно, без спешки, сохраняя уверенный и деловой вид.
– Продемонстрируйте хорошие манеры. Это означает, что вы должны вежливо приветствовать своего собеседника, по возможности назвав его по имени и отчеству, не жевать резинку и не курить во время беседы, показать, что вы внимательно слушаете все, о чем вам говорят, отвечать спокойным ровным голосом и только по делу.
Чего не следует говорить в ответ:
О чем может спросить
Что вы чувствовали, находясь в роли работодателя и соискателя работы?
Довольны ли вы результатами собеседования?
Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии и трудоустройству?
– Заканчивая собеседование, вам следует выяснить, каковы будут ваши последующие действия.
– Постарайтесь закончить вашу встречу в позитивном тоне, подтвердите свою заинтересованность в получении данной работы. Поблагодарите своего собеседника за то, что он уделил вам часть своего времени.

 

Приложение №3

 

Ролевая игра «Интервью»

 

Приложение 3

Защита от некорректных собеседников

Если собеседник…

То вы…

Постоянно переспрашивает, сбивая вас с темпа («Я этого не понимаю, объясните еще раз)

«Вы скоро все поймете, надо просто внимательно слушать»

Постоянно намеренно неправильно цитирует великих, подкрепляя свои доводы, провоцирует вас его поправить

Цитируйте в ответ! Не пытайтесь поправлять, если неуверенны в своем знании цитаты, отметьте: «А мне по этому поводу вспомнилась другая цитата. . . »

Периодически прерывает вас («Вы это говорили», «Здесь все понятно», «С чего вы это взяли?»)

Выдержите паузу, после скажите: «Позвольте мне продолжить» или «Можно я закончу свою мысль?»

Обвиняет вас в незнании некоторых деталей, точных цифр

Заявите, что знаете все детали, но в данный момент хотите изложить только главное

Причисляет вас к определенной группе («Все вы такие», «Такие, как вы, всегда…

думают, что…»)

Заявите о неуместности подобных обобщений («Разве все русские, как это принято пьют чай из самовара?..»)

Употребляет непонятные термины или иностранные слова

Восхититесь его эрудицией, попросите перевести названные иностранные слова

В жестах, мимике, словах выражает неуважение по отношению к вам

Максимально серьезно предложите рассматривать дело, проблему, а не личность оппонента

Уклоняется от предмета обсуждения

Остановите разговор, вернитесь к его началу, обратив особое внимание на тему обсуждения

Использует слухи, сплетни

Поинтересуйтесь: «Откуда эта информация?» или «Кто ее проверял?»

 

Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».

Из предложенных поговорок выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на сегодняшнем занятии:

– Дело мастера боится.
– Через тернии к звёздам.
– Грамоте учиться всегда пригодится.
– Где хотенье – там уменье.
– Терпение и труд – всё перетрут.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

  1. Анализируется весь ход занятия и его основные моменты, оценивается деятельность каждого студента

Причины, по которым кандидатам отказывают в работе после интервью

Отметьте те из причин, которые для вас являются основани­ем для отказа кандидату в работе:

  • жалкий внешний вид,
  • манеры всезнайки,
  • неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки,
  • отсутствие плана карьеры: отсутствие четких целей и задач,
  • недостаток искренности и уравновешенности,
  • отсутствие интереса и энтузиазма,
  • невозможность участия в делах ломимо обусловленного графика,
  • чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате,
  • низкая успеваемость во время учебы,
  • нежелание начать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро,
  • стремление к самооправданию, уклончивость, ссылка на неблагоприятные факторы,
  • недостаток такта,
  • недостаточная зрелость,
  • презрительные отзывы о предыдущих работодателях,
  • недостаточное умение ориентироваться в обществе,
  • выраженное нежелание учиться,
  • недостаточная живость,
  • нежелание смотреть в глаза интервьюеру,
  • вялое, «рыбье» рукопожатие,
  • нерешительность,
  • бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжных удовольствий,
  • неудачная семейная жизнь,
  • трения с родителями,
  • неряшливое обращение,
  • отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко),
  • желание получить работу на короткое время,
  • мало чувства юмора,
  • мало знаний по специальности,
  • несамостоятельность (за него .принимают решения родители или кто-либо другой),
  • отсутствие интереса к компании или отрасли,
  • подчеркивание того, с кем имеет знакомство,
  • нежелание отправляться туда, куда потребуется,
  • цинизм,
  • низкий моральный уровень,
  • лень,
  • нетерпимость при сильно развитых предубеждениях,
  • узость интересов,
  • неумение ценить время (проводит много времени в кино),
  • плохое ведение собственных финансовых дел,
  • отсутствие интереса к общественной деятельности,
  • неспособность воспринимать критику,
  • отсутствие понимания ценности опыта,
  • радикальность идей,
  • опоздание на интервью без уважительной причины,
  • отсутствие каких- либо сведений о компании,
  • невоспитанность (не благодарит интервьюера за уделенное время),
  • отсутствие вопросов о работе со стороны интервьюируемого,
  • сильно давящий тип,
  • неопределенность ответов на вопросы.

 

Приложение  1

Три этапа собеседования

1ЭТАП

ШАГ 1 – установление контакта с собеседником.

2 ЭТАП

ШАГ 2 – получение и проверка необходимой информации о кандидате.

ШАГ 3 – ответы на вопросы кандидата о фирме и должности.

ЗЭТАП

ШАГ 4 – подведение итогов и договоренность о дальнейших шагах.

ШАГ 5 – завершение контакта с кандидатом.

Приложение  2

Дополнительная форма для фиксации информации о кандидате

Вербальная  информация

Невербальная информация

«+»

«-»

KZ.Jooble.orgвакансии для педагогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *