Проект «Развиваем речь ребёнка вместе»
Терликбаева Сауле Акишевна
воспитатель КГКП “Ясли- сад №7 “Ботакан”
отдела образования акимата г.Экибастуз
Пояснительная записка
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Самые близкие люди для ребенка – это его родители. Они лучше знают своего ребенка, понимают каждый взгляд, движение, всегда рядом в трудную минуту. Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешным в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счет уменьшения общения с детьми. Сегодня у многих детей к 5годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи.
Актуальность обусловлена необходимостью больше внимания уделять развитию речи детей. Поэтому возникла необходимость разработать проект «Развиваем речь ребёнка вместе», где бы родители могли получить необходимые рекомендации от воспитателей в развитии речи у детей. Отличительной индивидуальностью и новизной проекта является объединения усилий для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формирования у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.
Цель проекта: Повышение педагогической культуры родителей в развитие речи детей и сплочение в совместной деятельности.
Задачи:
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей;
- Помочь создать родителям благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- Формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- Создать развивающую образовательную среду в условиях детского сада, стимулирующую речевое развитие детей;
- Создать модели взаимодействия детского сада и семьи в речевом развитии детей. Переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в развитии речи детей, сотрудничестве с педагогами группы.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной деятельности родителей и педагогов;
- Улучшение эмоционального благополучия детей;
- Целостное воздействие на речевую систему;
- Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
- Потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в речевой деятельности;
- Навыки коммуникативного общения;
- Улучшение качеств подготовленности детей к школьному обучению.
Структура проекта
Этап | Содержание работы | Результат |
Подготовительный
(Март) |
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
|
Тема проекта. Цели, задачи. |
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. | Подборка и разработка дидактических игр по развитию речи детей. | |
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | – познакомить родителей с характеристикой речи детей 5-6 лет;
– донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; – заручиться их поддержкой в последующей работе.
|
|
Аналитический
(март) |
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. | Перспективно-тематический план. |
Подбор материала. | Пополнение предметно – развивающей среды демонстрационным и раздаточным материалом по теме. | |
Практический
(апрель – май) |
Реализация проекта в образовательную практику. | Реализация запланированных мероприятий. |
Презентационный
(май) |
Публичное представление продукта совместной деятельности. | Презентация проекта. |
Контрольный
(май) |
Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Показатели эффективности проекта (диагностика) |
План работы
Сроки
|
Название мероприятия | ||
С родителями | С детьми | ||
март | · «Результаты обследования речи детей группы» – познакомить родителей с результатами мониторинга по образовательной области «Коммуникация» на начало учебного года и декабрь 2015г.
· Познакомить родителей с библиотекой книг по решению проблем речевого развития детей. · Консультация для родителей «Характеристика речи детей 6 года жизни». · Акция «Уроки доброты»
|
Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Акция «Уроки доброты» |
|
Апрель – май | o Обучение родителей артикуляционной гимнастике.(папка – раскладушка)
o Памятка для родителей «Развиваем речь ребенка». o Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». o «Развиваем речевое дыхание» – папка – раскладушка o Конкурс совместного творчества детей и родителей «Театр своими руками» – подготовка небольшой инсценировки любимой сказки вместе с ребёнком. o Изготовление различных пособий для дидактических, сюжетно – ролевых и подвижных игр. o Акция «Родина мать- умей за неё постоять» – составить небольшой рассказ вместе с ребёнком о членах семьи участниках ВОв или тружениках тыла. o «Развиваем речь ребенка в игре». Знакомство родителей с простыми, интересными играми, способствующие развитию речи ребенка. o Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Как связаны движение и речь», «Зачем язычку нужна гимнастика», «Игры с ребёнком на кухне», «Игры по дороге в детский сад», «Пальчиковая гимнастика – для чего она нужна». o Консультация для родителей: «Игры для развития мелкой моторики рук». o Акция «Вся семья вместе так и душа на месте» – нарисовать с ребёнком портрет своей семьи и составить небольшой рассказ о семье. |
Занятия с детьми, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры. Пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Участие в конкурсе «Театр своими руками» Акция «Вся семья вместе так и душа на месте» Акция «Родина мать- умей за неё постоять»
|
|
май |
Презентация проекта «Развиваем речь ребёнка» на итоговом родительском собрании.
|
||
Конец мая | Ознакомить родителей с итогами мониторинга по образовательной области «Коммуникация», обсудить перспективы в дальнейшей работе по данной теме.
|
Заключение
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.
Литература
- Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004.
- Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. «Обучение связной речи детей 4-5 лет». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. М.: Издательство ГНОМ, 2012
- Земцова О.Н.
- И. Лопухина «Логопедия 550 игр». М.: 1995 г.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
- Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
- Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009