Доклад: «Стратегия «толстые » и «тонкие» вопросы, как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках литературного чтения»


Абдраманова Юлия Николаевна

Учитель начальных классов

Средняя школа № 3

Директор: Умирзакова Шолпан Кушербаевна

Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения. Современные учащиеся , погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов Не видят современные учащиеся ценностей, которые им может подарить литература. Чаще всего ученики читают поверхностно или эпизодически ознакамливаются с произведением. Но ведь литература является частью общенациональной культуры народа. С такой проблемой в своей практической деятельности столкнулась и я. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработанными идеями по теме «Стратегия «толстые » и «тонкие» вопросы, как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках литературного чтения». Основной проблемой в своей практической деятельности я вижу развитии познавательных интересов к предмету литературное чтение. Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данному предмету.

Познавательная деятельность- это единство чувственного восприятия, творческого мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Работая в общеобразовательной школе , где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические , мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя , должен быть поиск средств обучения, таких средств обучения, которые , во- первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по предмету, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во –вторых , дадут им возможность реализовать свою индивидуальность.

В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования выполнения государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие: Направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности ; опыта познания и самопознания; подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального

пути . Учащиеся основной школы должны научиться : самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения; самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность; самостоятельно планировать свой образовательный маршрут. Все перечисленные требования могут и должны быть сформулированы у учащихся в ходе организации их познавательной деятельности.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность , прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся , повышения качества учебно- воспитательного процесса.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и , как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием , только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем »- писал Я.А. Каменский. Путем использования современных педагогических технология на мой взгляд инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике.

Одной их технологий, позволяющих добиться развитие познавательного интереса и активности учащихся является «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Умение человека реально проанализировать , оценить происходящее вокруг него события, высказать своё личное мнение по поводу происходящего , определить своё «я» в нём – это и есть критическое мышление. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает ситуация или задача, с которой ребёнок сталкивается впервые, и у него нет готового ответа, ему недостаточно знаний, то есть нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём –то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

В начальной школе не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. Я во 2 классе использую диалоговое обучение и стратегию «толстые» и «тонкие» вопросы . «Умеющие мыслить,

умеют задавать вопросы»,- писал американский психолог Элисон Кинг. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления.

Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по –настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Стратегия – «толстые » «тонкие вопросы»

Она может быть применена для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

Стратегия «тонких » и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех этапов урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Психологи утверждают что, обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Для того чтобы учащиеся лучше освоили стратегию «толстые» и «тонкие » вопросы я разбила на этапы:

1 этап- На этом этапе я учу учеников различать «толстые » и «тонкие » вопросы. Учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

«Толстые и тонкие» вопросы можно задавать по следующим фразам:

«Тонкие» вопросы

-Кто…? –Что..? –Когда..? -Может…?

-Будет..? -Мог ли..? -Было ли..?

-Согласны ли вы..? -Верно ли..?

«Толстые »вопросы

Объясните почему..? – Почему вы считаете..?

В чем различие..? Предположите, что будет, если..?

2 этап- методов «Собери вопрос»

3 этап- продолжи вопрос

4 этап- учащиеся учиться составлять вопросы по тексту : сначала – «тонкие», а потом «толстые».

5 этап- при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают свои товарищам.

После того как дети заполняют таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать- необходимо поощрять даже незначительные успехи.

Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь- ученик должен знать , как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на «толстые» и «тонкие» вопросы. Эту таблицу учащиеся могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *