Урок познания мира “Свойства воды”


Абдраманова Юлия Николаевна

Учитель начальных классов

Средняя школа № 3

Директор: Умирзакова Шолпан Кушербаевна

Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).

Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по

открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные

источники информации (учебник, тетради, инструкция, лист оценивания, критерии оценки).

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 мин)

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Всем удачи пожелайте,

И работать начинайте.

– Сегодня ребята, я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию.

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые? (слайд № 1)

(ответы детей)

• Задают вопросы

• Ищут ответы на эти вопросы

• Наблюдают, проводят опыты

• Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть:

(я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди)

• Ведущий научный сотрудник

• Старший научный сотрудник

• Помощник

• Эксперты

Стадия вызова: (4 мин)

-Сегодня мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа

попробуйте отгадать:

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег

Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, 0н тут же весь растает. Лёд Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Туча Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. Родник Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман (Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок) – Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) -А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку? Лёд, снег. (твердое состояние ) Дождь, родник. (жидкое состояние) Облако, туман. (газообразное состояние) II.Сообщение темы и целей. Кто из вас ребята догадался, о что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды) – Тема нашей научной работы « Свойства воды» -Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму?… – На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы на нашем уроке. – Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока. – Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы.

III. Изучение нового материала. ( мин) – Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. – Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах. • Ведущий научный сотрудник – защищает проведённый опыт • Старший научный сотрудник – проводит опыт • Помощник – зачитывает задание для обсуждения в группе • Эксперты – наблюдают, помогают. Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. (слайд № …) • Будьте осторожны с оборудованием. • Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. • После проведенного исследования подготовьте вывод. • Запрещается пробовать на вкус любые вещества. • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. – А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой Физминутка: Очень всем нужна вода (показываем объем) Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх) Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед) Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны) Вместе на носочки встали, (выполняют) Тучку лапками достали.(руки вверх) Дружно хлопнули в ладоши (хлопок) До чего же день хороший.(покачивания головой) Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте) За работу нам пора! (садятся на место) Практическая работа. (5 мин) – Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудования для проведения опыта, листочки с описанием опыта, таблица для записи результатов опыта. Опыт №1. Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. • Определение запаха воды. Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам , а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать? • Определение вкуса воды. Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их

вкус. Обсудите основной вопрос своей группы. • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений. Опыт №2. Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. • Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку. • Посмотрим на свет. • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. • Посмотрим на свет. • Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений. Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе. • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. • Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце • Что происходит с формой воды? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений Опыт № 4. Вопрос: Может ли вода растворять вещества? Зачитаем план опыта. Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит? Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений IV.Итог урока. (12 мин) Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает. Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы. Какие же свойства имеет вода?

Речь ведущего научного сотрудника группы № 1 – Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Речь ведущего научного сотрудника группы № 2 – Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Речь ведущего научного сотрудника группы № 3 – Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в колбу, затем из колбы в блюдце. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске Речь ведущего научного сотрудника группы № 4 – Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества? Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что…. Сделали то же самое с солью и увидели что…. Затем положили песок и увидели что… В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске (Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае песок.) – Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. (на доске таблица: дети зачитывают свойства воды по ней.) Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды? Вывод: -Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

. Рефлексия (5 мин) – В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. – Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода! – Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. У нас оформлена выставка ваших книжек-малышек . Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок. -А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды – большие и маленькие. Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно. Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно. – Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик. – Какой замечательный дождик у нас получился! Домашнее задание. Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде. – В заключении я хочу напомнить: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни! – Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *