Методическое пособие для воспитателей ДОУ.


Малышева Ольга Сергеевна

воспитатель

ГККП детский сад №5 «Колосок»

Заведующая ГККП детский сад №5 «Колосок» Подолько Н.Б.

Содержание

 

 

Пояснительная записка…………………2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перспективно – тематическое планирование занятий по ФЭМП с палочками Кюизенера,

расширенное содержание образования во 2 младшей группе……………………………4

в средней группе………………………..…7

в старшей группе……………………..….15

Занятие №1 в средней группе.

Тема: « В гостях у сказки “ Теремок».

Счет в пределах 5. Возрастающий порядок.

Образование равенства из неравенства.…….23

Занятие №2. в старшей группе.

Тема: «На островах  Математики.»…………27

 

МОНИТОРИНГ………………………………….31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….35

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Картотека дидактических игр……………………………………………….37-47

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет  на занятиях “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной компетентности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Актуальностью данной работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства формирования элементарных математических представлений

 

Цель: создать условие развития познавательной компетентности у детей через обновление содержания образования в ДОУ.
Задачи: .
1. Изучать передовой опыт использования палочек Кюизенера.
2. Разработать проект в работе с детьми с палочками Кюизенера (перспективный план по всем возрастам).

3.Создать учебно-дидактический материал: палочки, карточки, демонстрационный материал.
4. Осуществить опытно-практическую работу с детьми по использованию палочек Кюизенера.
Новизна опыта : создание  целостной системы обучения элементарных математических  представлений у дошкольников через развивающую технологию «палочки Кюизенера».
 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по формированию элементарных математических представлений  с палочками Кюизенера во второй  младшей  группе .

(2раза в месяц, всего18 занятий)

сентябрь
методическое обеспечение 1 неделя   3неделя
базовое содержание Сравнение множеств «один» -много», «сколько»   Длинный, короткий (прием наложения
расширенное содержание

 

д/и: «Разноцветные  палочки»

карточка№1.

 

 

 

 
октябрь
методическое обеспечение 1 неделя   3неделя
базовое содержание .

Знакомство с понятием «слева», «справа»

 

  Знакомство с геометрической фигурой «круг»,понятия «большой», «маленький».
расширенное содержание д/и: «справа-слева»

карточка №2

  .
ноябрь
методическое обеспечение 1 неделя   3неделя
базовое содержание Сопоставление двух групп предметов «столько же»   Сопоставление двух групп предметов «один- много»
расширенное содержание

 

д/и: «Повтори»

карточка№3

   
декабрь
методическое обеспечение 1неделя   3неделя
базовое содержание Знакомство с геометрической фигурой «квадрат»       Учить различать утро, день, вечер, ночь через деятельность людей
расширенное содержание

 

д/и: «Квадрат»

карточка №4

   
Январь
методическое обеспечение 1неделя   3 неделя
базовое содержание Упражнять детей в раскладывании предметов на двух разноцветных полосках одна под другой   Круг. Квадрат
расширенное содержание

 

    д/и: «Квадрат»

карточка №4

Февраль
методическое обеспечение 1 неделя   3 неделя
базовое содержание Упражнять в сравнивании предметов по высоте ( прем наложения   Знакомство с геометрической фигурой «треугольник»
расширенное содержание

 

     

д/и: « Треугольник»

карточка№5

Март
методическое обеспечение 1неделя   3 неделя
базовое содержание Упражнять детей в сравнении предметов по высоте (прием наложения и приложения)   Части суток.

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

расширенное содержание.

 

д/и: « Построим заборчик»

карточка№6

   
Апрель
Методическое обеспечение 1неделя   3 неделя
Базовое содержание Сравнение предметов по толщине   Группирование предметов по количеству «поровну», «больше», «меньше
Расширенное содержание.

 

     

 

д/и: «Стройка»

карточка№7

май
Методическое обеспечение 1неделя   3неделя
Базовое содержание Устанавливать равенство и неравенство групп. Геометрические фигуры   Сравнение предметов по длине и ширине. Ориентировка в пространстве
Расширенное содержание.

 

 

д/и: «Домик в деревне»

карточка №8

  д/и: «Построим мостик»

карточка№9

 

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по формированию элементарных математических представлений  с палочками Кюизенера в средней группе

(1раз в неделю, всего36 занятий)

 

Сентябрь  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание  

Счет до 3. Цвет. Геометрические фигуры. Счет на слух

Счет до 4. Закрепление геом. Фигур: квадрат, круг. Ориентир в пространстве(слева, справа) Счет до 5. Сравнение групп предметов. Установление равенства. Величина: большой, поменьше, маленький Счет по образцу. Части суток.
расширенное содержание

 

д/и: «Выбор палочек по названному цвету. Треугольник»

Карточка №1

 

д/и :

«Квадрат»

Карточка №2

 

д/и:

«Вагончики»

Карточка №3

д/и:

«Части суток»

Карточка №4

октябрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Обучение счета в пределах 5 на основе наглядного сравнения двух групп предметов. Образование равенства из неравенства Формирование понятия о числе. Показ независимости числа от расстояния между предметами его образующими Сравнение предметов по длине путем приложения и наложения. Счет в пределах 5 на слух. Сравнение предметов по ширине путем приложения и наложения.
расширенное содержание

 

д/и: «Герои сказки «теремок».

Карточка №5

д/и: «Дачный участок»

Карточка №6

д/и: «Дорожка к зайчику»

Карточка №7

 
Ноябрь  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Ориентир во времени: части суток. Образование равенства из неравенства Показ независимости числа от размера предметов. Сравнение по ширине путем наложения. Счет по осязанию. Геом фигура –прямоугольник. Образование равенства и неравенства. Сравнение по длине путем наложения, приложения
расширенное содержание

 

д/и: « Части суток»

Карточка №9

  д/и: «Прямоугольник»,

Карточка №10

д/и: «Дорожка к зайчику»

Карточка №7

           

Декабрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Отсчитывание предметов в пределах 5 ( по образцу) Ориентировка на листе бумаги 9 сверху, снизу, слева, справа) Отсчитывание предметов в пределах 5 ( по названному числу) Введение временного понятия: вчера, сегодня, завтра Раскладывание 3х предметов в возрастающем порядке( по длине) Части суток. Раскладывание 3х предметов в убывающем порядке ( по длине). Треугольники
расширенное содержание

 

д/и: «Жители теремка»

Карточка №11

д/и: «елка»

Карточка №12

д/и « кровати 3х медведей»

Карточка №13

д/и: « Паровозик»

Карточка №14

январь  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Показ независимости числа от расстояния между предметами, его образующими( в ряд). Понятие «впереди», «сзади», «слева», «справа» Отсчитывание предметов по названному числу. Счет до 5. Утро,день, вечер, ночь. Воспроизводить множество по образцу, считать и отсчитывать предметы. Раскладывание предметов по длине и ширине в порядке возрастания и убывания Геометрическая фигура –прямоугольник. Различать прямоугольник, квадрат, треугольник. Вчера, сегодня, завтра
расширенное содержание

 

д/и: «Дачный участок»

Карточка №6

д/и: «Части суток»

карточка №9

  д/и: « Домик в деревне»

Карточка№15

                                            Февраль
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Независимость числа предметов от их расположения. Ориентировка в пространстве: слева, справа. Отсчет предметов по названному числу и запоминание его. Сравнение предметов по высоте. Счет предметов на ощупь в пределах 5. Ориентировка во времени: Вчера, сегодня, завтра. Равенство и неравенство групп предметов разного размера. Геометрические фигуры треугольник и квадрат( разные по размеру, цвету)
расширенное содержание

 

  д/и: «Лесенка»

карточка№16

  д/и: «Домик в деревне»

карточка№15

                                               март  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Отсчет и воспроизведение звуков по названному числу. Сравнение предметов по высоте. Счет предметов на ощупь. Раскладывание геометрических фигур вряд по возрастанию и убыванию. Ориентировка на листе бумаги.

Геометрические фигуры- прямоугольник и квадрат.

Сравнение предметов по толщине. Части суток.
расширенное содержание

 

д/и: «Три подружки»

Карточка №17

    д/и: «Части суток»

карточка№9

                                            Апрель
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Раскладывание геом фигур в ряд в порядке возрастания или убывания размера. Различие предметов квадратной, треугольной геом формы Геометрические фигуры ( слуховой диктант) Части суток. Воспроизведение множеств предметов по названному числу. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Равенство и неравенство групп предметов при различных интервалах между ними. Ориентация на поверхности.
расширенное содержание

 

д/и: «Сушим полотенца»

карточка№18

    д/и: «Детская площадка»

Карточка №19

                                               Май  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Отсчитывание предметов, Геометрические фигуры Сравнение предметов по величине(длина,высота, толщина) Части суток. Счет на слух. Времена года. Ориентировка в пространстве. Итоговое.
расширенное содержание

 

д/и: «сушим полотенца»

Карточка №18

    д/и: «Город цветных чисел»

Карточка №20

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по формированию элементарных математических представлений с палочками Кюизенера в старшей группе

(1раз в неделю, всего36 занятий)

 

 

я  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Геом.фигуры.

Количество и

Счет. Один-много.

Величина

Ориентировка в пространстве; Слева-справо,

На,над,под,между.

Высокий-низкий,

Выше-ниже

Величина; Широкий-узкий, шире-уже, длинный-короткий,длиннее-короче,толстый-тонкий,толще-тоньше Количество и счет; больше-меньше, столько-сколько, поровну. Ориентировка в пространстве; вверху-внизу, слева-справо.
расширенное содержание

 

д/и: «Сделай фигуру»

Карточка №1

д/и:

«Журавушка»Карточка №2

д/и:

«Стулья для семьи»

Карточка №3

д/и:

«Теремок»

Карточка №4

Октябрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Количество и счет; больше-меньше,столько-сколько,поровну.Итоговое число.Счет на ощупь. Закрепление правил счета отсчитывания в пределах 5. Соотношения количества предметов с числом. Знакомство с числом и цифрой 1.составлении равных групп предметов по заданному числу. Знакомство с числом и цифрой 2;Способ образования числа 2. Соотношение количества с цифрой. Танграм
расширенное содержание

 

д/и: «Грядка с овощами».

Карточка №5

д/и: «Собери фигуру»

Карточка №6

д/и: «Листочки кружатся, на землю ложатся»

Карточка №7

д/и: «Число 2»

Карточка №8

ноябрь  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Число и цифра 3; Состав числа Количественный и Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число и цифра 4; Состав числа,Закрепление заний о числах и цифрах от 1 до 3, понятие больше,меньше,еще меньше. Число и цифра 5; Работа с цифрами от 0 до

5.Состав целого из частей. Знакомство с частями суток.

Соседи числа в пределах 5. Порядковый и количественный счет. Закрепление знаний цифр от 1-5, их место в числовом ряду.
расширенное содержание

 

д/и: «Число 3»

Карточка №9

д/и: « Число 4»

Карточка №10

д/и: «Число 5»,

«Подбери цвет к частям суток»

Карточка №11

д/и: «Дорожка к теремку»

Карточка №12

 

                                           Декабрь  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Число и цифра 6; Счет на слух, называя итоговое число.Соотношение числа с цифрой. Пара. Быстро и медленно. Зан.№13 Число и цифра 7; Количественный и порядковый счет. Получение равенства из неравенства №16 Дни недели, времена года, части суток.№17
расширенное содержание

 

д/и: «Число 6», «

Карточка №13

д/и: «Разложи по парам»

Карточка №14

д/и: « Число 7»

Карточка №15

д/и: «Дни недели»

Карточка №16

январь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Число и цифра 8; умение называть и узнавать цифры 1-8. Число и цифра 8; получение равенства из неравенства. Деление квадрата и прямоугольника на 2 части. Число и цифра 9; Количественный и порядковый счет. Смежные числа. Величина измерения длины при помощи условной мерки. Закрепление порядкого счета. Соседи числа.
расширенное содержание

 

д/и: «число 8»

Карточка №17

  д/и: «Число 9»

Карточка №18

 
февраль  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Число и цифра 0; Число и цифра 10. Отсчитывание предметов и соотношение их с цифрой. Последовательности чисел в числовом ряду. Закреплять знания о геом. фигурах. умение видеть их в окружающей обстановке. Ориентировка на листе (верх-низ, право-лево). Выкладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по длине и ширине. Логическая цепочка. Ориентировка во времени; Дни недели. Соотношение чисел и дней недели.
расширенное содержание

 

д/и: «Число 10»

Карточка №19

  д/и: «Сушим полотенца»

Карточка №20

 

 

Март  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание  Количественный и порядковый счет в пределах 10 в разных направлениях. Деления геом. фигур на части; круг, прям. Квадрат. Сравнение смежных чисел.  Знакомство детей с овальной формой. Счет фигур на ощупь; Упражнение в счете на слух. Счет от заданного числа. Последовательности чисел в числовом ряду. Соотношение числа и цифр. Ориентировка в пространстве; между, рядом. Учить передвигаться в указанном направлена и счете шагов. Отсчитывание предметов по образцу и названому числу.
расширенное содержание

 

д/и: «Дорожка к белочке, дорожка к ежику»

Карточка №21

  д/и: «Я-число, ты-палочку»

Карточка №22

 
апрель
методическое обеспечение 1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Составление групп предметов по указанному числу и цифре. Учить определять и различать величину предметов на глаз. Измерение условной мерки объема жидких и сыпучих тел тяжелый-мягкий. Ориентировка на листе бумаги. Учить передвигаться в указанном направлении с счета шагов. Счет в пределах 10; установление связи между числом и кол-вом предметов. Определение местонахождение предметов по отношению к себе. Формирование временных понятий последовательности дней, недели логическая цепочка.
расширенное содержание

 

д/и: «Собаки»

Карточка №23

  д/и: «Мастерим стул».

Карточка №24

 
Май  
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3неделя 4 неделя
базовое содержание Счет предметов с участием различных анализаторов. Деление целого на части. Сравнение смежных чисел. Формирование пространственного представления по отношению к себе сравнение предметов и нахождение несоответствия. Выполнения действий по количеству. Итоговое занятие; геом. фигур. Величина, ориентировка в пространстве. Итоговое занятие; кол-во и счет, граф. диктант

логическое мышление

расширенное содержание

 

д/и: «Раздели пополам»

Карточка №25

  д/и: «Твоя любимая фигура»

Карточка №26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия №1

по формированию элементарных

математических представлений в средней группе.

Тема: « В гостях у сказки “ Теремок».

Счет в пределах 5. Возрастающий порядок.

Образование равенства из неравенства.

Цель: формирование у детей познавательной компетентности.

Программное содержание: Закреплять навыки  счета в пределах 5, умение

образовывать  равенства из неравенства. Раскладывать  предметы правой рукой слева направо. Формировать навыки сравнения нескольких предметов ( до 5 ) разной высоты, раскладывая в возрастающем порядке , обозначая порядок расположения словами(самая низкая, повыше, еще выше, высокая, самая высокая ), используя палочки Кюизенера. Закреплять  навыки количественного счета , пересчитывать предметы , называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос: «сколько всего?»  .

Отсчитывать количество цветных палочек по названному числу.  Действовать по словесной инструкции воспитателя. Закрепить  навыки ориентировки в пространстве от себя, геометрические фигуры. Развивать когнитивные умения. Поощрять самостоятельность детей , инициативность. Воспитывать чувство ответственности.

Словарь: всего пять, бір- один, екі- два, үш- три, төрт- четыре, бес- пять, қоян- заяц ,справа, слева, впереди, сзади.

Оборудование: демонстрационный материал: крупные  геометрические фигуры: круг,овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, фланелеграф, цветные полоски , мышка, лягушка, заяц, лиса, волк- игрушки, макет теремка, петушок.

 

Раздаточный материал: геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, палочки Кюизенера, ягодки, карточки с теремочками, карточки с героями.

Методы и приемы

– практические ( игровые)

– дидактические игры;

– наглядно-действенные приемы;

– словесные ;

– игровые занимательные упражнения.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный:

Воспитатель приглашает детей на занятие.

-колокольчик звенит, что же он нам говорит?

Предлагает игровую ситуацию:

« вы знаете сказку «теремок»?

А где животные нашли теремочек? И мы отправимся к ним в гости.

Игровое упр. «наиди такую-же»

Мы полетим на ковре – самолете. Возьмите каждый геометрическую фигуру и встаньте на ковер, рядом с такой- же. Готовы? Летим!

– справа горы высоки. Покажите и скажите где.

– слева реки глубоки. Покажите и скажите где.

– впереди большой овраг. Где овраг?

– ой, ковер клонется назад. Покажите.

А вот он теремочек. А вот и его жители.

Организационно-поисковый:

(проходят за столы )

1 задание.

Дидактич. игра « сколько?»

-Посчитайте жителей теремка.

Сколько всего?

А сколько цветов на поляне?

Чего больше?

что нужно сделать, чтобы стало поровну?

А как еще можно сделать поровну?

– а кто посчитает на казахском языке?

Динамическая пауза.

Раз согнуться, разогнуться.

Два- нагнуться, потянуться

Три- в ладоши 3 хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – тихо сесть опять.

(за столы садитесь, осторожно шевелитесь)

2 задание.

Дидактическая игра. «цветная лесенка»

посмотрите , а  у теремочка нет лесенки. Давайте построим красивую цветную лесенку для героев сказки.

– отсчитайте 5 палочек разного цвета.

– постройте лесенку от самой низкой до самой высокой ступеньки.

– все выложили, давайте проверим.

_ лягушка , хочет подняться в теремок, помогите ей , называя каждую ступеньку.

– а теперь проводите зайчика.

Как на каз.яз заяц?

динамическая пауза

«теремок»

Стоит в поле теремок ,

На двери висит замок,

Открывает его волк,

Дерг- дерг, дерг- дерг.

Пришел Петя-Петушок

И ключом открыл замок.

3задание.

Дидактическая игра: «Количество и счет»

. сюрпризный момент

« Петушок принес угощение для жителей теремка»

Разложите ягодку для каждого

героя.

– посмотрите друг у друга правильно ли угостил ваш сосед?

Воспит-ль обращает внимание если ребенок разложил не правильно.

– сколько у тебя героев? А сколько ягод? Поровну!

-давайте вспомним, жителей теремка.

-какое задание вам понравилось?

-какое было трудным?

– мне понравилось как вы сегодня меня внимательно слушали, правильно отвечали,

Выкладывали лесенку.

 поощрение

Петушок принес угощение не только для жителей теремка, но и для вас!

– вы ребята- молодцы! Получите леденцы!

                                                                                 

Конспект занятия №2:

по формированию       

                 элементарных математических

                  представлений в старшей группе.

Тема: «На островах  Математики.»

                Итоговое занятие за 1 полугодие.

Цель: формировать элементарные математические представления у детей старшего возраста.

Программное содержание: закрепить: порядковый и количественный счет до10;представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; продолжать учить ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант), уметь решать логические задачи, выкладывать ленту цифр от 1 до 10, определять пространственный ориентир от себя, называть временные ориентиры. Развивать зрительную, слуховую память; когнитивные умения, логическое мышление, познавательную компетентность. Воспитывать навыки организованного поведения на занятии.

Словарь: белка- тіин , столько же, вправо, влево, вверх, вниз,

Оборудование:                                  

Демонстрационный материал: карта, мяч,письмо, образец из геом.ф., картинка Незнайки,

Раздаточный материал: касса цифр, цветные палочки, тетрадь, простой карандаш,

карточка с полосками; белки, елки-счетный материал, геом.ф.,

Ход занятия:

  1. сюрпризный момент:Воспитатель сообщает детям , что в детский сад пришло письмо( открывает конверт).

Приглашаю всех детей в путь отправится скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Путь не в Антарктиду,не в Артику-на острова Математики!

Испытать себя хотите?

На корабль поспешите!

Здесь нет подписи, думаю в конце путешествия мы узнаем автора письма.

Итак, принимаем приглашение? Но нам нужны билеты, чтобы пройти на корабль.

– на корабль нет билетов служат пропуском ответы.

2.игра на логику (с мячом)

Вопросы:

2.сколько солнышек на небе?

3.сколько пальцев на руке?

4.какое число входит в название сказки о Ниф- Нифе,Наф-Нафе,Нуф-Нуфе?

5.В каких сказках встречается число 7?

6.какая цифра вкусная?

  1. назови2 месяц зимы.
  2. какой день недели был вчера?

9.сколько пальцев на руке?

10.какой сегодня день недели?

11.назови цифру больше 4.

12.какой завтра будет день недели?

Воспитатель хвалит детей, приглашает на корабль. Вот мы и на корабле. Что необходимо всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути? Карта! Такая карта есть и у нас.

Ты не знаешь куда плыть?

Подскажу уж так и быть!

Быстро карту рассмотри.

Где сигнал туда плыви!

  1. «остров Занимательных задач»

На этом острове много диких животных. Нам нужно посчитать сколько всего зверей

– что нужно сделать, чтобы животных стало 10?

– сколько стало зверей?

-что больше 10 или 9? На сколько больше? На сколько меньше?

– десять животных это…

– какой цифрой обозначается число 10?

(плывем дальше)

  1. «остров Цифроград»

Здесь цифры в беспорядке маются

И в вашей помощи нуждаются.

-а кто посчитает до 10 на каз.яз?

Мы, цифры вас благодарим!

А еще сказать хотим, что мы запомнили того, кто нас местами переставил.очень просим вас , друзья

Его фоторобот составить.

  1. «остров Подумай»

-Вот и следующий остров.(выставляет картинку с изображением человечка из геом.фигур).

-вот как описали цифры того, кто их перепутал.( убирает картинку)

-вам он кого нибудь напоминает?

Если нет,то плывем дальше

4.Разминка . «ничего не говори, лишь руками покажи».

Чтобы попасть на следующий остров , необходимо проплыть канал, который называется « ничего не говори , лишь руками покажи»

Воспитатель говорит: «высоко, далеко, низко, близко,слева, справа, широко, узко, много, мало, поровну, быстро, медленно!»

5 «остров Линиягорск»

карандашик, устремись

Вправо, влево, вверх и вниз.

От исходной точки

Вверх 2 клеточки, вправо 1, вверх 2,вправо1, вверх2,вправо1,вниз2, вправо 6, вверх 4,вправо 6, вниз 8

– цветные палочки нам послужат вагонами. Разложите палочки в одну линию, начиная  от самой короткой до самой длинной. всего  6 вагонов.

-каким по порядку стоит красный вагон?

-вагон какого цвета стоит 6?

-какой по порядку вагон находится между2 и 4?и т.д.

  1. « морской шторм»

Звучит аудиозапись.воспитатель задает вопросы на временные ориентиры.

-сколько дней в неделе? Назови будние дни, выходные.

-сколько частей в сутках?разложи правильно.

-назови времена года по порядку? Скажи,к какому времени года относится картинка.

  1. «остров Посчитай»

Сколько елок? Выложи на красной полоске.

Белки тоже есть смотри, сосчитай и назови. Сколько белок? Выложи на зеленой.

– сколько у вас получилось?

-а кто знает как на каз яз. слово белка?

Итог:

– а кто это прячется между елок?

Незнайка! Вот кто пригласил нас на острова Математики!

Вам понравилось занятие, а какое задание понравилось больше всего?

Кто сегодня  лучше всех отвечал?

Незнайка приготовил для вас всех

угощение. Вы сегодня отлично поработал

 

Система оценки уровня развития познавательной компетентности (подобласть ФЭМП)

 

 

1уровень

Имеет представление о величине(длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький)Понимает пространственные отношения (слева, справа,вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

 

2 уровень

Группирует палочки по цвету и величине.Умеет различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры.

 

3уровень

Ребенок воспроизводит задания по образцу, по словесной инструкции.Устанавливает равенство и неравенство двух групп предметов.Способен различать количественный и порядковый счет в пределах 5

 

2009-2010год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки уровня развития познавательной компетентности

( подобласть ФЭМП)

 

 

3 уровень

Образовывает числа в пределах 10 на основе измерения и цвета.Умеет сооружать сложные конструкции не опираясь на образец, ориентируясь на опыт и словесную инструкцию.

 

2 уровень

Имеет представление о составе числа из единиц. Выкладывает палочки в убывающем и возрастающем порядке.

 

1 уровень

Ребенок умеет обозначать словами месторасположение палочек в пространстве.При  работе имеет некоторые затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленный материал  направлен на повышение познавательной компетентности дошкольников. Методический материал  дает возможность педагогам  глубже познакомиться  с новым пособием и его применением на занятиях и в индивидуальной работе с  детьми  3 – 5лет.

Игровой характер обучения придает педагогическому процессу целостный, последовательный, творческий и перспективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК

 

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Новикова.В.П., Тихонова.Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.// «Мозаика-Синтез»2008-72с.

 

2.Комарова Л.Д. Как работать с палочками               Кюизенера?:Игрыиупражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д -2006 – 64 с.

 

3.Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 2003.

 

4.Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Приложение.

 

                           Картотека дидактических игр         

                     во второй      младшей     группе.

 

Карточка №1: «Разноцветные палочки»

Познакомить детей с эталонами цвета, учить различать и называть палочки по цвету, соотносить цвет с предметом.

Карточка №2: «Слева-справа»

Закрепить названия основных цветов.

Формировать умение ориентироваться от себя.

 

 

Карточка№3: «Повтори»

Развивать умение группировать, классифицировать палочки по образцу.

Карточка№4: «Квадрат»

Упражнять в конструировании квадрата из палочек одинакового цвета. Закрепить умение узнавать и различать квадрат.

 

 

 

 

 

Карточка№5: «Треугольник»

Упражнять в конструировании треугольника из палочек одинакового цвета. Закрепить умение узнавать и различать треугольники.

Карточка№6: «Построим заборчик»

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с приемом наложения и приложения палочек друг к другу.

 

Карточка№7: «Стройка»

Закрепить умение  группировать палочки по цвету, находить большее количество, меньшее. Уметь уравнивать.

Карточка№8: «Домик в деревне»

Учить конструировать домик из палочек, обращать внимание на геом фигуры:квадрат и треугольник.

 

 

 

 

 

                         Картотека дидактических игр

                                   в средней группе.

 

Карточка№1: «Треугольник»

Учить считать до трех. Находить три палочки одного цвета. Выкладывать геом фигуру треугольник.

Карточка№2: «Квадрат»

Учить считать до четырех. Находить четыре палочки одного цвета. Выкладывать геом фигуру-квадрат.

Карточка№3: «Вагончики»

Учить считать до пяти. Закрепить названия эталонов цвета. Познакомить с понятиями: «большой», «поменьше», «еще меньше», «маленький», «самый маленький».

Карточка№4: «Части суток»

Учить обозначать каждую часть суток  определенным цветом. Выкладывать по порядку, рассуждать логически.

 

 

 

 

 

 

Карточка №5: «Герои сказки «теремок»»

Развивать воображение, обозначать героев сказки подходящим цветом. Закреплять умение считать  в пределах 5.

Карточка №6: «Дачный участок»

Развивать воображение. Учить группировать палочки по цвету и длине. Показать независимость числа  от расстояния палочек.

Карточка№7: «Лесенка к домику»

Учить выкладывать палочки методом приложения и наложения. Используя слова: самая длинная, покороче, еще короче, короткая и самая короткая.( и в обратном порядке)

 

Карточка№8: «Прямоугольник»

Учить выкладывать геом фигуру прямоугольник ,самостоятельно подбирая размер палочек.

 

 

 

Карточка №9: «Жители теремка»

Учить отсчитывать палочки в пределах 5, располагая их по образцу воспитателя.

Карточка №10: «Елка»

Закрепить умение отсчитывать палочки по словесной инструкции воспитателя.

Карточка№11: «Кровати 3х медведей»

Учить выкладывать предметы по образцу, в возрастающем порядке.

Карточка№12: «Паровозик»

Учить выкладывать палочки в убывающем порядке, самостоятельно их подбирая по длине.

 

Карточка №13: «Домик в деревне»

Учит выкладывать домик из геом фигур, называть и различать их.

Карточка№14: «Лесенка»

Учить самостоятельно  выкладывать палочки разной высоты, уметь их сравнивать.

 

 

Карточка№15: «Три подружки»

Закрепить умение сравнивать предметы по высоте.

Учить подбирать палочки  для создания  модели.

 

Карточка№16: «Сушим полотенца»

Закрепить умение выкладывать геом фигуры из палочек разного размера, располагать их в порядке возрастания.

 

Карточка№17: «Детская площадка»

Закрепить умение ориентироваться  на поверхности , счет в пределах 5.

Развивать воображение, сооружая модели: качели, карусели, горки.

Карточка№18: «Лабиринт»

Закрепить: сравнение палочек по величине, ориентир от себя

 

 

 

   

 

 

 

                 

 

 

                  Картотека дидактических игр

                              в старшей группе    

 

Карточка№1 «Сделай фигуру»

Закрепитьумение составлять геом фигуры из палочек. Знать названия геом фигур.

Карточка№2: «Журавушка»

Учить моделировать предмет по словесной инструкции воспитателя.

 

Карточка№3: «Стулья для семьи»

Формировать умение сравнивать предметы по разным величинам. Учить использовать палочки для моделирования предметов разных размеров.

Карточка№4: «Наведи порядок»

Учить ориентироваться в пространстве, отделять палочки по общим признакам, определять большее и меньшее количество палочек.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка№5: «Число 2»

Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, такой же длины. Розовая палочка-это число «2», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.

Карточка№6 «Число 3»

Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки,составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка-это число «3».

Карточка№7: «Число 4»

Найди палочку, равную по длине четырем белым палочкам. Четыре белые палочки,составленные вместе, по длине равны синей.Синяя палочка-это число «4».

Карточка№11: «Найди пару»

К цветной цифре ( палочке), учить подбирать число изображенное на карточке.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка№12: «Число 7»

Найди палочку, равную по длине семи белым палочкам. Семь белых палочек,составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка-это число7.

Карточка№13: «Дни недели»

Учить обозначать дни недели цветными палочками.

Запомнить дни недели по порядку, в разброс.

 

Карточка№14: «Число 8»

Найди палочку, равную по длине восьми белым палочкам. Восемь белых палочек,составленные вместе, по длине равны оранжевой. Оранжевая палочка-число8.

Карточка№15: «Число 9»

Палочка равная по длине девяти белым палочкам-черного цвета. Черная палочка-число «9».

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка№16: «Число 10»

Палочка равная по длине десяти белым палочкам-коричневого цвета. Коричневая палочка-число «10».

Карточка№17: «Сушим полотенца»

Учить выкладывать палочки в возрастающем и убывающем порядке по длине и ширине.

Карточка№18: «Дорожка к белочке, дорожка к ежику»

Закрепить знание цветных чисел от 1 до 10. Количественный и порядковый счет в разных направлениях.

Карточка№19: «Я-число, ты-палочку»

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает.

 

 

 

 

Карточка№20: «Собаки»

Развивать умение воспроизводить предметы по образцу, сравнивать по величине.

 

 

 

Карточка№21: «Цветной ковер»

Закрепить знание цветных чисел. Воспитатель предлагает каждому ковер из чисел, а дети заменяют числа на цветные палочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

В рецензируемом пособии: « Палочки Кюизенера в системе занятий по ФЭМП-основа развития познавательной компетентности детей 3-5лет.» Малышева.О.С. проявила     умения в систематизации опыта, последовательности его описании. Отмечается ясность и понятность изложения материала, целесообразность выбранной темы и соответствие        содержания работы теме.

Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования познавательной компетентности детей, использованием  дидактических игр на основе палочек Кюизенера ,как средства формирования элементарных математических представлений.

В работе обоснованно на первый план выдвигается вопрос о создании  условий развития познавательной компетентности у детей через обновление содержания образования в ДОУ. Доминирующей темой данного пособия является
создание  целостной системы обучения элементарных математических  представлений у дошкольников через развивающую технологию: «палочки Кюизенера».
В данном пособии воспитатель предоставил игровые занятия с палочками Кюизенера. Это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях. С помощью занимательных игр воспитатель знакомит с числом, величиной, геометрическими фигурами; упражняет в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Автор проявил умения в систематизации дидактических игр, безусловной заслугой автора является разработка расширенного содержания методического обеспечения по ФЭМП в  разных возрастных группах. Работа бесспорно, углубляет представления о возможностях обучения с палочками Кюизенера на занятиях по ФЭМП.

Работа может быть оценена положительно. Пособие « Палочки Кюизенера в системе занятий по ФЭМП-основа развития познавательной компетентности детей 3-5лет.» может быть рекомендовано к изданию и распространению среди практиков ДОУ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *