Методическое пособие «Развитие графических навыков письма детей 5-7 лет»


Корчагина Ольга Сергеевна

Воспитатель государственного коммунального казенногого предприятия детский сад № 5 «Колосок» при отделе образования города Степногорска.

Заведующая ГККП «Детский сад №5 «Колосок» Подолько Н.Б.

Рецензия

 

В представленной работе составитель Корчагина О.С. раскрывает актуальную проблему успешной подготовки ребенка к школе необходимостью формирования у детей первоначальных навыков письма.

Работа представляет большой интерес не только с точки зрения обучения дошкольников, но и  с позиции обновления  содержания образовательного процесса.

Материал изложен ясно, понятно, в логике стандартов дошкольного воспитания и обучения.

В работе обоснованно на первый план выдвигаются вопросы о создании условий для  развития моторной готовности ребенка к школе.  Безусловной заслугой составителя является разработка содержания индивидуальной рабочей тетради по развитию графических навыков у дошкольников на нелинованном листе бумаги. Прослеживается игровая мотивация, принцип доступности, системности,  усложнения материала «от простого к сложному». Отражен материал направленный на формирование первоначальных каллиграфических навыков у детей предшкольной группы и развитие  таких способностей, как: координация движений руки, внимание и зрительное восприятие.

Структура издания представлена пояснительной запиской, целью, задачами, расширенным  перспективно-тематическим планированием, системой оценки сформированности графических  навыков детей старшего дошкольного возраста, мониторингом, методическими рекомендациями к проведению интегрированных занятий по обучению грамоте и письму.

Данная работа может быть оценена положительно и рекомендована к распространению среди педагогов детских садов. Возможна  адаптация занятий для детей предшкольных классов  в период освоения ими письменности.

 

 

Рецензент: Проценко Т.В., руководитель ГМО старших и

предшкольных групп

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

  1. Формирование графических навыков детей……………………………………6
    • Работа над формированием графических навыков письма…….6
    • Этапы формирования графических навыков  у детей 5-7 лет…7
    • Виды упражнений…….………………………………..…………..8
    • Алгоритм работы …….…………………..………….…..………..9
  1. Методическое обеспечение……… ……………………………………………10

2.1    Гигиенические правила письма…………….……….………………….10

2.2   Знакомство с основными направлениями и способами проведения линий……………………………………..………….………………….15

2.3 Обучение детей 6-7 лет написанию элементов строчных и прописных  букв …………………………………..……………..18

2.4  Методические рекомендации……………………………………..20

2.5  Расширенное перспективно-тематическое планирование занятий  по основам грамоты и письма в старшей группе с детьми 5-6 лет……………………..……………………………..21

2.6  Примерный перспективный план организованной  деятельности детей 6-7 лет по развитию графических навыков письма на занятиях обучение грамоте и письму в группе предшкольной подготовки……….………………………………25

2.7  Система оценки уровня развития у детей  графических навыков письма…………….…..………………….…………………………32

МОНИТОРИНГ…………………………………..…….……..…..….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………….34

ЛИТЕРАТУРА …………………………..……………………….…………35

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..……..36

  1. Условные уровни развития графических навыков детей 5-6 лет на нелинованном листе бумаги и таблица оценки уровня развития графических навыков детей 5-6 лет  на нелинованном листе бумаги……………………………………………………………..…….36
  2. Лист для проведения сравнительного анализа и мониторинга усвоения детьми 6-7 лет написания основых элементов прописных букв на линованном листе……………………….…..38
  3. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков письма детей

5-6 лет на нелинованном листе бумаги…………….…..(прилагается)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони

 

Все чаще учителя школ сталкиваются  с проблемой письма у первоклассников. Затруднения обусловлены недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации руки. Один из аспектов модели выпускника детского сада «…необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма….».[1] «Именно возраст шести  лет является сензитивным периодом для развития кисти руки, когда заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти».[2]

Актуальность: Трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми  с целью формирования двигательных предпосылок письма.

Методологической основой для разработки пособия явились теории целенаправленного обучения двигательным навыкам письма дошкольников  (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон), теория развития графических навыков детей (В. В. Горбатова), теория организации занятий с леворуким ребенком (М. М. Безруких). Основываясь  на научные теории, были определены и теоретически обоснованы наиболее важные принципы: последовательность, системность, преемственность, интеграция.

Определяющим в данной деятельности являются нормативные базы  следующих документов: Закон Республики Казахстан Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.);

Программа развития детского сада на период с 2016 по 2020 годы;

Положение об инновационной деятельности;

Положение об изучении и обобщении передового педагогического опыта.

Задачи:

изучить и систематизировать материал по проблеме;

-составить расширенное перспективно-тематическое планирование работы с детьми  на занятиях обучение грамоте и письму в старших и предшкольных группах по развитию графических навыков письма;

– разработать и апробировать рабочую тетрадь  по развитию графических навыков детей 5-6 лет на нелинованном листе  и систему упражнений для работы на линованном листе для детей 6-7 лет;

-составить  методические рекомендации  к проведению занятий;

-провести исследования и анализ на сформированность  графических навыков у детей.

Практическая значимость:

Разработанные задания и упражнения для детей 5-6 лет помогут последовательно освоить разнообразные линии и их сочетание, у детей будет  развита координация движений руки. Безусловно, такая предварительная работа позволит приступить к более сложным формам письма: написанию элементов букв и их сочетанию в тетради в тонкую линию.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению письму на линованных листах обеспечивается развитием таких способностей, как: координация движений руки, внимание и зрительное восприятие. Это все соответствует государственным образовательным стандартам, а именно: программе «Біз мектепке барамыз» (Республиканский центр «Дошкольное детство», 2013) и  «Модели выпускника» (Республиканский центр «Дошкольное детство», 2012).

Ожидаемый результат:  Дети освоят базовые графические навыки, научатся ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство, писать элементы букв.

 

 

 

1.Формирование графических навыков у детей

 

1.1 Работа над формированием графических навыков письма включает в себя:

-выработку правильной посадки при письме;

– обучение ориентации на листе;

-освоение линейной графики на нелинованном листе (прямые горизонтальные, вертикальные линии, наклонные, дугообразные, ломаные, волнообразные, параллельные линии)

-обучение написания элементов прописных букв на линованном листе.

Первостепенное значение при обучении навыкам письма имеет показ   процесса написания и объяснение способов написания. Задача ребенка: увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец. Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме на начальном этапе обучения.  Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнения и тренировка. Конечно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но до тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, “как делать” (т. е. не осознал алгоритм действия, движения — “откуда начать, куда вести, где закончить”), пока не сформирована задача действия, “упражнять” ребенка не только бессмысленно, но и вредно. Это не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его. Совместно с детьми педагог должен рассмотреть последовательность движения, объясняя действия: «начинаю слева, от точки (границы).., веду к …, и т.д.». Важно «описывать» движение одинаковыми словами.

 

 

 

1.2 Этапы формирования графических навыков

 

1 этап

Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминуток можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги.

Анализ и синтез графических, условных изображений предметов (круг, квадрат, овал…), который поможет ребенку вспомнить и назвать части, из которых состоит рисунок.

 

2 этап.

Специальные задания и увлекательные упражнения помогут ребенку 5-6 лет освоить графические навыки и развить мелкую моторику и координацию движений руки. Работая в  тетрадке, ребенок будет упражняться в проведении линий в хорошем исполнении с помощью образца, тренироваться самостоятельно проводить различные линии, обводить по контуру и внутри него, раскрашивать картинки, рисовать кружочки, дуги, бордюры и другие сочетания линий, которые в будущем помогут ему в освоении письма.

 

3 этап

Подобранные и систематизированные задания помогут ребенку 6-7 лет освоить работу в тетради в тонкую линию. Ребенок будет упражняться в написании элементов прописных и строчных букв, их чередовании и сочетании, слитном написании. Данные упражнения   развивают внимание, глазомер и умение свободно передвигать руку по строке.

 

  • Виды  упражнений

 

На нелинованном листе

 

На линованном листе

 

 

 

  • Алгоритм работы

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.

Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка, выделение элементов, определение последовательности движений и т.д.)

Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным.

Умственная форма – когда постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Педагог напоминает, а ребенок  представляет весь ход действия «в уме».

 

Кратко выделим последовательность действий:

  1. Рассматривание элемента (из каких линий состоит, на что похож, его расположение).
  2. Повторение названий линий, проговаривание
  3. Определение направления движения карандаша
  4. Проговаривание направления движения
  5. Воображаемое письмо (в воздухе) и обводка (на карточке)
  6. Выполнение работы (4-6 минут для детей 5-6 лет, 5-8 минут = 1-2 строки для детей 6-7 лет)

 

 

 

  1. Методическое обеспечение

 

  • Гигиенические правила письма    

Уровень развития мышц руки и способность управлять своими пальцами, совершать точные движения называется мелкой моторикой. Центры, отвечающие за работу рук, в головном мозге обширны и связаны с другими нервными структурами, обеспечивающими восприятие, мышление, память, речь, внимание. Поэтому развитие мелкой моторики способствует развитию всех интеллектуальных функций, а также подготавливает руку к письму. Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);

3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

С самого начала формирования навыка письма перед обучающимся встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет. Почему это так важно? Потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

 

Как надо сидеть при письме?

Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас.

Вот эти правила:

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь. Туловище, голову, плечи держать ровно;
  2. Опираться спиной на спинку стула;
  3. Не опираться грудью на стол;
  4. Ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
  5. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  6. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
  7. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Cтол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

 

 

Так нужно правильно сидеть.        Так должна лежать тетрадь на столе.

 

  Как правильно держать ручку (карандаш)?

Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально. Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Ручка должна лежать на левой               А – правильно   Б – неправильно

стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки (карандаша) — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек и карандашей, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Как работать с левшой?

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.   Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи:

-нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

-необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента;

-несколько раз выполнить движение в замедленном темпе.

Положение ручки при письме для леворукого ребенка:

-ручка должна составлять одну линию с рукой;

-рука при этом должна располагаться под линией письма.

-держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от стержня.

-бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;

-правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;

-свет при письме падает справа;

-поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо.

 

Правильное положение руки, тетради

при письме леворукого ребенка.

  • Знакомство детей с основными направлениями и способами проведения линий

 Рисование по точкам, пунктиру

Начинать прописывать элементы рисунка рекомендуется по точкам, пунктирам. Также при обучении написания линий ребенку дается возможность обведения (по точкам, пунктирам или по контуру). При обведении образца ребенок закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Только после «пробного» написания ребенок приступает к самостоятельному выполнению работы.

 

Написание прямых линий

  На первых этапах необходимо познакомить детей с разнообразием линий: их можно проводить в разных направлениях (наклонная, прямая горизонтальная, прямая вертикальная линия). В начале обучения движения у детей очень отрывисты, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма. При написании  прямых линий на практике часто наблюдается первоначальное дрожание руки. Поэтому обучение лучше начинать с коротких линий. Позднее длина линии  увеличивается. Остановка движения при этом возможна в любой части линии, так как еще нет ритма в движении.  Особое внимание обращаем на нажим карандаша, т.к. зачастую боязнь ребенка провести линию неровно приводит к еле заметным нечетким линиям.

 

     Написание наклонной линии

Обращаем внимание на направление наклонной линии (например: с верхней правой стороны в левую нижнюю часть).    Если знакомим с ломаной (зигзагообразной, зубчатой) линией, то необходимо обратить внимание на безотрывное движение в ином направлении.

       Безотрывное письмо

На первых этапах обучения дети обязательно отрывают руку. Это нужно для снятия напряжения, чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного проведения линий нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит карандаш в ту точку, где он остановился.

Для выполнения некоторых заданий  уместно использовать фломастеры. При отрыве фломастера от бумаги след более четко виден и не составляет труда выявить прерывание и сделать выводы: на сколько часто это происходит, выявить силу нажима и дрожание руки. Основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма, нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. В течение года необходимо не менее 3 занятий отвести проведению безотрывному письму (рисование по линии контура предмета).

   

   Написание овала

Это один из сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Поэтому нужно акцентировать внимание детей на протяженности (вытянутости) круга. Предварительной работой по рисованию овалов является знакомство с дугообразной линией и рисование кругов на заданной линии определенного размера.

 

  Написание волнистых линий

  Одна из часто встречаемых ошибок детей – рисование волнистой линии с зубцом внизу. Поэтому необходимо сразу обратить внимание на волнистую линию (на ее плавные движения), сравнив ее с зубчатой и дугообразной линией. Рисование волнистой линии начинать обязательно  с возможности рисования ее по точкам, затем самостоятельно. После знакомства следует обратить внимание на высоту волны (можно сравнить рабочие тетради детей: волнистые линии у детей разнообразны по высоте и ширине).  Усложненное задание в виде волн-завитушек дается только в том случае, если ребенком усвоено рисование волнистых линий разной ширины и высоты.

 

    Штриховка

Для подготовки руки ребенка к штриховке включены упражнения на раскрашивание предметов, т.к. раскрашивание – это тоже штриховка, при которой штрихи (линии) накладываются в одном направлении.

При обучении штриховке следует обратить внимание на  то, что между линиями есть определенный интервал, дается понятие параллельности линий. Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, когда ребенок опирается на предыдущую, уже написанную линию. В процессе занятия необходимо обратить внимание на умение ребенка не выходить за контур изображения, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию. Важно соблюдать основные правила штриховки: не выходить за контур, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними, не проводить одну линию дважды. Более сложные виды штриховки (волнистыми, ломаными, сочетания линий) даются только после освоения линий.

Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, закрепляются знания детей о линиях. В работе используется  только простой карандаш. Ручку и фломастер использовать не рекомендуется.

 

 

 

 

  • Обучение детей написанию элементов строчных и прописных букв

 

     Знакомство с тетрадью

Ребенок должен научиться правильно располагать тетрадь, познакомиться с линовкой и косой линией. Так как написание элементов в строке требует от ребенка согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, то на первом этапе данной работы следует познакомить с назначением косой линии, научить «видеть» и «различать» строки: широкая, узкая. Поэтому первое упражнение направлено на отработку этого навыка (раскрашивание  заданных строк, написание прямых вертикальных линий в строках). На втором этапе следует показать назначение широкой строки как разделителя между рабочими строками и выделения заглавной буквы. Поэтому необходимо, чтобы  ребенок мог определять середину широкой строки. Данный этап отрабатывается в упражнениях на проведении горизонтальной линии в середине широкой строки, проставлении точек с интервалом, проведении коротких горизонтальных линий с интервалом.    Для закрепления предусмотрены упражнения написания  чередующихся  линий.

 

Написание элементов строчных и прописных букв

Написание элементов строчных и прописных букв  требует от ребенка распределения внимания: определение начала письма, определение конца письма, соотнесение с косой линией, соблюдение интервала. На первом этапе работы следует  показать и научить проводить наклонные линии сверху вниз с закруглением внизу справа, слева (этот элемент используется в  написания многих заглавных букв). После усвоения написания данных элементов можно потренироваться в их чередовании.

На данном этапе детям должна быть дана точная установка, каков должен быть интервал между линиями. Параллельность же линий элементов будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т.е. если при написании каждой последующей линии внимание ребёнка будет перенесено на предыдущий, уже написанный элемент или на косую линию.

Следующий шаг: показать и научить писать эти же элементы снизу вверх, так как  прописные и строчные буквы Л, М пишутся в ином направлении. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, выполнением элементов на доске. В этом случае учитель должен повернуться к ребенку спиной, а руку вынести вправо, чтобы написанное было видно из-за головы. Способ написания на доске  отличается от способа написания ручкой в тетради. Поэтому эффективнее показывать движения при письме фломастером, дающим четкий след на разлинованном листе бумаги. При этом у ребенка должны быть карточки-обводки, на которых он сможет  повторить движение. Формирование знаний детей «почему именно так», понимание «откуда начать» и «где закончить» научит детей применять разные элементы в сочетании (при написании букв).

Наиболее сложным заданием для детей являются петельки снизу и сверху рабочей строки, сочетание с другими элементами в безотрывном письме. Поэтому при обучении детей письму педагог должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности приводит к зрительному, мышечному напряжению, поэтому обязательно  строгое соблюдение объема письменной работы, использование динамических пауз, физминуток.

 

 

  • Методические рекомендации

 

  1. Очень важны навыки ребенка правильно держать карандаш. Следите за нажимом на карандаш и поправляйте положение карандаша в руке! Выработать правильное положение руки при написании вертикальных и горизонтальных линий (а такое возможно, только если ребенок научится правильно располагать тетрадь). Для более быстрого и успешного запоминания детьми гигиенических правил письма  можно выучить стихотворение-напоминание, в котором произнесение каждой строчки сопровождается показом действий:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,  карандаш я  так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

  1. НЕ ДОПУСКАТЬ переворачивания тетради при выполнении графических упражнений!
  2. Не торопите во время выполнения работы! На первых порах движения могут быть несколько замедленными, осторожными. И напротив, если ребенок торопится поскорей выполнить задание, то следует останавливать, обращать внимание на неточность выполненного, сравнивать с образцом, находить более схожий элемент.
  3. Соблюдайте объем работы. Выполнение работы детей  = 4 – 6 минут для детей 5-6 лет, 5-8 минут = 1-2 строки для детей 6-7 лет. Количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей.
  4. Работы детей не оцениваются. Но не забывайте хвалить! Совместно с ребенком можно отыскать самый лучший элемент и подчеркнуть (обвести) его красным карандашом.
  5. Вы должны понимать, что руки ребенка при письме будут уставать, поэтому нужно давать ему отдыхать. Используйте динамические паузы для снятия напряжения.

 

 

2.5 Расширенное перспективно – тематическое планирование работы с детьми по развитию графических навыков на нелинованном листе на занятиях обучение грамоте и письму в старшей группе

Образовательная область: «Коммуникация»

Подобласть: «Основы грамоты и письма»

Работа с детьми 5-6 лет, 2014-2015 г.

Сентябрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Звук. Его значение в слове. Слово. Как звучат слова.

 

Гласные звуки.

 

Буква А,О.

 

расширенное содержание

(работа в альбомах)

№1

«Солнышко»

№2

«Юные помощники»

№3  «Дорисуй зубцы у расчески»

«Коврик»

№4  «Веселые картинки»
Цели и задачи 1.Научить ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, вправо, влево)

2.Познакомить с прямой линией.

3. Научить проводить линии в разных  направлениях

1.Познакомить с понятием  «горизонталь-ная линия»

2. Научить проводить горизонталь-ные линии разной длины.

3. Развивать внимание, глазомер.

 

1. Упражнять в рисовании горизонтальных линий..

2.Познакомить с понятием «вертикальная линия».

3.Научить  проводить короткие и длинные вертикальные линии .

1. Научить детей плавно соединять точки, проводить линии по пунктиру

2. Упражнять в рисовании кругов и овалов

3. Развивать координацию движения руки, внимание, глазомер

Октябрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Буква У. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие  звуки. Буква  М
работа в альбомах №5 «Самолет в небе» №6 «Грибы» №7 «Дождик в саду» №8

«Грузовик»

Цели и задачи 1. Учить проводить горизонталь-ные параллельные линии.

2. Развивать координацию движений руки

1.Учить плавно соединять точки

2.Упражнять в рисовании по точкам округлых форм.

3.Закрепить умение проводить горизонтальные параллельные линии

1 Познакомить с наклонной линией.

2. Научить проводить наклонные линии

3 Упражнять в проведении длинных вертикальных линий

1.Познакомить с понятием «безотрывная линия»

2. Упражнять в  безотрывном проведении линии по пунктиру.

3. Развивать координацию движений руки.

Ноябрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Буква  С Буква Х. Фишки ЗАС-лук. Фишки.
 работа в альбомах №9 «Первый снег» №10 «Поиграем?» №11 «Домик»

 

№12 «Лук»

 

Цели и задачи 1.Учить рисовать предмет, используя известные линии

2.Упражнять в проведении горизонтальных вертикальных, наклонных линий

1.Учить самостоятельно проводить наклонные линии и круги

определенного размера (клетка)

2. Развивать координацию движений руки

1. Показать в рисунке сочетание наклонных линий

2.Упражнять в  проведении наклонных линий.

 

1.  Развивать восприятие на плоскости прямых параллельных линий

2.Упражнять в штриховке предметов округлой формы вертикальными линиями

Декабрь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Слог. Буква Д,  Ы. ЗАС дым Буква К.

ЗАС- кит, кот.

ЗАС –мак, лес
работа в альбомах №13  «дорожки» №14 «паровозик» №15 «Кит» №16. «Лес»

 

Цели и задачи 1.Закрепить умение проводить горизонтальные и вертикальные линии.

2.Развивать координацию движений руки, внимание.

1.Познакомить с понятием слова «дуга»

2.Упражнять в рисовании дугообразных линий по пунктиру

1.Познакомить с волнистой линией. Показать особенность их проведения.

2. Упражнять в рисовании волнистых линий.

1. Упражнять в проведении безотрывной линии.

2. Развивать координацию  движений руки

Январь
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Буква И.

 

Буква Э Ударный звук. Буква Л. ЗАС лиса, луна
работа в альбомах №17 «Теплый шарфик» №18

«Путешествие»

№19 «Ваза» №20 «Лиса в лесу»
Цели и задачи 1.Развивать умение рисовать , используя известные  линии.

2. Развивать навыки свободного передвижения руки

1. Упражнять в проведении волнистой линии.

2.Развивать умение раскрашивать в разных направлениях

1.Упражнять в самостоятельном  проведении горизонтальной, волнистой, дугообразной линии и штриховке.

 

1.Учить проводить наклонные линии в разных направлениях

2. Развивать глазомер, внимание.

Февраль
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Буква Р.

ЗАС рак

 

Буква Н.

ЗАС нож

 

Всегда мягкие звуки.

Й,Ч,Щ

Всегда твердые согласные звуки.Ш,Ж,Ц
работа в альбомах №21 рыбки № 22 «Фрукты» №23 «Улитка» №24 «Волшеб

ные узоры»

Цели и задачи 1. Упражнять в рисовании дугообразных линий сверху вниз

2. Упражнять в проведении прямых линий в разном направлении

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1.Упражнять в обведении контура предмета.

2. Развивать навыки штрихов-ки горизонтальнымивертикальными и наклонными линиями

1. Познакомить со спиралевид-ной линией.

2.Упражнять в проведении спиралевидных линий по пунктиру.

1.Упражнять

в рисовании по точками сложных фигур

2.Развивать координацию движений руки

Март
методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
базовое содержание Буква Б.

ЗАС бусы

Буква Ж

ЗАС –жук.

Буква З.

ЗАС Роза

Звуковые часы
работа в альбомах №25 «Бусы» №26 «Божья коровка» №27 «Розы» №28  «Часы»

 

Цели и задачи 1. Упражнять в рисовании округлых форм одинакового размера, располагая их на линии

2.Развивать координацию движений руки, глазомер.

1. Упражнять в  безотрывном проведении линии по точкам

2. Развивать координацию движений руки.

1.продолжать учить  проводить спиралевидную линию по точкам

2. Развивать координацию движений руки

1. Упражнять в рисовании округлых форм по пунктиру и самостоятельно.

2. развивать умение копировать по образцу.

Апрель
Методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Базовое содержание Буква Г.

ЗАС игла

Буква Т.

ЗАС лист.

Буква Ш.

ЗАС  шуба.

 

Звуковая модель слова.

(ЗАС-дети, жуки, торт, лиса)

Работа в альбомах №29 «Игла» Вышьем рисунок. №30 «Такие разные листья» №31 «шипящие картинки» №32 «Волшебный карандаш»
Цели и задачи 1.Упражнять в безотрывном проведении линии.

2.Учить проводить плавные линии.

1.Закреплять умение плавно проводить линии.

2.Учить рисовать вокруг контура предмета

1.Закрепить знание о линиях.

2.Закрепить умение штриховать в указанном направлении

1.Упражнять в безотрывном проведении линии.

2.Учить проводить плавные линии.

Май
Методическое обеспечение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Базовое содержание Предложение

 

Речь. Алфавит.

ЗАС Книга

Итоговое
Работа в альбомах №33 «Чашки» №34 «одежда» №35 «Замок» №36 «Торт»
Цели и задачи 1.Упражнять в дорисовывании предмета, используя известные линии.

2. Развивать координацию движений руки, внимание

1.Упражнять в штриховке в разном направлении

2. Развивать  внимание, глазомер

1.Упражнять в рисовании рисунка по точкам

2.Развивать координацию движений руки

провести исследования и анализ на сформирован-ность  графических навыков у детей

 

 

 

  • Примерный перспективный план организованной  деятельности детей 6-7 лет по развитию графических навыков письма на линованном листе в группе предшкольной подготовки.

Образовательная область: «Коммуникация»

Подобласть: «Основы грамоты и письма»

Работа с детьми 6-7 лет, 2015-2016 г.

Тема Задачи Действия детей образец
Слово. Лексическая тема: Насекомое 1.Научить гигиеническим правилам письма

2.Познакомить детей с рабочей тетрадью в тонкую линию.

3.Дать понятия: строка, рабочая (узкая строка) и нерабочая  (широкая строка), линия ориентир (косая)

4.Учить писать прямые линии в широкой и узкой строке.

1.Выполняют гигиенические правила письма

2.Находят широкую строку, закрашивают красным карандашом

3.Находят узкую строку, закрашивают зеленым цветом.

4. Заполняют строку вертикальными линиями по образцу

 
  Слог. Лексическая тема: цветы и ягоды 1. Вспомнить гигиенические правила  письма.

2. Вспомнить названия строк.

3. Упражнять  в проведении наклонных линий в широкой строке

1. Выполняют гигиенические правила письма, называют строки

2. Упражняются в написании наклонных линии в широкой, узкой строке

 Ударение.

Лекси-ческая тема: Домаш-ние живот-ные

1.Закрепить знания гигиенических правил письма и названия строк.

2.Учить писать дугообразные линии сверху вниз и снизу вверх в широкой строке.

1.выполняют гигиенические правила письма, называют строки

2. заполняют широкую  строку дугообразными линиями

Звук (а). Буквы А,а 1.Продолжить знакомство с тетрадью.

2. Дать понятие: косая линия.

3. Учить ориентироваться на косую линию

 

1.Находят косую (вспомогательную) линию. Проводят синим карандашом

2.Пишут наклонные линии в широкой, узкой строке

Звук [у]. Буквы У,у 1. Закрепить знания гигиенических правил письма и названия строк.

2. Учить ориентироваться на косую линию и писать, чередуя наклонные линии сверху вниз  в узкой и широкой строке.

1. выполняют правила гигиенического письма

2.вспоминают и называют строки в тетради

3.заполняют строку наклонными линиями

Буквы А-У. Учимся  читать 1. Формирование  гигиенических правил письма

2.Учить ориентироваться в тетради в узкую линию, зрительно определять середину широкой строки

3. Учить писать наклонные линии сверху вниз  от середины широкой строки к нижней линии узкой строки с интервалом

1. определяют середину широкой строки, проводят горизонтальную линию, ставят точки с интервалом

2.  проводят наклонные линии от середины широкой строки к нижней линии рабочей строки

Звук [о].

Буквы О,о

1.Закрепить знания гигиенических правил письма и названия строк.

2. Упражнять в написании овалов  от середины узкой строки вправо соблюдая наклон.

1. .заполняют строку чередующимися овалами.
Звук [и]. Буква И. 1. Продолжать учить зрительно определять середину широкой строки

2.Учить писать наклонные линии  сверху вниз с закруглением  слева направо.

3. Показать соединение двух элементов, написание буквы

1.  заполняют строки наклонными  линиями сверху вниз с закруглением  слева направо.

2.Упражняются в написании буквы

Звук [ы]. Буква Ы 1. Закрепить умение писать наклонные линии  сверху вниз с закруглением  слева направо.

2.Учить писать наклонные линии  сверху вниз с закруглением  слева направо к середине линии

3. Показать соединение двух элементов в написании буквы

1. заполняют рабочую строку элементами

2. Упражняются в написании буквы

Звук [э]. Буквы Э,э 1.Закрепить знания гигиенических правил письма и названия строк.

2.Учить писать элементы (в узкой строке и от середины широкой строки сверху вниз с закруглением справа налево).

3. Показать соединение двух элементов в написании буквы

1.. Заполняют строки  элементами

2. Упражняются в написании буквы  с опорой на косую линию.

Звуки [м],[м]. Буквы М, м 1. Учить зрительно определять середину широкой строки

2.Учить писать наклонные линии  снизу вверх с закруглением  слева направо.

3. Показать соединение двух элементов, написание буквы

1. называют строки в тетради

2. заполняют строки элементами

 
Грамо-

та и письмо

1. Закрепить умение определять середину широкой строки.

2. Упражнять в написании элементов

 

1.определяют середину широкой строки, ставят точки  с интервалом

2. заполняют строки  элементами

Звук [н], [нʼ]

Буквы Н, н

1.Учить написанию линий петельки сверху вниз от середины широкой строки и от верхней линии рабочей строки

2. Показать соединение двух элементов в написании буквы Н, упражнять в написании заглавной буквы Н

1.Заполняют строку  элементами

2.Упражняются в написании буквы Н.

Звук [л], [лʼ]

Буквы Л,л

1.научить проводить линии снизу вверх  с закруглением

2.Показать сочетание двух элементов в написании буквы

3.Упражнять в слитном написании элементов

1. Определяют середину широкой строки, пишут букву с опорой на косую линию  
Закрепление 1 Учить зрительно определять середину широкой строки

2.Упражнять в написании букв

1. заполняют строку чередующимися буквами
 

Буква Й

1. Продолжать учить зрительно определять середину широкой строки,  писать наклонные линии  сверху вниз с закруглением  слева направо.

2. Показать соединение двух элементов,  учить писать букву.

1. называют строки в тетради

2. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал

 
Звук [йа].

Буквы Я,я

1. Продолжать учить зрительно определять середину широкой строки

2.Учить писать элементы сверху вниз с закруглением  слева направо.

3. Показать соединение двух элементов, написание буквы Я

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал

 

 
Звук [а].

Буквы А,а

1.упражнять в  соединении элементов, написании букв.

2.Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Упражняются в написании букв
Звук [йу]

Буквы Ю,ю

1.Учить писать петельки сверху вниз от середины широкой строки

2. Показать соединение двух элементов в написании буквы, упражнять в написании  буквы

3.Развивать глазомер, координацию движений руки

1.Заполнить рабочую строку  наклонными  линиями петельками сверху вниз с закруглением  внизу справа налево

2. Заполнить строку буквами

Звук [у]

Буквы У,у

1.Учить писать волнистую линию слева направо сверху над рабочей строкой

2. Показать соединение двух элементов в написании заглавной буквы, упражнять в написании  букв

1.Заполнить строку элементами и заглавными буквами У.

2. Заполняют рабочую строку  буквами у.

 

 

Звук [йэ]

Буквы Е,е

1.Учить писать заглавную букву Е по образцу (от середины широкой строки до верхней линии рабочей строки с закруглением слева направо и от верхней рабочей строки с нижней линии рабочей строки).

2.Упражнять в безотрывном написании буквы  в рабочей строке

1. заполняют строку буквами с интервалом с опорой на косую линию
 

Звук [йо]

Буква Ё

1.Продолжать учить писать заглавную букву Ё по образцу

2.Упражнять в безотрывном написании буквы  в рабочей строке

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Буквы Е,Ё 1.Закрепить умение писать букву

2.Упражнять в написании  чередующихся букв

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1. заполняют строку чередующимися буквами  с опорой на косую линию соблюдая интервал  
Звуки [с], [сʼ]

Буквы С,с

1.Продолжать учить зрительно определять середину широкой строки,  писать букву с середины широкой строки сверху вниз справа налево

2. Упражнять в написании буквы в рабочей строке

1. Заполняют строки буквами с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Буква З 1..Учить писать элемент  (от верхней линии рабочей строки до середины широкой строки, делая петельку и возвращаясь к середине широкой строки)

2. Развивать глазомер, координацию движений руки

1.Упражняются в написании сложных элементов  по образцу  2.Упражняются в написании букв с опорой на косую линию  
Звуки [г], [гʼ]

Буквы Г,г

1.Учить зрительно определять середину широкой строки

2. Учить писать элемент с закруглением слева в середине широкой строки

3. Показать сочетание двух элементов в написании буквы

1. . Упражняются в написании элементов  с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Звуки [к], [кʼ]. Буквы К,к

 

1.Научить написанию сложных элементов: линий сверху от середины широкой строки к нижней линии рабочей строки делая петельку справа налево и возвращаясь на середину широкой строки

2. Показать соединение двух элементов, упражнять в написании  букв

1.Упражняются в написании сложных элементов

2. .Упражняются в написании буквы К,к, с опорой на косую линию, соблюдая интервал

 

 

Звуки [г], [гʼ]-[к],[кʼ].  Буквы Г-К 1.Упражнять в написании чередующихся букв

2. Учить выделять знакомые элементы

3. Продолжать упражнять в определении середины широкой строки

4. Развивать глазомер, координацию движений руки, навыки распределения внимания

1. Заполняют строку чередующимися  буквами  
Звуки [б], [бʼ]. Буквы Б,б 1.Научить написанию сложных элементов (сверху от середины широкой строки к нижней линии рабочей строки делая петельку справа налево, возвращаясь к верхней линии рабочей строки и закругляя слева направо к нижней линии рабочей строки)

2. Показать соединение двух элементов в написании заглавной буквы, упражнять в написании букв

1. Учатся написанию сложного элемента

2. Упражняются в написании букв

 
Звуки [п], [пʼ]. Буквы П,п 1.Упражнять в написании элементов (наклонных линий  сверху вниз с закруглением влево и вправо)

2.Продолжать учить определять середину широкой строки

3. Показать сочетание элементов  в написании буквы

1.Упражняются в написании сочетающихся элементов с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Буквы П-Б 1.Упражнять в написании чередующихся букв.

2. Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Заполняют строку чередующимися  буквами с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Звуки [х], [хʼ]. Буквы Х, х 1.Учить писать элементы

2. Упражнять в сочетании элементов при написании букв.

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал
Звуки [т], [тʼ]

Буквы Т,т

1. Упражнять в определении середины широкой строки .

2. Показать сочетание элементов  в написании буквы Т, упражнять в написании букв

1.Упражняются в написании сочетающихся элементов с опорой на косую линию, соблюдая интервал  
Звуки [д], [дʼ]

Буквы Д,д

1. Показать соединение двух элементов в написании буквы.

2. Упражнять в  написании букв.

1.Упражняются в написании  буквы с опорой на косую линию
Буквы Д-Т 1.Упражнять в написании букв Т,т, Д, д.

2. Упражнять в выделении элементов

3.Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию
Звук [ш]

Буквы Ш,ш

1. Продолжать учить зрительно определять середину широкой строки

2.. Показать сочетание элементов, написание буквы , упражнять в написании букв.

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал

 

Звук [ж]

Буквы Ж,ж

1.Учить писать элементы  (сверху вниз с закруглением справа налево и слева направо).

2..Показать соединение элементов, написание буквы, упражнять в написании букв.

1.. Заполняют строки  элементами сверху вниз с закруглением справа налево и слева направо
Буквы Ш-Ж 1. Упражнять в написании букв

2. Упражнять в выделении элементов.

3. Развивать внимание, глазомер, координацию движений руки.

1. Упражняются в написании буквы по образцу  
Звуки [в], [вʼ]

Буквы  В,в

1.. Показать соединение двух элементов в написании заглавной буквы В

2.Упражнять в написании  буквы состоящей из сложных элементов: сверху от середины широкой строки к нижней линии рабочей строки делая петельку справа налево, возвращаясь к середине широкой строки закругляя справа налево к верхней и нижней линии  рабочей строки

1. Учатся написанию сложного элемента: петельки снизу и сверху

2. Упражняются в написании сочетающихся элементов с опорой на косую линию, соблюдая интервал

 

 
Звуки [ф], [фʼ]

Буквы Ф,ф

1. Упражнять в зрительном определении середины широкой строки

2.. Показать соединение элементов, написание буквы , упражнять в написании букв.

1. Упражняются в написании буквы по образцу  

 

Буквы В-Ф 1.Упражнять в написании букв

2. Закрепить умение выделять элементы.

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1. Упражняются в написании букв  по образцу, чередовании букв.  
Звук [чʼ]

Буква Ч,ч

1.Учить писать элемент над рабочей строкой

2. Показать соединение двух элементов в написании заглавной буквы, упражнять в написании  букв.

3. Развивать глазомер, координацию движений руки

1.Упражняются в написании буквы, сочетая элементы  
Звук [щʼ]

Буква Щ, щ

1. Учить писать элементы (сверху вниз с закруглением  слева направо)

2. Показать соединение элементов, написание буквы  Щ, учить безотрывно писать букву.

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал  
Звук [ц]

Буква Ц, ц

1.Показать соединение элементов, написание буквы.

2.Учить писать сочетающиеся элементы ( сверху вниз с закруглением  слева направо).

3. Развивать глазомер, внимание, координацию движения руки

1. Упражняются в написании букв с опорой на косую линию, соблюдая интервал  
Звуки [р], [рʼ]

Буквы Р, р

1.Показать соединение элементов, написание букв  Р, р, учить писать букву.

2.Учить писать наклонные линии  сверху вниз с закруглением  справа налево

3.Развивать умение применять известные элементы

1. Упражняются в написании буквы по образцу с опорой на косую линию
Буква ь. 1. Учить писать букву ь.

2. Развивать координацию движений руки

1.  Упражняются в написании буквы в рабочей строке
Буква Ъ 1. Учить писать букву ъ.

2. Развивать координацию движений руки

1.  Упражняются в написании буквы в рабочей строке

 

  • Система оценки уровня развития у детей  графических навыков письма

С целью отслеживания уровня развития графических навыков ребенка на каждом возрастном этапе используется система индикаторов, которая предполагает наличие трех условных уровней развития: 1-ребенок воспроизводит те или иные действия; 2 уровень-ребенок понимает, что он делает; 3 уровень- ребенок применяет то, что он умеет делать.

 

Оценка уровня развития графических навыков детей 5-6 лет на нелинованном листе

В игровой форме детям предлагается разрисовать торт разнообразными линиями (см. приложение 2, рабочая тетрадь по развитию графических навыков детей 5-6 лет на нелинованном листе бумаги №36 «Торт»).

 

Оценка уровня развития графических навыков у детей 6-7 лет на линованном листе

Для проведения анализа  усвоения детьми 6-7 лет  написания основных элементов прописных и строчных букв  в тетради в узкую линию детям предлагается самостоятельно выполнить задания. (см. приложение 3)

1 уровень: Ребенок воспроизводит элементы (буквы), которые не соответствуют образцу: выходят за рабочую строку, отличаются размером, наклоном, не соблюдается интервал.

2 уровень: ребенок понимает назначение строк, пишет элементы, соответствуют образцу. Не всегда соблюдается размер букв, интервал или наклон.

3 уровень: ребенок применяет то, что он умеет- ориентируется в тетради  в тонкую линию, правильно  пишет элементы и их сочетания (буквы), соблюдает размер,  интервал, наклон, опираясь на косую линию.

 

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ

 

Развития графических навыков детей 5-6 лет

 на нелинованном листе бумаги

 

МОНИТОРИНГ

Развития графических навыков у детей 6-7 лет

 на линованном листе тетради с косой линией

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленный материал отражает организацию планомерной работы по формированию графических навыков письма детей 5-7 лет и позволил достигнуть наилучших результатов в учебно-воспитательном процессе. Опыт имеет перспективу развития графических навыков детей, возможность для его повторения и творческого использования другими педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Разработанная система упражнений дала положительный результат.  Внедрение рабочей тетради  по развитию графических навыков детей на нелинованном листе бумаги позволило сформировать такие сложные навыки как: легкое, без напряжения руки движение, произвольное прекращение движения в нужной точке, изменение направления движения. Безусловно, такая предварительная работа позволила приступить к более сложным формам письма: написанию элементов букв и их сочетаний в тетради в тонкую линию, где движение совмещается с зрительным контролем. Конечно, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей, стопроцентного результата быть не может. Было выявлено, что дети в разной степени овладели навыками первоначального письма. Допускаемые ошибки разнообразны, но могут быть исправлены в индивидуальной работе с ребенком. Но, даже имея данные результаты, можно сказать, что ребенок придет в школу пусть  еще с не развитыми, но уже с развивающимися способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСО РК, Министерство образования и науки РК, Астана, 2012
  2. «Модель выпускника дошкольной организации как основа формирования его ключевых компетентностей в условии перехода на 12-летнее образование». Методическое пособие. Астана, 2012 – 158 c.

3.Система индикаторов компетентностного развития дошкольников.

  1. Образовательная программа предшкольной подготовки (для детей 6–7 летнего возраста) / – Астана, 2015. – 48 стр.
  2. Горбатова Е. В. «Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
  3. Т.А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Издательство: Ювента, Год издания: 2008 г.
  4. М. Безруких глава из книги “Как научить ребенка писать красиво”
  5. Пыжик Т.Е. «Коррекция почерка. Подготовка руки ребенка к письму. Прописи для левшей».
  6. Квач, Н. В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5—7 лет» / Н. В. Квач. М., 2001.
  7. «Мои первые прописи» Е. Бортникова, «Литур», 2008. -32с
  8. «Леворукий ребенок» О.И.Крупенчук, Издательство «Литера», 2008.-64с
  9. Силивон, В. А Графические игры и упражнения для подготовки детей к письму 4,5—6 лет : метод, пособие / В. А. Силивон. Мозырь, 2002.м
  10. ресурсы интернета

(http://tatianapyzhik.ucoz.ru/index/sovety_roditeljam/0-12)

(http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=602915) (http://tatianapyzhik.ucoz.ru/index/sovety_roditeljam/0-12-)

(http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/29/graf_navyki.docx-)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Условные уровни развития графических навыков детей 5-6 лет на нелинованном листе бумаги

 

  1 уровень 2 уровень 3 уровень
Задание 1. Проведение горизонтальных линий по точкам.

 

ребенок  проводит линии не точно соединяя точки, с отрывом карандаша от листа бумаги. Линия проведена нечетко, неровная. ребенок проводит линии соединяя точки с отрывом карандаша от листа бумаги. Линия имеет 1-2 сбоя

 

ребенок безотрывно проводит  горизонтальные линии слева направо точно по точкам. Линия проведена ровно.
Задание  2.  Проведение вертикальных линий

 

ребенок  проводит линии не точно соединяя точки. Линия проведена нечетко, неровная. ребенок проводит линии, соединяя точки с отрывом карандаша от листа бумаги. Линия имеет 1-2 сбоя ребенок  проводит  вертикальные линии сверху вниз точно по точкам. Линия проведена ровно.
Задание 3.  Проведение ломаных (зубчатых) линий

 

ребенок проводит линию, зубцы которой разной высоты и  располагаются на разном расстоянии. ребенок проводит линию, зубцы которой разной высоты, либо располагаются на разном расстоянии. ребенок самостоятельно проводит  линию. Зубцы линии одной высоты,располагаются на одинаковом расстоянии.
Задание 4. Проведение сочетающихся горизонтальных и вертикальных линий ребенок проводит линию (узор) разной величины, выходит за рабочую линию. ребенок проводит линию (узор), которая имеет разное расстояние или величину. ребенок самостоятельно проводит линию (узор), соблюдая размеры.
Задание 5. Проведение дугообразных линий

 

ребенок рисует дугообразную линию, которая имеет разную величину. ребенок рисует дуги разной высоты или длины. ребенок самостоятельно рисует дуги одинакового размера
Задание 6. Рисование округлых форм

 

ребенок рисует похожие на круг фигуры (овальной формы или квадратной).  ребенок рисует круги разной величины. ребенок самостоятельно рисует ровные круги одинаковой величины.
Задание 7. Проведение дугообразных линий

 

ребенок рисует дугообразную линию, которая имеет разную величину. ребенок рисует дуги разной высоты или  длины. ребенок самостоятельно рисует дуги одинакового размера
Задание 8. Проведение  волнистой линии

 

ребенок рисует волнистую линию, которая имеет элементы зубца. ребенок рисует волнистую линию, волны которой располагаются на разном расстоянии или разной величины. ребенок рисует волнистую линию, волны, одинаковой величины.
Задание 9. Штриховка (наклонные линии)

 

ребенок штрихует строку наклонными линиями, не соблюдая правил штриховки. ребенок  штрихует строку наклонными линиями, не соблюдая параллельность линий. самостоятельно штрихует строку наклонными линиями, соблюдая параллельность линий.
Задание 10.  Спираль

 

рисует спираль, не точно соединяет точки, работает не в указанном направлении, часто прерывает линию. ребенок рисует спираль,  не точно соединяя точки. самостоятельно рисует спираль, точно соединяет точки, работает в указанном направлении.
Задание 11. Безотрывное письмо  «Цветок»

 

ребенок проводит линию не точно по контуру рисунка, часто останавливается и (или) после остановки продолжает линию не с того места, где остановился. ребенок проводит безотрывную линию, часто останавливаясь, но продолжает линию с того места, где остановился. ребенок самостоятельно безотрывно проводит линию по контуру рисунка.

 

Таблица оценки уровня развития графических навыков  ребенка на нелинованном листе бумаги

 

Основные линии 1уровень 2 уровень 3 уровень
Проведение горизонтальных линий     +
Проведение вертикальных линий     +
Рисование ломаной (зубчатой линии)     +
Проведение линии (узора) «кубик»     +
Проведение дугообразных линий снизу вверх   +  
Рисование округлых форм     +
Проведение дугообразных линий сверху вниз     +
Проведение  волнистой линии +    
Штриховка (наклонные линии)     +
Спираль   +  
Безотрывное письмо  «Цветок»   +  
итог     +

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Оценочный лист

 

 

 

[1] «МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УСЛОВИИ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ», методическое пособие, АСТАНА, 2012

[2] С.И. Гальперин, 1964г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *