Технологическая карта по Ознакомлению с окружающим для старшей группы “Осень”


Крюкова Наталья Александровна

Воспитатель 2 категории  ГККП Ясли-сад №3 “Семицветик” г.Павлодара

Раздел: «Ознакомление с окружающим»

        Тема: «Осень»

Цель:  Знать характерные признаки осени.

Задачи: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы,  формировать навыки отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Развивать память,  внимание, воображение, логическое мышление, обогащать словарь.

Воспитывать гуманное отношение к родной природе, учить детей видеть красоту осенней природы.

Оборудование и материалы: DVD носитель со звуками ветра, план –карта путешествия, кукла  – Осень, осенние листья, карточки-задания для индивидуальной работы, нестандартное оборудование Круги Эйлера с карточками-заданиями, крупы для творческого задания, клей-карандаш, мнемотаблицы.

Билингвальный компонент: Осень – құз,  листья –жапырақтар, солнце – күн, дождь –  жаңбыр,  животные – аңдар,  птицы – құстар,  люди – адамдар.

 

Этапы

деятельности

Действия

воспитателя

Действия

детей

Мотивационно-

побудительный

Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда- вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Правильно, нас приглашает в гости осень, но как к ней попасть, нам поможет карта – маршрут нашего путешествия. Ну, что, отправляемся ?

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку.

Это осень.

 

 

 

 

Дети с радостью соглашаются

Организационно–поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Наша первая остановка»  Дождливая». Дети, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Воспитатель записывает.

Дети, а как можно узнать какая будет погода?

 

Игра “Погода осенью”

 Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь – дождливая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть  картины с изображением осеннего пейзажа.

Какая на них изображена осень?

 

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какая погода в октябре?

 

 

 

 

 

 

 

 

Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.

Ребята, давайте скажем на государственном языке слова: Осень – құз,  листья –жапырақтар.

Дети, вы замечательно все говорили,  а теперь под звуки ветра мы отправляемся дальше. Наша  следующая остановка  «Лиственная»

А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.(используется мнемотаблица)

Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.

Как вы думаете, почему плакала береза?

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

А будут ли, такие листочки держатся?

 

 

А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

 

 

 

 

Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.

Звучит музыка

 Физминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Назови правильно»

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте.

 Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра «Осенние слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальная работа

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот мы и добрались до конечной станции. Здесь мы и встретимся с Осенью. (Появляется кукла  Осень)

Осень, а дети пришли к тебе не с пустыми руками.  Они    сочинили сказки и  вместе с родителями сделали рукописные книжки. Сейчас мы их послушаем.

 

Ребята, а осень в свою очередь тоже приготовила вам сюрприз. Она приглашает вас в свою творческую мастерскую, где из даров осени вы сможете сделать поделки

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: дождь, снег, туман.

 

Дети отвечают: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Дети подбирают определения:

Дует ветер -ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно – ясная

 

Дети отвечают: Ранняя, поздняя.

 

 

 

Дети показывают и называют, где ранняя осень, а где поздняя.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 

Дети рассказывают:

Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют хором и выборочно

 

 

 

 

 

 

Дети «читают», используя символы.

 

 

 

 

Дети отвечают: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.

 

Мало солнца, стало холодно.

Приклеить, пришить

Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

 

 

 

Дети танцуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят название дерева.

 

 

Ответы детей

Никогда бы не было коротких дней. Не смогли надеть осеннюю одежду. Не увидели золотую листву. Не наблюдали за цветными листьями. Не было бы листопада . Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте. Не успели бы улететь птицы на юг. Не было бы туманов. Не наблюдали бы за инеем. Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда. Не летали бы серебряные нити паутины. Не смогли бы поесть сладкой рябины. Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли. Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму. Не убирали бы богатый урожай в огородах. Не заметили бы, как звери готовятся к зиме. Не лил бы осенний моросящий дождь.

 

Дети называют слова по очереди:

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

 

1 группа-  работа по карточкам –Дети   выполняют  звуковой анализ слов: дом, лист

(Усложнение –листопад)

2 группа- работают  с кругами Эйлера- классифицируют  картинки по признакам осени, поясняют свой выбор.

Затем дети меняются местами.

Дети радостно встречают ее.

 

Дети рассказывают придуманные ими сказки про осень.

 

 

Дети делают поделки с использованием нетрадиционных техник из манной крупы, пшена и овса.

 

Рефлексивно–

корригирующий

Ребята, мы многое сегодня узнали о признаках осени.  Давайте мы еще раз об этом расскажем нашей гостье Осени. А поможет нам в этом схема «Признаки осени». (Используется  мнемотаблица)

Ребята, вам понравилось наше занятие? Какое у вас было настроение?

У кого было хорошее настроение, возьмите красный «смайлик», а у кого грустное – «синий»

Молодцы, вы старались, я довольна вами.

Дети «читают» мнемотаблицу  по символам.

 

 

 

Дети оценивают свое эмоциональное состояние.

 

 

Дети радуются.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *