Консультация «Роль народных традиций в семейном воспитании»


Надыршина Ирина Николаевна

воспитатель

КГУ « Комплекс школа-детский сад  № 62  для детей с нарушениями  речи» акимата г.Усть-Каменогорска

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любовь к Родине.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.

Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных “уроков”.

Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы его жизни. Между тем обследование дошкольников свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, – причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких.

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные                 традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.

 

Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции,

обычаи, праздники и обряды, с помощью которых

народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и

психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», – говорится в русской пословице. “Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют”, – подмечают казахи.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать – это зеркало, в которое смотрится ребёнок.

Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье.      Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. О роли отца в семье в народе говорится: “Отец жив – смотри на его поступки, отец умер – помни о его воле”.

Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение — бабушка и дедушка со стороны отца.

                                   Дедушки и бабушки считались   

                                    в народе лучшими педагогами,

                       хранителями многовековых педагогических

традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.

   Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: “У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая”.

Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учатся семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.

 

 

 

               Какие требования предъявляет народная педагогика

           родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать

            перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. “В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель”. Такой воспитательный подход не только создает атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах казахского народа.

 

Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство у народа означает не просто кормление гостя – главным образом, это признак уважения к человеку.

 

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной ценности.

На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом:

“Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка”.

Народное воспитание имеет одно неоценимое

преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво

формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

   С самого рождения семья оказывает на ребёнка определенное влияние, закладывается фундамент всех поведенческих реакций. Именно родители, бабушки, дедушки дают первые уроки жизни в обществе, ведь дети являются маленькими копиями своих родителей.

И ошибочным является мнение о том, что образовательные учреждения должны формировать нравственные качества. Только сотрудничество семьи и сада может дать благотворные всходы на этой почве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *