Интеграция предметов биологии и химии с предметом “Самопознание”


Хабарова Анна Николаевна

Учитель химии и биологии

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 17» г.Актобе

Скачать материалы

“Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время и другой философ – Гегель сформирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, ели этот способ поведения является постоянной чертой его характера”. Сегодня высокая нравственность – черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, высоким гражданским мужеством, неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе.

Мы правы, утверждая, что высокоразвитое гражданское самосознание, понятие о долге и чести руководят нашими чувствами, умонастроениями, поступками. И первична здесь не природа, а воспитание, те нравственные начала, которые были заложены в самом детстве, укреплялись и развивались впоследствии. И здесь каждому из нас важно осознать, что детей воспитывают не одни слова, даже самые правильные. И не только семья, ее стиль жизни, ее интересы. Молодежь впитывает представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь, жизнь общества.

Старшее поколение склонно видеть в младшем – и даже несколько преувеличивать – недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята наши не приучены к труду, не берегут добро, которое порой так нелегко нам достается. Да только кто же виноват в этом? Семья, школа, улица? Да! Каждый по отдельности и все вместе.

Учить и воспитывать никогда не было легким делом. Сейчас особенно. В нашем огромном, очень сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело не существует обособленно, само по себе.

Курсы биологии и химии со всей своей многогранность, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы… Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях. Наш идеал прекрасен, велик, гуманен, но и требователен. Мало только на словах быть его приверженцем. Он требует дел, напряжения всех человеческих сил, отдачи всего нашего умения без остатка.

Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья, а рядом со школой видят, как вырубают деревья, чтобы построить новый элитный дом. После внеклассного занятия “Вода – наше богатство”, где речь шла о значении чистой воды для здоровья, для полива почв, для разведения рыбы, они видят, как местный завод сбрасывает в реку отходы, которые убивают все живое.

“…Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце”, – писал Ф.Шиллер. “Поведение – это зеркало, в котором каждый оказывает свой лик”, – говорил Гёте.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно, чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и шишек. Но самое главное – самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии и химии.

Обучение – это процесс, напоминающий восхождение на гору с препятствиями на пути, которые нужно преодолевать. Не преодолев определенный этап восхождения, есть риск застрять или скатиться вниз. И при восхождении на гору нам помогают наши умения и познание, ведь, как сказал Василий Сухомлинский: “Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света”. Качественное образование в судьбе каждого человека играет немаловажную роль. И сегодня, в век стремительно меняющихся информационных технологий, необходимо соответствовать данному уровню развития общества.

Интеграция предметов химии и биологии с предметом “Самопознание” помогает моим ученикам и даже мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. Появляется интерес, уходит вялость, усталость и безразличие к уроку.

Так на уроке химии в 8 классе при изучении темы “Металлы” предлагаю ученикам вопрос-сказку “Удивительная страна”:

Мы с вами побываем в одной Удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру ее жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а “валюта” в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, ели у них заводился хоть один лишь электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавится, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

         Надо сказать, что “высшая знать” этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою “электронную валюту” они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…

         Скажите, кто были жители этой страны?

         Объясните, почему “простые жители” и “знать” имели такие разные черты характера?

         О каких качествах идет речь?

         Ответ: Металлы и неметаллы.

         Металлы имеют на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона, которые им легче энергетически отдать, чтобы иметь завершенный слой, а неметаллы – принимают электроны, чтобы завершить электронный слой. Металлы являются восстановителями, а неметаллы – окислителями.

На вопрос “О каких качествах человека идет речь?” дети говорят: о доброте, беспечности, злости, щедрости, скупости, агрессивности, миролюбивости.

В 9 классе при изучении темы “Химические свойства кислот и оснований” рассматриваем “любовный треугольник”:

         Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения.

         Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная ее едкий характер, при малейшем к не прикосновении весь становился малиновым.

         О каких химических явлениях идет речь?

         Ответ: Речь идет об изменении цвета индикаторов лакмуса и фенолфталеина в кислой и щелочной среде.

В 11 классе при изучении спиртов говорим о воздействии алкоголя на организм человека.

Почему существует человек на Земле? Ведь по всем показателям он существовать не должен! Естественный отбор – этот безжалостный контролер – не должен был оставить такое несовершенное, боящееся холода существо, передвигающееся к тому же в самом неустойчивом положении – на двух ногах!

         Давайте взглянем на себя критически – сконструированы мы явно без знака качества! Двуногое хождение принесло нам массу неприятностей – голеностопный сустав, несущий на себе основную тяжесть тела, часто не выдерживает нагрузок, а потому мы оступаемся при ходьбе, органы, расположенные один над другим, давят друг на друга, и возникают заболевания, не известные в мире животных, двигаемся мы медленно, бегаем неважно – нас шутя догонят любая собачонка!

         Может быть, мы может похвастаться своими органами чувств? Глаза? Ну, глаза еще ничего – цветное, стереоскопическое зрение.

         А все остальное. Слышим мы плохо, да еще в придачу наши ушные раковины почему-то потеряли способность двигаться, и мы не можем насторожить уши, как это делают кошки или собаки. А обоняние – просто смех, а не обоняние!

         Может быть, мы силой можем похвастаться? Нет и тут нам не повезло! Маленькая обезьянка гиббон, весящая всего-то 9 кг, шутя подтягивает к решетке взрослого человека одной рукой!

         Так почему же все-таки человек существует? Одно-единственное преимущество, которое компенсирует все наши недостатки – наша нервная система, наш головной мозг, его большие полушария. Они делают нас людьми, в них заложены колоссальные возможности к обучению, к овладению всем богатством предшествующих поколений.

         Рука человека, а точнее, его мозг создали прекраснейшие картины, возвели красивейшие города… и та же рука впервые подняла сосуд с алкоголем, чтобы разрушить мозг, над создание которого природа трудилась миллионы лет!

         Разрушить всегда легче: миллионы лет, чтобы создавать, и несколько месяцев, чтобы разрушить. Всего несколько месяцев!

В конце урока дети делают правильный выбор: “Мы выбираем здоровье! Мы выбираем будущее! Мы выбираем жизнь!”

При изучении темы “Расы человека” поднимается опрос о равноценности всех рас, о толерантности, корректном отношении к другим людям, непохожим на нас, о гордости, что мы живем мирно в многонациональном государстве.

В разделе “Ботаника” в 7 классе при изучении темы “Семейство злаковые” говорю о бережном отношении к хлебу (“Хлеб всему голова”, “Будет хлеб, будет и песня”), хлебном пайке в блокадном Ленинграде (патриотическое воспитание).

На уроке биологии в 10 классе “Генетика человека” воспитательными задачами являются воспитание чувства уважения к другим людям, сострадания, сочувствия, любви, чувства патриотизма в изучении истории своей страны, своей семьи.

 

Сентиментальная прогулка вовнутрь

                                                                                     Сергей Краснянский

Ученик, как на плаху, выходит к доске,

Две шпаргалки запрятаны в левом носке.

Отчужденность в глазах – глубже спрятать свечу

(Я идти не хочу, не хочу, не хочу.

Ведь меня не зовут, чтоб любить, чтоб лечить,

А зовут -уличить, уличить, уличить!)

Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик…

Как мне Вам объяснить, чтоб смогли Вы понять,

Что нельзя Вам не строить его, не ломать.

Как нельзя изготовить цветка лепесток,

Если в Вашей руке молоток, молоток.

(Если б вместо него Вам бы тоже – свечу,

Я на этот огонь – захочу! Полечу!)

Как прекрасен итог: сколько знаний всего

Вы вложили в него! А всего ничего:

Чуть от сих и до сих – истин сто прописных,

Нудных правил – законов пустой хоровод…

Из учебной программы решеток стальных

Отпустите его – пусть душа оживет,

Отпустите его – пусть душа воспарит,

Если в спящей душе еще что-то горит,

Если Вы не успели свечу затушить…

А иначе нет смысла и повода жить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *