Формирование гражданского сознания и патриотических чувств учащихся старших классов (из опыта работы).


Хабарова Любовь Николаевна

Учитель русского языка и литературы

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 17» г.Актобе

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективных процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм, и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

К патриотизму и патриотическому воспитанию молодежи обращалось не одно поколение мыслителей, которые в соответствии с потребностями времени с различных сторон рассматривали эти вопросы. Заметный вклад в исследование проблем патриотизма внесли известные теоретики педагогической мысли, такие, как Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, И.А. Ильин, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинкий и другие, которые уделяли большое внимание воспитанию гражданственности и становлению личности. Смыслу их творчества присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнейшей характеристики бытия гражданина, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы. Присоединяясь к мнению этих ученых, мы выделяем следующие общепедагогические принципы, составляющие основу патриотического воспитания учащихся: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитательных и развивающих результатов. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи страны, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанной веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2003г.) дается следующее определение патриотизма: «Патриотизм – это любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Отсюда исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл патриотического воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине.

Таким образом, под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов государственной власти и общественных организаций, а также их деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей страны.

Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, направленное на формирование у граждан готовности к защите интересов государства и общества в военное время.

Нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Для проведения в жизнь данной политики необходимо создание соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Эта система должна включать в себя соответствующие систему государственных структур, общественных организаций, нормативную правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс методов и средств формирования у граждан патриотического сознания.

Как показывают опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий. Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами органами местного самоуправления, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

При изучении литературы мы обращаемся к художественным произведениям и другим видам искусства о Великой Отечественной войне, в которых изображаются известные полководцы, герои, рядовые солдаты, мирные жители, ученые, которые внесли совой вклад в победу над фашизмом.

Произведения о В Отечественной войне, которые сейчас изучаются в 11 классе, вспомните какие изучали вы?

К. Симонов «Живые и мертвые»

В. Гроссман «За правое дело»

Б. Васильев «В списках не значился»

М. Шолохов «Наука ненависти», «Они сражались за Родину»

А. Бек «Волоколамское шоссе»

Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Берег»

В. Быков «Сотников» и др.

При анализе художественных образов делаем акцент на том, что большинство из героев войны обладало высоким и гражданским личностным потенциалом, что и создало предпосылки для совершения героических поступков.

В учебно-воспитательном процессе наряду с урочной системой занятий используются в другие формы обучения и воспитания, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности мышления, гражданственности, н – р, подготовка в нашей стране к празднованию 70-летия Победы в ВОВ позволяет расширить воспитательные возможности для формирования у молодежи гражданственности, дополнить представления обучающихся о войне, т.к. дети собирают материал для написания сочинения (это и рассказы ветеранов, фотодокументы и т.д.). Мы приняли участие в 2 республиканских конкурсах, которые проводит Министерство образования и науки РК с целью актуализации роли и значения подвига многонационального народа Казахстана в Победе в Великой Отечественной войне, активизации чувств патриотизма и гордости, формирования глубокого, целостного понимания духовных основ героизма ветеранов, внесших неоценимую роль в борьбу с фашизмом. Темы, которые предложили по группам «История моей семьи», «Я живу на улице героя», «Дневники войны» (материал, основанный на письмах с фронта (переписка должна принадлежать родственникам, друзьям автора)), «Герой семейного альбома» (рассказ о членах семьи, испытавших на себе тяготы войны), «Гостеприимная степь: Казахстан – наш общий дом» (о семьях эвакуированных в Казахстан переселенцев в годы Великой Отечественной войне, или воспоминания казахских семей, помогавших переселенцам).

Наши учащиеся также активно принимают участие в Акции газеты «Актюбинский вестник» «Слова, идущие от сердца», пишут работы «Письмо ветерану», где выражают слова благодарности, теплые пожелания, размышления о войне, подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны, сегодняшних ценностях. Письма и фото опубликованы на страницах «Актюбинского вестника», мы также протягиваем связующую нить от поколения к поколению, и еще раз говорим фронтовикам-победителям, что мы их помним, любим и ценим.

Участвовали в международном конкурсе стихов на тему «Мир глазами детей», работы опубликованы в электронном сборнике. Аня Югай принимала участие в республиканском конкурсе сочинений «Одна страна – одна судьба», победила, была приглашена в Астану, где ей вручили Сертификат на 20% скидку на оплату обучения в Казахском Национальном Государственном Университете.

Некоторые материалы сочинений, творческих работ наших учащихся вы можете посмотреть на стенде на 1 этаже, а я хочу вам прочитать одно эссе.

Кожасаев Ислам,

ученик 9 класса «В»

СШГ №17 г. Актобе

Эссе

Герой семейного альбома

Узнав о теме этого эссе, я несколько дней не мог решить про кого же из нашей семьи мне написать. Каждый вечер просил своих родителей в очередной раз рассказать фронтовые истории наших родных, которые и так знал наизусть с самого детства и понял, я хочу написать обо всех, потому что они все для меня герои и пережить ту войну для каждого из них уже был большой человеческий подвиг.

Моя родная бабушка Титова Нина была ребенком войны, она часто рассказывала мне, при этом всегда тихонько плакала, о том, как она пухла от голода, как все ее братья и мать отрезали от своего пайка хлеба по кусочку ей, самой младшей, чтобы она выжила и не умерла с голоду. Я вспомнил из ее рассказа, что меня, кстати, очень сильно удивило, когда бабушка рассказывала про немецких военнопленных, что когда их вели по улице, оборванных, грязных, голодных, люди плакали и давали им сухари. И еще я помню бабушкины слова, что можно пережить голод, можно пережить холод, но очень тяжело пережить войну.

Мой родной дедушка Титов Борис три раза убегал на фронт сыном полка, но его возвращали, потому что ему было всего 11 лет. Он ловил в степи черепах, которых менял на хлеб в проходящих эшелонах. Был старшим из пяти детей, на отца они получили похоронку и решили всей семьей уехать в Чимкент к родственникам, чтобы было легче. Только через год в 1945 году семья узнала, что отец их живой, получил тяжелое ранение в голову, ему оторвало язык и выбило зубы, и все это время он пролежал в госпитале. Писал весь год письма, а приходили они в заколоченный дом.

Мой папа, узнав, о чем я пишу, принес ордена своего деда Бегимбетова Такена, аккуратно достал папку с военным билетом и военными фотографиями. Его дед был десантником, ушел на фронт в 17 лет, воевал до 1946 года, освобождая Европу от фашистов, продолжал служить и после войны. Я, подержав в руках эти награды, подумал о том, что мне сейчас 15 лет, а папин дедушка в 17 лет с оружием в руках заслужил эти ордена.

Ну и, конечно же, нельзя не написать о втором папином дедушке, герое Кожасаеве Турехане, про которого даже написано в книге писателя Сагынгали Сеитова. Турехан-Ата ушел на фронт из степного Челкара, ушел в надежде защитить дочь и жену. В моменты затишья между боями пел песни на родном казахском языке о степи, о семье. Вокруг него любили собираться бойцы и слушать его красивый голос, наверное, каждый думал и грустил о своем. Он очень сожалел, что нет домбры. В одну из передышек между боями Турехан-Ата пошел в березовую рощу и с помощью ножа и топорика сделал домбру, нашлись и струны. Когда он заиграл на ней степные мелодии, солдаты плакали .

Чтобы пройти вперед, мешал немецкий пулеметный дзот, и командир Александров дал приказ Турехану-Ата уничтожить эту преграду. Взяв гранаты и закинув за спину домбру, он пополз, выполнил задание, взорвал пулеметную точку и был ранен. Когда к нему подбежали товарищи, он весь в крови тянул руку к домбре, которая вся была пробита пулями. Турехан-Ата погиб где-то под Ленинградом. Где он похоронен, никто не знает. Но наша семья помнит его и гордится его подвигом!

Я очень хочу, чтобы о войне мы читали только в учебниках истории, а не смотрели по телевизору в новостях, на улицах родного города, потому что война это смерть, человеческое горе,  разрушения и слезы. Люди научились летать в космос, научились побеждать страшные болезни, разработали различные передовые технологии, а жить без войн так и не научились.

Книга, в которой написан стих моего прадеда Турехана:

1 2 3 4 6 7 8 9

Казахстанский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан нашей страны, быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положения по отношению к любому частному патриотизму. Одним из приоритетных направлений деятельности данной системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Для организации эффективной деятельности данной системы необходимо непосредственное участие в ее создании первых лиц государства, значительное обновление нормативной правовой базы, широкое использование потенциала науки, культуры и искусства, передовых информационно-коммуникационных технологий.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *