Урок истории Казахстана в малокомплектных классах


Кирсакова Ольга Владимировна

учитель истории

КГУ «Тайбайская средняя школа»

а.Тайбай Ерейментауский район Акмолинская область

7 класс.   Тема урока: Предпосылки образования Казахского ханства.

Цель: раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства.

Задачи:

выделить этапы образования Казахского ханства, доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному  объединению разрозненных казахских племён;

Развивать умение анализировать, делать выводы, работая самостоятельно;

Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине,  гордость за героическое прошлое.

8 класс. Тема: Административно-территориальные реформы в 80-90-х гг. XIX в.

Цель: изучить последствия усиления колониального гнета в Казахстане.

Задачи:

изучить социально-экономическое развитие Казахстана в конце XIX в;

Развивать умение анализировать, делать выводы, работая самостоятельно;

Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине,  гордость за героическое прошлое.

 

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал, плакат-рефлексия, стикеры, ноутбук, презентация, портреты, карта «Казахское ханство», эмблема, картинка памятника «Керей и Жаныбек», допол.материал – казахские ханы, портреты, маркеры, ватманы Оборудование: учебник, схема, тестовые задания, карта, плакат-рефлексия, стикеры.
Ход урока: 1. Орг.момент.

2. Стадия вызова.

Используются  «Толстые и тонкие вопросы» (К/М). Устно.

1.     Что изменилось в материальной культуре Казахстана в ΧΙV-ΧV вв.?

2.     В чем различие архитектуры ΧΙV-ΧV вв. с архитектурой ΧΙ-ΧΙΙΙ вв.?

3.     Согласны ли вы с тем, что существуют несколько точек зрения о возникновении термина «казах»?

4.     Дайте, три объясняется, почему возникновение трех жузов рассматривается с нескольких позиций.

5.     Верно, ли считать, что этнические процессы на территории Казахстана привели к сложению казахской народности?

Выступление учащихся. Анализ ответов. Учитель ведет наблюдение за участием в обсуждении. Поощрение в течении урока.

 

 «Понятийное колесо». Ключевое слово – «Казахские племена».

Индивидуально записать племена (схема заполнения на доске),  которые стали основой казахского народа.

Выступление учащихся. Анализ.

Новый рисунок

3 Стадия осмысления:

XIV-XV вв –  основное население: уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи и др., которые занимали определенную территорию и входили в какое-либо государственное объединение (Ногайскую, Белую Орду, Могулистан и ханство Абулхаира).

 

XV вв. – формирование казахской народности оказало огромное влияние на образование национального государства.  Особенно в районах, где развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, земледелие.

Политическому объединению способствовало укрепление экономических, культурных, общественных и хозяйственных связей между кочевниками и оседлым населением. образовались тесные взаимосвязи этнических групп. Вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения – государства привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Раздоры, беспрерывные войны между родами и племенами были причиной разрыва связей и стали преградой на пути их объединения в единую народность.

 

Просмотр презентации «Казахское ханство»

 

   Практическое применение нового материала. Работа в динамических парах. Учащиеся делятся на «двойки», у каждого учащегося номер от 1-2. Дети работают с текстом с соответствующим номером. Затем номера объединяются для обсуждения своей части текста. Затем возвращаются в исходные группы, составляют  схемы рассказа по теме, выбирают спикера для итоговой презентации.

 

№ 1 – Экономико-политические предпосылки создания единого государства. (§35 п.2)

 

№ 2 – Территория Казахского ханства (§36 п.2)

 

Учитель ведет наблюдение за участием в обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учащихся. Анализ. Взаимооценивание выступлений, с комментированием.

Ход урока: 1. Орг.момент.

2. Стадия вызова:

Для закрепления раннее изученного материала учащиеся работают с тестовыми заданием по теме «Восстания 1868-69 гг., 1870 г. на территории Казахстана». Индивидуально. Письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка выполненного тестового задания. Учащиеся получают бланки с ответами. Взаимооценивание работ. Выставление оценок согласно критериям.

 

3. Стадия осмысления:

Влияние капиталистических отношений на аул вызвало соответствующие изменения во всех сферах его жизнедеятельности, правового обоснования.

2 июня 1886 г. – «Положение об управлении Туркестанским краем».

25 марта 1891 г. – «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областями – с главным управлением в г.Омске, Уральской областью – с областным управлением в г.Уральске и Тургайской областью – областным управлением в г.Оренбурге».

В Туркестанском крае были созданы три области: Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская с главные управлением Ташкенте. Областные управления приравнены к губернскому правлению центральных районов империи.

Генерал-губернаторы наделены неограниченной властью. Военные губернаторы – определялись и увольнялись по представлению МВД и по согласию с военным министром, также являлись наказными атаманами казачьих войск.

Аульные старшины – утверждались уездными начальниками.

Кочевники приравнивались в правах с переселенцами и оседлым городским населением.

В документе 1891 г. судебные дела включены во вторую часть «Положения – О судебных делах» (17 статей), защищая интересы представителей господствующего класса России, колониальной администрации и местных аристократических групп Казахстана.

 

Практическое применение нового материала. «Ранжирование».  Работа в парах. Учащимся необходимо рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность и ценность каждого в сравнении с другими.

1 пара – суды имперского типа и «народные суды»;

2 пара – чрезвычайные суды и суды биев.

 

Выступление пар. Анализ.

4. Стадия рефлексии.

Используя плакат-рефлексию «Я – смог, узнал, представил» и цветные стикеры.

5.Оценки. Д\З: §35 §29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *