Урок истории Казахстана в малокомплектных классах
Кирсакова Ольга Владимировна
учитель истории
КГУ «Тайбайская средняя школа»
а.Тайбай Ерейментауский район Акмолинская область
7 класс. Тема урока: Предпосылки образования Казахского ханства.
Цель: раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. Задачи: выделить этапы образования Казахского ханства, доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному объединению разрозненных казахских племён; Развивать умение анализировать, делать выводы, работая самостоятельно; Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине, гордость за героическое прошлое. |
8 класс. Тема: Административно-территориальные реформы в 80-90-х гг. XIX в.
Цель: изучить последствия усиления колониального гнета в Казахстане. Задачи: изучить социально-экономическое развитие Казахстана в конце XIX в; Развивать умение анализировать, делать выводы, работая самостоятельно; Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине, гордость за героическое прошлое.
|
Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал, плакат-рефлексия, стикеры, ноутбук, презентация, портреты, карта «Казахское ханство», эмблема, картинка памятника «Керей и Жаныбек», допол.материал – казахские ханы, портреты, маркеры, ватманы | Оборудование: учебник, схема, тестовые задания, карта, плакат-рефлексия, стикеры. |
Ход урока: 1. Орг.момент.
2. Стадия вызова. Используются «Толстые и тонкие вопросы» (К/М). Устно. 1. Что изменилось в материальной культуре Казахстана в ΧΙV-ΧV вв.? 2. В чем различие архитектуры ΧΙV-ΧV вв. с архитектурой ΧΙ-ΧΙΙΙ вв.? 3. Согласны ли вы с тем, что существуют несколько точек зрения о возникновении термина «казах»? 4. Дайте, три объясняется, почему возникновение трех жузов рассматривается с нескольких позиций. 5. Верно, ли считать, что этнические процессы на территории Казахстана привели к сложению казахской народности? Выступление учащихся. Анализ ответов. Учитель ведет наблюдение за участием в обсуждении. Поощрение в течении урока.
«Понятийное колесо». Ключевое слово – «Казахские племена». Индивидуально записать племена (схема заполнения на доске), которые стали основой казахского народа. Выступление учащихся. Анализ. 3 Стадия осмысления: XIV-XV вв – основное население: уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи и др., которые занимали определенную территорию и входили в какое-либо государственное объединение (Ногайскую, Белую Орду, Могулистан и ханство Абулхаира).
XV вв. – формирование казахской народности оказало огромное влияние на образование национального государства. Особенно в районах, где развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, земледелие. Политическому объединению способствовало укрепление экономических, культурных, общественных и хозяйственных связей между кочевниками и оседлым населением. образовались тесные взаимосвязи этнических групп. Вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения – государства привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Раздоры, беспрерывные войны между родами и племенами были причиной разрыва связей и стали преградой на пути их объединения в единую народность.
Просмотр презентации «Казахское ханство»
Практическое применение нового материала. Работа в динамических парах. Учащиеся делятся на «двойки», у каждого учащегося номер от 1-2. Дети работают с текстом с соответствующим номером. Затем номера объединяются для обсуждения своей части текста. Затем возвращаются в исходные группы, составляют схемы рассказа по теме, выбирают спикера для итоговой презентации.
№ 1 – Экономико-политические предпосылки создания единого государства. (§35 п.2)
№ 2 – Территория Казахского ханства (§36 п.2)
Учитель ведет наблюдение за участием в обсуждении.
Выступление учащихся. Анализ. Взаимооценивание выступлений, с комментированием. |
Ход урока: 1. Орг.момент.
2. Стадия вызова: Для закрепления раннее изученного материала учащиеся работают с тестовыми заданием по теме «Восстания 1868-69 гг., 1870 г. на территории Казахстана». Индивидуально. Письменно.
Взаимопроверка выполненного тестового задания. Учащиеся получают бланки с ответами. Взаимооценивание работ. Выставление оценок согласно критериям.
3. Стадия осмысления: Влияние капиталистических отношений на аул вызвало соответствующие изменения во всех сферах его жизнедеятельности, правового обоснования. 2 июня 1886 г. – «Положение об управлении Туркестанским краем». 25 марта 1891 г. – «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областями – с главным управлением в г.Омске, Уральской областью – с областным управлением в г.Уральске и Тургайской областью – областным управлением в г.Оренбурге». В Туркестанском крае были созданы три области: Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская с главные управлением Ташкенте. Областные управления приравнены к губернскому правлению центральных районов империи. Генерал-губернаторы наделены неограниченной властью. Военные губернаторы – определялись и увольнялись по представлению МВД и по согласию с военным министром, также являлись наказными атаманами казачьих войск. Аульные старшины – утверждались уездными начальниками. Кочевники приравнивались в правах с переселенцами и оседлым городским населением. В документе 1891 г. судебные дела включены во вторую часть «Положения – О судебных делах» (17 статей), защищая интересы представителей господствующего класса России, колониальной администрации и местных аристократических групп Казахстана.
Практическое применение нового материала. «Ранжирование». Работа в парах. Учащимся необходимо рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность и ценность каждого в сравнении с другими. 1 пара – суды имперского типа и «народные суды»; 2 пара – чрезвычайные суды и суды биев.
Выступление пар. Анализ. |
4. Стадия рефлексии.
Используя плакат-рефлексию «Я – смог, узнал, представил» и цветные стикеры. |
|
5.Оценки. Д\З: §35 | §29 |