Ребенок поступает в детский сад
Дабылова Гульнара Ахметовна
Психолог детского сада
ГККП «Детский сад «Балапан» отдела образования Жаркаинского района
Скачать материалы
При поступлении в дошкольное учреждение все дети приходят адаптационный период. Что такое Адаптация – от лат. «приспособляю» – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом (перестройка режима дня), социальном (контакты с другими детьми, чужими взрослыми), психологическом (реакция на перемену ситуации, эмоциональная сфера ребенка). Далеко не каждый ребенок может быстро адаптироваться, случается и так что адаптационный период затягивается. И для того чтобы вашему ребенку было легче адаптироваться я хочу вас ознакомить какая бывает тяжелая адаптация, и как вы можете помочь своему малышу.
Цель:
1.Расширить знания родителей о процесс адаптации детей к условиям детского сада.
2.Помочь родителям облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в детский сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Проявления, которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Каково же тогда приходится детям?
В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада? Основных причин несколько:
А) отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
Б) наличие у ребенка своеобразных привычек;
В) неумение занять себя игрушкой;
Г) несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков;
Д) отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку:
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действие и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
- Помочь ребенку разобраться, в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ (т.е обыгрывание сюжета), совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
- Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д.
- Не допускать высказываний сожалений о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- Самостоятельно садиться на стул;
- Самостоятельно пить из чашки;
- Есть с хлебом;
- Пользоваться ложкой;
- После еды задвигать стул;
- Активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения. Чаще хвалите своего малыша, не зависимо от того как выполнено задание или просьба. И мы надеемся, что наши советы помогут вам и вашему малышу.
А теперь дорогие родители я предлагаю вам побыть вашими детьми. И поучаствовать в одном из таких занятий.
- «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить родителей друг с другом.
Материал: цветок, мячик, волшебная палочка.
Описание игры:
Родители собираются в круг и по кругу передают друг другу:
– цветок,
Родители по кругу передают красивый цветок тому, кто им нравится, при этом называют свое ласковое имя, полученное от своего ребенка дома.
– Меня зовут…
– Когда мой ребенок вырастит, он будет называть меня …
– Я люблю, когда меня называют…
Цветок может передаваться в любом направлении. В конце игры у каждого родителя остается один лепесток. И каждый лепесток – это ласковое имя друг по кругу. Каждый должен запомнить имя и сохранить нежный лепесток.
- «Волшебный стул»
Цель: напомнить родителям, какие они могут быть ласковыми. Употреблять в речи нежные ласковые слова.
Материалы: стул.
Описание игры: Один из взрослых садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят ему добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
- Упражнения на расслабление всего организма:
“Замедленное движение”
Родители садятся удобно на стуле, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Вот и подошло наше занятие к завершению, и давайте сделаем выводы:
– Познакомились друг с другом, узнали поближе друг друга,
– Вспомнили, какие нежные, добрые слова и комплименты мы знаем. И я надеюсь, что мы не будем забывать, что и мы когда – то тоже были детьми. Наше занятие окончено. Спасибо. Раздача памяток родителям «Что нужно знать об адаптации».