Консультация для педагогов «Планирование работы на учебный год»


Кольцова Лилия Анатольевна

Заведующая детского сада

ГККП «Детский сад «Балапан» отдела образования Жаркаинского района

Скачать материалы

Когда мы тратим

время на планирование,

его становится больше.

    М. Рустам 

Анализ педагогической литературы и существующей практике планирования ДОУ показывает, что данная проблема по-прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Как правило, руководители ДОУ самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана.

До сих пор не разработана четкая классификация планов ДОУ, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового  в месячный, из месячного в ежедневный. Можно выделить следующие трудности в планировании: отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования, слабая реализация главных принципов воспитания и обучения, неравномерное планирование сроков мероприятий.

   Планирование – это изучение будущего и набросок плана действий, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Для успешной деятельности ДОУ нуждается в плане. Годовой план является обязательным документом ДОУ. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего коллектива в рамках учебного года. В соответствии с задачами в годовом плане ДОУ определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.

    Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида  дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть физическое выполнение плана в целом.

План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично- блочной, календарно- месячной. Составление плана на год –  самая трудоемкая процедура. Годовой план работы ДОУ включает  следующие разделы:

    1) Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

    2) Планирование деятельности ДОУ на учебный год.

  • Оздоровительная работа : обеспечение здоровья и здорового образа жизни .
  • Методическая работа: оснащение педагогического процесса, формирование развивающей среды, изучение и обобщение передового педагогического опыта, работа по обеспечению преемственности со школой, тематические выставки.
  • Работа с кадрами: заседание педагогических советов, семинары – практикумы, коллективные просмотры, консультации, повышение квалификации, аттестация, работа с молодыми специалистами, контроль.
  • Работа с родителями: родительские собрания, консультации.
  • Административно – хозяйственная работа.

Для успешной деятельности ДОУ план должен обладать следующими характеристиками:

  • Единством ( цели каждой подструктуры должны быть прочно связаны: методическая, оздоровительная, работа с родителями).
  • Непосредственностью ( опора как на краткосрочное, так и на долгосрочное предвидение).
  • Гибкостью ( возможность адаптироваться в случае изменения условий).
  • Прогностичностью ( возможность прогнозировать конечный и промежуточный результат).

Существуют различные виды планирования в ДОУ, которые можно разделить на несколько групп

  • планирование работы всего детского сада (годовое) – осуществляет заведующий и методист, его обсуждают и принимают в августе на пед.совете.
  • Тематическое планирование ( по отдельным видам деятельности)- составляют авторы программ совместно с заведующим.
  • Индивидуальное планирование специалистами (муз. руководителем, логопедом, психологом, методистом).
  • Планирование работы в конкретной возрастной группе – составляют воспитатели групп под руководством методиста.

Как правило, последовательность составления планов –  сверху вниз. Сначала  составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе двух – планирование специалистами и воспитателями.

Планы могут быть как перспективными ( составляются на длительный срок – год ,квартал, месяц),так и календарными ( на короткий срок – неделю ,день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного – к  календарному.

     План работы воспитателя может быть перспективным ( на месяц, квартал),  календарным ( неделю, каждый день), перспективно – календарным.

Используются различные формы написания планов: текстовая, текстовая с использованием картотеки, схематично- блочная, в виде циклограммы и т.д..

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Возможно, она будет различной, например, для малышей и старшей группы; молодых специалистов ( подробный текстовый план); опытных специалистов( графическая форма) и т.д..Целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

По желанию педагога перспективный план составляется на месяц или на квартал, как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др..

В перспективном плане должны быть отражены:

1) цели и задачи.

2) список детей.

3) циклограмма режимных моментов.

4) виды детской деятельности:

  • общение ( коммуникативные ситуации, пояснения, беседы)
  • физкультурно- оздоровительная работа ( закаливание, спортивные упражнения, подвижные игры)
  • игровая деятельность ( пальчиковые, сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, подвижные игры и т. д.)
  • организованные занятия.
  • познавательная деятельность ( ознакомление с явлениями окружающей жизни, наблюдение за живой и неживой природой).
  • художественная деятельность (театрально – игровая, музыкальная, изобразительная).
  • трудовая деятельность ( дежурство, хозяйственно- бытовой и ручной труд)
  • индивидуальная работа с детьми.
  • работа с семьей.
  • перспективы.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.

 

Кроме перечисленных видов планирования, каждый заведующий дошкольным учреждением должен иметь план своей собственной работы по руководству коллективом. Некоторые заведующие считают, что спланировать свою работу на неделю, а тем более на каждый день нельзя в связи с ее многогранностью. Это мнение не верно. Чем сложнее работа, многообразнее ее содержание, тем детальней она должна планироваться, предварительно продумываться и организовываться.

Планированию труда заведующего предшествует разделение функций между методистом, завхозом, медиком; определение персональной ответственности за свой участок работы; закрепляет воспитателей и помощников воспитателей за определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим  исполнителем,  но и сам проявлял инициативу. Заведующий должен экономно  относиться  к своему и чужому рабочему времени. Поэтому, ритм работы  заведующего,  коллектива обуславливается четким распорядком дня. Заведующий выделяет определенные дни и часы для проверки планов  воспитательно –  образовательной работы, консультации, приема различных мероприятий: заседание пед. советов, коллективных просмотров педагогического процесса, производственных собраний, профсоюзных собраний. Ежемесячные или еженедельные совещания при заведующей дают возможность оценить деятельность воспитателей, методиста, завхоза, медика и других, определить объем и содержание работы на следующую неделю.

Чтобы охватить контролем все аспекты работы ДОУ, необходимо выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий.К ним относится :

  • Контроль административно – управленческого аппарата( методиста, завхоза, медика).
  • Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего распорядка, санитарно- гигиенического режима, охрана труда.
  • Проверку исполнения инструктивно – методических документов, вышестоящих организаций, предложений.
  • Качество знаний, умений и навыков детей.
  • Выполнение решений пед.советов.
  • Сохранность оборудования и пособий.
  • Ведение документации.
  • Организация работы среди родителей.
  • Финансово – хозяйственную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *