Статья “Современная школа: возможности религиозного образования в воспитательном процессе”


Пташкина Ирина Юрьевна

учитель истории

ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей  №20 г.Актобе

Скачать материалы

В системе образования и воспитания СССР существовала хорошо продуманнная идеологическая основа. Пионерская и комсомольские организации осуществляли работу по формированию нравственных и духовных ценностей. После распада государства замены идеологии не было. Так получается, что в в период больших исторических перемен народ все больше обращается к религии, как возможному средству для решения своих проблем. Этим часто пользуются религиозные экстремистские организации, вовлекая туда чаще всего молодежь и детей и которые решают свои проблемы прикрываясь религией. Поскольку религия основана на привитии человеку нравственных прежде всего ценностей, то задача государства способствовать распространению религии  но в рамках гуманности и человечности.

Политика современного Казахстана направлена на установление межконфессионального мира и согласия, на создание новой системы духовно-нравственных ценностей в современном обществе. Это особенно актуально в условиях поликонфессионального, полиэтнического казахстанского общества. Внедрение содержания многовековых духовных ценностей религии в образовательный процесс стали сегодня наиболее востребованными. Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа: Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Абай, Шакарим, И.Алтынсарин показали воспитательный потенциал религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с с окружающей природной и общественной средой.В приобретениивысоких нравсвенно-духовных качеств личности.

Таким образом применяя в системе школьной воситательной работы религиозные каноны учителя должны сформировать мировоззренческую основу для самостоятельного выбора учащимися собственных убеждений, человеческих ценностей, отношений.

В современной школе религиозные аспекты можно использовать и на уроках истории, литературы, и в процессе воспитательной работы. Вводимый предмет «Религиоведение» способствует формированию у учащихся общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, повышает уровень сознательности учащегося в общении с представителями разных религий.

Уроки истории как никакие другие способствуют изучению истории возникновения основных религий нынешним их развитием. Позволяют раскрыть психолого- педагогические и познавательно-мировоззренческие основы религии, объяснить их основные гуманистические положения. А также сформировать понятие о недопустимости участия в работе деструктивных сект.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, о веры привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере, росте детской преступности, насилия, пропаганде распущенности нравов. Ослабление внимания государства и общества к вопросам воспитания в школе изменило психологию учащихся. Преобладает нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм, неуважение идеалов общества. Происходит полная переориентация ценностей. Материальные блага стали преобладать над человеческими ценностями.

Проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против устоев общества. Изменения происходят на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, возможностей совмещать в голове все представления прошлого в сильно изменённой форме.

Духовные причины кризиса лежат в в развитии современного общества, в желании перенять все чуждое в ущерб достижениям культуры собственного народа. Школа в процессе образовательной и воспитательной деятельности может использовать именно научный подход в привитии духовно- нравственных понятий: добра и зла, добродетелей.  Педагоги могут на научной основе объяснить истинный их смысл и сферу применения.

Актуализация вопросов государственно-конфессиональных отношений предполагает выстраивание эффективных взаимодействий между светскими институтами и религиозными организациями. В частности, такой общей задачей для учреждений образования и церковных институтов становится духовно-нравственное воспитание. Образование в Казахстане имеет светский характер, но мы осознаем, что в современной социальной ситуации общей задачей гуманитарного служения и науки, и религии становится функция просвещения. Сейчас как никогда ранее осознается необходимость укрепления в менталитете казахстанского народа высокой духовности, потому что только высокая духовность порождает нравственную ответственность и способствует противостоянию вызовам новейшего времени.

В этом плане и образование, и религия выполняют свою культурообразующую функцию в современном обществе. Религия, как духовная опора человека, с одной стороны, и образование, как система рационального объяснения мира, – с другой, казахстанских условиях выполняют важные функции воздействия на общественную ментальность.

Казахстан – светское государство, в котором не только законодательно определены, но и практически развернуты равноправные возможности граждан в выборе мировоззрения. В обществе отсутствует монопольное право на ценностные предпочтения, всем гражданам предоставлены условия для реализации своих устремлений в поиске духовности.

Проблема религиозного просвещения чрезвычайно актуальна для казахстанского общества. Несмотря на наличие различной литературы на полках книжных магазинов, познаний и должных ориентаций в мировоззренческой сфере у граждан страны не хватает. Эту роль по ориентации выбора литературы может взять на себя школа.

Такие учебные предметы как история, литература и религиоведение формируют мировоззренческие знания и понимание, которые перерастают в убеждения, становятся нравственным компасом человека во взрослой жизни. В частности, важно понять, какие возможности есть у предмета «религиоведение» и как их использовать в имеющихся непростых условиях.

Предмет «Религиоведение» в системе светского образования может стать обязательным и направленным на информирование учащихся и студентов, формирование у них представлений о многообразии религий, культурообразующей роли мировых религий, функций религии в истории и в современности, а также об использовании религии в политических целях. Предмет должен помочь в принятии системы общечеловеческих ценностей в качестве базового. В процессе преподавания предмета возникает сложность с подготовленностью самих преподавателей. У школьных учителей возникает немало вопросов, связанных с преподаванием этого нового и сложного предмета. Почему бы ни организовать Интернет-ресурс для учителей и преподающих религиоведение, включив в круг консультантов экспертов и опытных педагогов?

Подводя итог хотелось бы сказать, что школа как первичная организация получения учащимися знаний, должна способствовать формированию общечеловеческих, гуманистических ценностей, веками формировавшихся в религиозных воззрениях народов. Способствовать сохранению исторических ценностей своего народа и своей культуры. Но современное состояние преподавания предметов гуманитарного цикла делает это затруднительным. Государство должно уделить внимание качеству преподавания предметов которые дают представление детям о добре и зле, подвиге и любви к ближним.

Список используемой литературы

1.Абенова М.А Выступление на форуме религоведов 15.11.2012

2Ильин И.А «Путь очевидности» .Собр.соч. В 10 т., т.4,М.1999г

3.Назаров М. «Наши идеалы», Ж-л « Слово» №1, 1991г

4.Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании. Педагогика № 3, 1995г

5 Федотов Г.П. «В защиту этики» Ж-л «Философия и жизнь» №9, 1991г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *