Мастер класс для родителей по стимуляции мыслительных операций у детей с ЗПР (от 3-7)
Сеитова Алия Халеловна
психолог
КГУ Областная медико-психолого-педагогическая консультация Акмолинской области
Игра «Исключение лишнего»
В зависимости от возраста материал предъявляются первично
на объемном материале: 3 машинки и одна кукла…,
апельсины (2-3) и один огурец (овощи и фрукты) и.т.д,
затем идет предъявление материала на плоскостном материале (картинки,
карточки), затем предъявляется вербальный материал:
Берут любые три слова, например: собака, помидор солнце.(собака лишнее остальные неживые), (собака кошка) Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком исключить. Далее с учетом возраста можно усложнять задание, исключая лишнее слово больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить собаку, а помидор и солнце оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку не то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным правильным решением, а надо искать целое их множество.
Игра «Поиск аналогов»
Называются какой-либо предмет или явление, например, вертолет. Необходимо как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Это птица, бабочка (летают и садятся). Автобус, поезд (транспортные средства), штопор (важные детали вращаются) и др. побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта группа учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Игра «Способы применения предметов»
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как кирпич, подставку для ноутбука, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Побеждает тот, кто укажет большее количество различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.