Алгоритм психологической реабилитации ВПР ребенка с ограниченными возможностями для педагогов и психологов
06.08.2016
Сеитова Алия Халеловна
психолог
КГУ Областная медико-психолого-педагогическая консультация Акмолинской области
Мышление
- Развивать мышление (анализ, синтез, обобщение) через приемы сравнения, сопоставления;
- Развивать логическое мышление через заключительную беседу;
- Развитие логического мышления (анализа, синтеза, обобщения) через установление причинно-следственных связей;
- Тренировать в умении использовать логические приемы: анализ, синтез, сравнение;
- Учить сравнивать признаки предметов, находить сходства и различия;
- Развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления с опорой на серии сюжетных картинок;
- Научить способность выделить существенное (сравнивать понятия, классифицировать, предметы, явления), способность обобщать;
- Тренировать скорость протекания мыслительных процессов: способность к анализу и синтезу;
- Развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
- Развитие способности оперировать образами и понятиями;
- Развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства;
- Формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство;
- Развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- Развивать способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями;
- Формирование способности к мысленному анализу и синтезу;
- Развитие вербального интеллекта;
- Развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательство;
- Формирование способности производить синтез, анализ, установления сходства и различий;
- Развитие гибкости мышления;
- Развитие критичности мышления;
- Развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее;
- Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность);
- Формирование мыслительной деятельности, стимуляция мыслительной активности;
- Формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- Развитие логического мышления;
- Для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
Память
- Развивать память через последовательное запоминание текста и его изложение;
- Способствовать развитию и коррекции памяти через игровые ситуации, выполнение заданий;
- Развивать память через актуализацию прошлого опыта;
- Формировать у детей наглядно-образную память через запоминание цвета предметов, через запоминание звуков;
- Формировать словесно-логическую память через запоминание понятий, терминов, схем и т.д.
- Совершенствование мнестической деятельности;
- Развитие произвольной памяти детей, мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти.
Речь
- Развивать речь (диалогическую- через вопросно-ответную форму; монологическую- через рассказ самих учащихся);
- Активизировать словарь (пассивный и активный);
- Развитие речи через вопросно-ответную форму;
- Формировать пассивный и активный словарь, расширение его объема и понимание значений;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно- познавательному и внеситуативно- личностному общению.
Внимание
- Развивать внимание через данную воспитателем установку;
- Развивать наблюдательность детей при сравнении двух картинок, через игры;
- Развитие произвольного внимания;
- Умение быстро переключатся с одного вида деятельности на др.
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие зрительного внимания, памяти;
- Развитие произвольного внимания, закрепление полученных знаний;
- Способность к концентрации и к распределению внимания.
Мелкая моторика рук
- Развивать мелкую моторику рук через раскрашивание книжек- раскрасок, картинок, рисунков и т.д.
- Через вырезание по шаблону, обведение по шаблону, через зарядку для пальчиков, зарядку для рук, корректировать мелкую моторику через складывание мозаики;
- Развитие мелкой моторики через упражнения;
- Развитие общей и ручной моторики, развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
- Развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков;
- Развитие ручной моторики и зрительно-моторной координации;
- Развивать моторику руки.
Восприятие
- Развивать и закрепить имеющиеся сенсорные представления;
- Формировать навыки конструктивной деятельности (учить анализировать расположение в пространстве);
- Развитие пространственных и временных представлений;
- Развитие конструктивного праксиса, пространственных и временных представлений;
- Развивать пространственно-аналитическую деятельность учащегося;
- Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- Формирование пространственно-временных представлений;
- Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Развитие и совершенствование сенсорных представлений;
- Формирование представлений о форме и размере предметов;
- Развитие зрительного праксиса;
- Для сенсорного восприятия (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и т.д.)
- Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
- Сенсорное восприятие;
- Развитие и коррекцию психомоторных функций и меж сенсорных связей.
Эмоционально-волевая сфера
- Обучить приемам релаксации;
- Снятие состояния психологического дискомфорта;
- Создать положительные эмоции в группе (данного класса, группы);
- Закрепить в сознании ребенка правила и нормы, регулирующие взаимоотношения с другими людьми;
- Вовлечь в сюжетно-ролевые игры, формирующие этические представления;
- Снижение эмоционального напряжения;
- Помочь ребенку справится с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному состоянию в общении и обучении;
- Помочь людям поверить в собственные силы;
- Создавать эмоционально приподнятое настроение;
- Коррекция эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития;
- Развивать эмоционально-выразительные движения рук, научить использовать жесты; отражать сложившиеся взаимоотношения в классе;
- Снять эмоциональную напряженность;
- Особенности самоконтроля и самооценки;
- Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- Развитие социальных эмоций;
- Создание условий для развития самосознания и самооценки;
- Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов);
- Развитие тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- Дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.