Алгоритм психологической реабилитации ВПР ребенка с ограниченными возможностями для педагогов и психологов


Сеитова Алия Халеловна 
психолог 
КГУ Областная медико-психолого-педагогическая консультация Акмолинской области

Мышление

 

  • Развивать мышление (анализ, синтез, обобщение) через приемы сравнения, сопоставления;
  • Развивать логическое мышление через заключительную беседу;
  • Развитие логического мышления (анализа, синтеза, обобщения) через установление причинно-следственных связей;
  • Тренировать в умении использовать логические приемы: анализ, синтез, сравнение;
  • Учить сравнивать признаки предметов, находить сходства и различия;
  • Развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления с опорой на серии сюжетных картинок;
  • Научить способность выделить существенное (сравнивать понятия, классифицировать, предметы, явления), способность обобщать;
  • Тренировать скорость протекания мыслительных процессов: способность к анализу и синтезу;
  • Развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
  • Развитие способности оперировать образами и понятиями;
  • Развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства;
  • Формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство;
  • Развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
  • Развивать способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями;
  • Формирование способности к мысленному анализу и синтезу;
  • Развитие вербального интеллекта;
  • Развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательство;
  • Формирование способности производить синтез, анализ, установления сходства и различий;
  • Развитие гибкости мышления;
  • Развитие критичности мышления;
  • Развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее;
  • Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность);
  • Формирование мыслительной деятельности, стимуляция мыслительной активности;
  • Формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
  • Развитие логического мышления;
  • Для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
  • Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

 

Память

  • Развивать память через последовательное запоминание текста и его изложение;
  • Способствовать развитию и коррекции памяти через игровые ситуации, выполнение заданий;
  • Развивать память через актуализацию прошлого опыта;
  • Формировать у детей наглядно-образную память через запоминание цвета предметов, через запоминание звуков;
  • Формировать словесно-логическую память через запоминание понятий, терминов, схем и т.д.
  • Совершенствование мнестической деятельности;
  • Развитие произвольной памяти детей, мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти.

 

Речь

  • Развивать речь (диалогическую- через вопросно-ответную форму; монологическую- через рассказ самих учащихся);
  • Активизировать словарь (пассивный и активный);
  • Развитие речи через вопросно-ответную форму;
  • Формировать пассивный и активный словарь, расширение его объема и понимание значений;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно- познавательному и  внеситуативно- личностному общению.

 

Внимание

  • Развивать внимание через данную воспитателем установку;
  • Развивать наблюдательность детей при сравнении двух картинок, через игры;
  • Развитие произвольного внимания;
  • Умение быстро переключатся с одного вида деятельности на др.
  • Развитие произвольного внимания;
  • Развитие зрительного внимания, памяти;
  • Развитие произвольного внимания, закрепление полученных знаний;
  • Способность к концентрации и к распределению внимания.

 

Мелкая моторика рук

  • Развивать мелкую моторику рук через раскрашивание книжек- раскрасок, картинок, рисунков и т.д.
  • Через вырезание по шаблону, обведение по шаблону, через зарядку для пальчиков, зарядку для рук, корректировать мелкую моторику через складывание мозаики;
  • Развитие мелкой моторики через упражнения;
  • Развитие общей и ручной моторики, развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
  • Развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков;
  • Развитие ручной моторики и зрительно-моторной координации;
  • Развивать моторику руки.

 

 

Восприятие

  • Развивать и закрепить имеющиеся сенсорные представления;
  • Формировать навыки конструктивной деятельности (учить анализировать расположение в пространстве);
  • Развитие пространственных и временных представлений;
  • Развитие конструктивного праксиса, пространственных и временных представлений;
  • Развивать пространственно-аналитическую деятельность учащегося;
  • Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  • Формирование пространственно-временных представлений;
  • Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • Формирование представлений об окружающем мире;
  • Развитие и совершенствование сенсорных представлений;
  • Формирование представлений о форме и размере предметов;
  • Развитие зрительного праксиса;
  • Для сенсорного восприятия (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и т.д.)
  • Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
  • Сенсорное восприятие;
  • Развитие и коррекцию психомоторных функций и меж сенсорных связей.

Эмоционально-волевая сфера

  • Обучить приемам релаксации;
  • Снятие состояния психологического дискомфорта;
  • Создать положительные эмоции в группе (данного класса, группы);
  • Закрепить в сознании ребенка правила и нормы, регулирующие взаимоотношения с другими людьми;
  • Вовлечь в сюжетно-ролевые игры, формирующие этические представления;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Помочь ребенку справится с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному состоянию в общении и обучении;
  • Помочь людям поверить в собственные силы;
  • Создавать эмоционально приподнятое настроение;
  • Коррекция эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития;
  • Развивать эмоционально-выразительные движения рук, научить использовать жесты; отражать сложившиеся взаимоотношения в классе;
  • Снять эмоциональную напряженность;
  • Особенности самоконтроля и самооценки;
  • Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • Развитие социальных эмоций;
  • Создание условий для развития самосознания и самооценки;
  • Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов);
  • Развитие  тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  • Дать возможность детям данной категории почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *