Конспект занятия с младшими школьниками «Мы друзья природы»
Яковлева Лариса Васильевна
Воспитатель
КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат №1» г. Петропавловск
Цели: развитие внимательного отношения к природе, формирование правильного поведения в отношении флоры и фауны.
- Вступительная беседа.
Воспитатель начинает занятие строками стихотворения Т. Пушкаревой:
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Пред красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.
-Сегодня мы поговорим о природе и девиз этой беседы будет
«Мы – друзья природы».
- Рассказ о науке «экология»
-Кому из вас известно, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой?
– Да, эта наука – экология. Ее название образовалось из двух
греческих слов: «эко», что значит «дом», и «логос» – наука.
Поэтому можно сказать, что экология – это наука о нашем
общем доме, имя которому – планета Земля. По радио, телевидению, со страниц газет можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Люди разных отраслей
науки с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.
- Беседа об экологических проблемах.
Ученик читает стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
– Представьте себе, что мы с вами выходим из двери школы.
Посмотрите вокруг глазами эколога.
Что тревожит вас?
Дети делятся своими впечатлениями о состоянии окружающей природы (о воздухе, о мусоре на дорогах, о сломанных растениях, о загрязнении реки и пр.)
Кто повинен во всем этом?
Люди не всегда заботятся о природе, не умеют ее правильно беречь и охранять. А что можете вы, младшие школьники, сделать для того, чтобы сохранить окружающую природу?
Высказывания детей, после которых проводится .
4.Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
– Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
- 1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 очко;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 очков.
- Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца – 3 очка;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 очков;
в) буду наблюдать издали – 1 очко.
- Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли
ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 очков;
б) расспрошу об этом учительницу – 2 очка;
в) не пойду – 1 очко.
- После привала в походе у вас осталось много пустых банок,
кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный
ящик – 1 очко.
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 очков.
в) закопал бы в землю т 3 очка.
- Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
а) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 очка.
б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше – 1 очко.
в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 очков.
Затем подводятся итоги теста. Дети складывают полученные очки. По сумме определяют, к какой из 3 групп юных друзей природы они относятся. Воспитателю следует обратить внимание на то, что не следует обижаться, если результат вам не понравился. Есть над, чем задуматься.
- Итоги теста.
Группа № 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.
Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.
Группа № 2 – те, кто набрал от 11 до 18 очков.
Ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполные, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.
Группа № 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных. Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнезда, засорили бы земную поляну. И предложенные в тесте ответы не для них. Поэтому Этот маленький тест – для тебя, юный друг природы.