Мастер –класс для воспитателей «Волшебный квадрат»
Гололобова Людмила Николаевна
воспитатель
ГККП «Ясли – сад №16 акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»
Скачать материал
Учебно-методический комплекс по развивающему курсу «Волшебный квадрат» разработан и составлен для детей старшей группы в 2014-2015 г. Данный курс направлен на обучение детей конструированию на бумажной основе по технике оригами.
Учебно – методический комплект состоит из
*Программы развивающего курса «Волшебный квадрат»;
*Сборника технологических карт к программе развивающего курса «Волшебный квадрат»;
*Сборника дидактического материала к программе развивающего курса «Волшебный квадрат».
Программа развивающего курса «Волшебный квадрат» направлена на развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников, что продиктовано сегодняшней действительностью.
В Программе «Волшебный квадрат» предложен примерный перспективный тематический план по обучению детей старшего дошкольного возраста технике оригами на год. В программе определены цели, задачи, ожидаемый результат развивающего курса, обозначена учебная нагрузка, с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, в соответствии с требованиями ГОСО(2012).
Примерное тематическое планирование носит комплексный характер, так как предполагает тесную интеграцию образовательных областей «Познание», «Творчество», взаимосвязь разных видов детской деятельности, а так же учитывает региональный компонент.
Программа предусматривает не только обучение детей технике «оригами», но и работу по созданию индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, коллажа с использованием поделок в технике оригами.
Программа предусматривает построение педагогического процесса с учетом принципов:
– от простого к сложному;
– системности;
– доступности;
– индивидуально – дифференцированного подхода;
– учета возрастных особенностей детей.
В Сборнике технологических карт к программе развивающего курса «Волшебный квадрат» предложено 36 технологических карт организованной учебной деятельности, темы которых соответствуют тематике перспективного планирования на год. Представленные технологические карты организованной учебной деятельности помогут начинающим педагогам в обучении старших дошкольников конструированию в технике оригами. Кроме того, их использование в практической деятельности предполагает творческий подход каждого педагога, что позволяет вносить свои коррективы, исходя из способностей и возможностей своих воспитанников. Широкие возможности для активизации познавательной деятельности дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающей построение учебного процесса на ситуативной, игровой основе. Это сюрпризные моменты, игровые ситуации, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.
Каждая тема сопровождается художественным словом (загадка, рассказ, сказка, стихотворение). Складывание фигурки может сопровождаться познавательными рассказами различной направленности, в том числе, об истории возникновения оригами. При складывании фигурок животных и цветов, можно использовать информацию экологического характера. Тем самым мы воспитываем осторожное и бережное, дружелюбное отношение к живой природе, нетерпимость к жестокому обращению с ней. Использование музыкального фона во время изготовления поделки усиливает эмоциональное состояние детей, активизирует творческий процесс.
Выбор методов и приемов организованной учебной деятельности способствует формированию мотивации к учению, общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и приемов, форм учебно – воспитательного процесса необходимо учитывать уровень подготовки и развития детей, их индивидуальные особенности и склонности.
Практическую ценность имеет Сборник дидактического материала к программе развивающего курса «Волшебный квадрат». Предлагаемый в нем материал носит познавательный и развивающий характер. В сборнике представлены образцы художественно оформленных фигурок оригами, которые сопровождаются схемами их поэтапного сложения. Материал расположен в соответствии с тематическим планированием. Его можно использовать, исходя из возможностей и интересов детей. С помощью пооперационных схем дети смогут выполнить конструирование предложенных фигурок в технике оригами на бумажной основе. Помимо этого, выполнение заданий влечет за собой развитие у дошкольников мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления, представлений о геометрии, конструктивных навыков, художественного вкуса.
Таким образом, предложенный учебно-методический комплект поможет как начинающим педагогам, так и родителям детей, освоить азы конструктивной деятельности из бумаги – «оригами», а также проявить свои творческие способности в оформлении и применении результатов продуктивной деятельности в повседневной жизни.