Статья «Лето –пора открытий!»


Гололобова Людмила Николаевна

 воспитатель

 ГККП «Ясли – сад №16 акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»

Наблюдение – один из эффективных методов ознакомления дошкольников с природой.

Вот уже и середина лета! Сколько  новых открытий в окружающей нас природе каждый раз делают наши дети! Ведь природа – это неиссякаемый источник познания и духовного обогащения ребенка.

Наши дети, так или иначе, соприкасаются с природой. Вспоминая свой детский опыт и работая много лет с детьми, я знаю, как привлекают их сочная зелень луга и леса, яркие цветы, порхающие бабочки и птицы, жуки, звери, пушистые плывущие облака, падающие снежные хлопья, перезвон капели, золото осени…

Многообразие мира растений и животных постоянно пробуждает у дошкольников живой интерес к природе, любознательность, способствует активизации их деятельности. Ежедневные встречи с природой помогают нам формировать у наших детей знания об окружающем их мире, гуманное, бережное отношение к живым существам.

Поэтому уже в детском саду мы стремимся решить одну из важнейших задач экологического воспитания – ввести ребенка в мир природы, научить его понимать, любить и беречь ее. На территории детского сада создана неплохая экологоразвивающая среда: нетронутые травянистые участки, разнообразные зеленые насаждения (деревья, кустарники), пестрые цветники, огород, – которая позволяет, особенно в летний период, эффективно использовать наблюдение, труд на участке для ознакомления наших воспитанников с природой.

Организуя с детьми целенаправленно наблюдения за объектами или  явлениями природы, как составную часть прогулки, мы формируем элементарные знания о природе, учим наблюдать, развиваем любознательность, наблюдательность, воспитываем эстетические чувства, культуру поведения в природе. Формируя познавательные компетентности, мы с удовлетворением убеждаемся, что наши дети уже могут делать для себя новые открытия, самостоятельно наблюдая за природой во время прогулки.

Так два друга, Эрик и Максим, с интересом узнали, что песочные кучки возле песочницы наносят муравьи, выгребая из подземных тоннелей муравейника осыпавшийся песок. Наблюдая за муравьями, они сделали открытие, что на участке в своих муравейниках живут разные муравьи: маленькие черные и большие коричневые.

Осенью,  во время ремонтных работ, на участке была повреждена одна березка. Весной, наблюдая за  набуханием почек и пробуждением листьев на березах, дети с тревогой ждали, когда же распустит свои листочки поврежденная березка, а затем очень переживали за нее, когда все березы вокруг зашелестели своими  зелеными косицами, а у  нее на верхушке завяли с трудом распустившиеся листочки. Некоторые девочки нередко подходили к березке, осматривали рану на ее стволе, осторожно гладили ее, боясь сделать больно, желали ей быстрейшего «выздоровления».

 

Во время полива цветов дети обращали внимание, что березку нужно хорошо полить, и тогда она, может быть, «выздоровеет». Когда березка погибла, Ксюша и Лиза с прискорбием отметили, что это люди виноваты в ее гибели.

Длительные наблюдения за природными объектами в разные отрезки времени, сезоны, учат детей сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы. Так не дождавшись, когда же в повешенном весной скворечнике поселятся пернатые жильцы, дети пришли к заключению, что на участке очень шумно (дети кричат, машины на дороге гудят), поэтому скворцы до сих пор не живут в нем.

Используя в комплексе наблюдение, трудовую и опытническую деятельность, мы смогли с детьми проследить за ростом и развитием растений. В частности, участвуя в посеве семян циннии и петунии для выращивания рассады на цветочные клумбы, дети с интересом наблюдали за всеми стадиями развития петунии: от семечки до цветка. Ребятишки с удовольствием поливали и рыхлили рассаду, помогали ее высаживать на клумбу, пололи от сорняков, с нетерпением ждали первых бутонов. А сколько радости и восхищения они испытали, когда клумба заиграла яркими красками благоухающих цветов! Наблюдая за развитием растений в разных местах, дети еще раз убедились, что лучше и быстрее растут те цветы, за которыми хорошо ухаживают (поливают, рыхлят). Это открытие, в свою очередь, подтвердило то, что природе необходима забота и бережное отношение.

Чтобы «зерно» первооткрывателя и гуманиста в наших детях проросло и дало свои плоды, мы должны тесно сотрудничать с родителями, проводить просветительскую работу с ними. Ведь семейный отдых на природе летом оставляет в памяти и душе ребенка неизгладимый яркий след на многие годы и развивает умение радоваться каждому новому открытию от встречи с природой!

«Учительская +», №29 (119) 1 августа 2014г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *