Урок русского языка «Повторение и обобщение изученного (имя существительное)», 2 класс
Тужик Юлия Андреевна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №7» города Петропавловска
Скачать материалы
Цель:
Образовательная: обобщить знания об именах существительных.
Развивающая: развивать речь, учить делать словесно-логическое обобщение.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
– Встали ровно. Давайте обернёмся и поприветствуем наших гостей. А теперь тихо сели. Начинаем урок.
- Подготовка к восприятию темы урока.
– Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
- Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
- Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
- Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Минутка чистописания. СЛАЙД 2
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Е.
– А есть ли звук [е]? (Нет)
– Дайте характеристику букве Е. (Буква Е – гласная, может обозначать один звук или два звука.)
– Когда буква Е обозначает один звук, а когда два звука? (Один звук – после согласной, два звука – в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ.)
- Сообщение темы урока.
– Ребята, у вас на столах карточки. Для того, чтобы узнать, какова тема нашего урока, вам предлагается выполнить задание: вставить пропущенную букву (работа в парах). СЛАЙД 3
– Словарно-орфографическая работа.
кас __ а (удвоенная с)
ч __ до (чу-щу пиши с буквой у)
хи __ ник (чк, чн, щн пишется без Ь)
б __ рёза (безударная гласная, не проверяемая ударением)
клас __ (удвоенная буква с)
лис __ (парная согласная в корне слова, листы)
рука __ (парная согласная в корне слова, рукава)
р __ сунок (безударная гласная, не проверяемая ударением)
мос __ (парная согласная в корне слова, мосты)
д __ ревня (безударная гласная, не проверяемая ударением)
ал __ея (удвоенная л)
плат __ е (разделительный Ь)
ноч __ ик (чн пишется без Ь)
мол __ ко (безударная гласная, не проверяемая ударением)
б __ да (безударная гласная в корне слова, беды)
– Прочитайте слово, которое получилось.
– Какова тема нашего урока? (Повторение изученного об имени существительном.)
– Какие цели поставим на уроке? (Повторить и обобщить знания об именах существительных.)
– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если нет «-».
– Сегодня мы ребята отправимся с вами в необычное путешествие, а именно в Королевство имени существительного. СЛАЙД 4, 5
– По какому признаку объединили эти слова? (Эти слова обозначают предметы)
– На какие вопросы отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?)
– Какое слово лишнее? Почему? (Хищник – отвечает на вопрос КТО?)
– Что обозначает слово «хищник»? Приведите примеры. (Хищное животное, которое питается другими животными. Например, лев.) СЛАЙД 6
– Вот мы оказались перед замком КТО? И ЧТО? СЛАЙД 7
– Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? (Одушевленные)
– А какие – на вопрос ЧТО? (Неодушевленные)
Имя существительное,
Очень удивительное.
Отвечать оно должно,
На вопросы кто? и что?
- ИГРА « КТО? или ЧТО?». СЛАЙД 8
Лиса, яблоко, пенал, карандаш, попугай, ёжик, стул, медведь.
Дети записывают в два столбика слова.
КТО? ЧТО?
лиса яблоко
попугай пенал
ёжик карандаш
медведь стул
– Как называются существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Существительные, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)
– Как называются существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными.)
– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».
- Физкультурная минутка с пандой.
- Собственные и нарицательные. СЛАЙД 9
– В королевстве нам встретился старичок, который смотрит за порядком в этом королевстве. Он хочет знать, кто мы такие и откуда. Давайте ему расскажем.
СЛАЙД 10
Существительное – ШКОЛА.
В ней ребята Катя, Саша, Вова.
А фамилий столько, что не счесть
Ивановы и Петровы, даже Сидоровы есть.
В уголке живом попугайчики Кеша и Рома чирикают весь день.
А двум Тортиллам плавать всё время не лень.
На улице Мира школа стоит
В городе Петропавловске под номером 7.
– Ребята, а почему некоторые слова выделены красным цветом? (Эти слова называются именами собственными.)
– Какие имена существительные называются собственными? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, сел, озер, морей, рек.)
– Как они пишутся?
Вывод: Имена, фамилии, улицы, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
– Как называются остальные имена существительные? (Нарицательные) СЛАЙД 11
– Старичок нас привел к замку «Собственных и нарицательных». СЛАЙД 12
Замок собственных и нарицательных.
(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики – нарицательные.)
Боря, маш…на, дев…чка, Настя, Иванов, школа, К…захстан, черепаха.
(Самопроверка.)
– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».
- Род имен существительных. СЛАЙД 13
– На нашем пути нам встречается домик с названием «Род имен существительных», каждое окошко обозначает определённый род.
– Какого рода бывают имена существительные? (Имя существительное бывает мужского рода (он, мой), женского рода (она, моя) и среднего рода (оно, моё).)
– Какие слова можно подставить к именам существительным женского рода? (Она, моя)
– На экране ряд имён существительных. Надо каждое слово поставить в нужное окошко.
Молоко, лист, гусеница, гриб, насекомое, ягода, яблоко, улитка, жук.
(1ряд записывает слова женского рода, 2ряд – слова мужского рода, 3ряд – слова среднего рода.)
– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».
- Разбор слова ёжик.
– А вот появился и хозяин этого домика. Господин Ёжик. СЛАЙД 14
ЁЖИК – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 согл., 2гл. Ударение не ставим, так как Ё всегда ударная.
- Разбор предложения (работа в группах).
– Составьте предложения о хозяине домика ёжике. В предложении подчеркните главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Живет, домике, ёжик, в.
Питается, червячками, ёж.
Спит, домике, зимой, в, ёж.
(Защита работы группы.)
(В этом предложении говорится о ёжике. (Кто?) ёжик – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Ёжик (что делает?) живёт. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.)
– Каким членом предложения является имя существительное?
– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».
- Тест
1.Укажите неодушевлённые имена существительные:
а) белка б) тетрадь в) ручка
2.Укажите нарицательные имена существительные: а) кот б) Астана в) стол
3.Подчеркни имена существительные женского рода:
а) стакан б) лодка в) окно
- Подчеркни имена существительные мужского рода:
а) стул б) дождь в) одежда
- Укажите имена существительные в единственном числе:
а) лыжи б) конь в) стол
- Итог урока. Рефлексия.
– В группах обсудите, что вы можете рассказать об имени существительном, опираясь на кластер.
– На следующем уроке мы продолжим с вами путешествие по королевству имени существительного.
– Оцените свою работу на уроке. Посчитайте в оценочном листе свои «+», если у вас:
5 плюсов – 5
4 плюса – 4
3 плюса – 3, нужно еще поработать над этой темой.
Д/з: с. 144 упр. 380