Урок русского языка «Повторение и обобщение изученного (имя существительное)», 2 класс


Тужик Юлия Андреевна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №7» города Петропавловска

Скачать материалы

Цель:

Образовательная: обобщить  знания об именах существительных.

Развивающая: развивать речь, учить делать словесно-логическое обобщение.

Воспитательная: воспитывать любовь  к русскому языку.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями для учащихся.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Встали ровно. Давайте обернёмся и поприветствуем  наших гостей. А теперь тихо сели. Начинаем урок.

 

  1. Подготовка к восприятию темы урока.

– Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

  1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

  1. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

  1. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

  1. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

 

  1. Минутка чистописания. СЛАЙД 2

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Е.

– А есть ли звук [е]? (Нет)

– Дайте характеристику букве Е. (Буква Е – гласная, может обозначать один звук или два звука.)

– Когда буква Е обозначает один звук, а когда два звука? (Один звук – после согласной, два звука – в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ.)

 

  1. Сообщение темы урока.

– Ребята, у вас на столах карточки. Для того, чтобы узнать, какова тема нашего урока, вам предлагается выполнить задание: вставить пропущенную букву (работа в парах). СЛАЙД 3

– Словарно-орфографическая работа.

  кас __ а (удвоенная с)

      ч __ до (чу-щу пиши с буквой у)

    хи __ ник (чк, чн, щн пишется без Ь)

      б __ рёза (безударная гласная, не проверяемая ударением)

клас __ (удвоенная буква с)

  лис __ (парная согласная в корне слова, листы)

рука __ (парная согласная в корне слова, рукава)

      р __ сунок (безударная гласная, не проверяемая ударением)

  мос __ (парная согласная в корне слова, мосты)

      д __ ревня (безударная гласная, не проверяемая ударением)

    ал __ея (удвоенная л)

плат __ е (разделительный Ь)

  ноч __ ик (чн пишется без Ь)

 мол __ ко (безударная гласная, не проверяемая ударением)

      б __ да (безударная гласная в корне слова, беды)

 

– Прочитайте слово, которое получилось.

– Какова тема нашего урока? (Повторение изученного об имени существительном.)

– Какие цели поставим на уроке? (Повторить и обобщить знания об именах существительных.)

– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если нет «-».

– Сегодня мы ребята отправимся с вами в необычное путешествие, а именно в Королевство имени существительного. СЛАЙД 4, 5

– По какому признаку объединили эти слова? (Эти слова обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?)

– Какое слово лишнее? Почему? (Хищник – отвечает на вопрос КТО?)

– Что обозначает слово «хищник»? Приведите примеры. (Хищное животное, которое питается другими животными. Например, лев.) СЛАЙД 6

– Вот мы оказались перед замком КТО? И ЧТО? СЛАЙД 7

– Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? (Одушевленные)

– А какие – на вопрос ЧТО? (Неодушевленные)

Имя существительное,
Очень удивительное.
Отвечать оно должно,
На вопросы кто? и что?

 

  1. ИГРА « КТО? или ЧТО?». СЛАЙД 8

Лиса, яблоко, пенал, карандаш, попугай, ёжик, стул, медведь.

Дети записывают в два столбика слова.

КТО?                                         ЧТО?

лиса                                            яблоко

попугай                                      пенал

ёжик                                          карандаш

медведь                                      стул

– Как называются существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Существительные, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)

– Как называются существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?  называются неодушевлёнными.)

– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».

 

  1. Физкультурная минутка с пандой.
  2. Собственные и нарицательные. СЛАЙД 9

– В королевстве нам встретился старичок, который смотрит за порядком в  этом королевстве. Он хочет знать, кто мы такие и откуда. Давайте ему расскажем.

 

СЛАЙД 10

Существительное – ШКОЛА.

В ней ребята Катя, Саша, Вова.

А фамилий столько, что не счесть

Ивановы и Петровы, даже Сидоровы есть.

В уголке живом попугайчики Кеша и Рома чирикают весь день.

А двум Тортиллам плавать всё время не лень.

На улице Мира школа стоит

В городе Петропавловске под номером 7.

– Ребята, а почему некоторые слова выделены красным цветом? (Эти слова называются именами собственными.)

– Какие имена существительные называются собственными? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, сел, озер, морей, рек.)

– Как они пишутся?

Вывод: Имена, фамилии, улицы, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

– Как называются остальные имена существительные? (Нарицательные) СЛАЙД 11

– Старичок нас привел к замку «Собственных и нарицательных». СЛАЙД 12

Замок собственных и нарицательных.

(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики – нарицательные.)

 

Боря, маш…на, дев…чка, Настя, Иванов, школа, К…захстан, черепаха.

 

(Самопроверка.)

– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».

 

  1. Род имен существительных. СЛАЙД 13

– На нашем пути нам встречается  домик с названием «Род имен существительных»,  каждое окошко обозначает определённый род.

– Какого рода бывают имена существительные? (Имя существительное бывает  мужского рода (он, мой), женского рода (она, моя) и среднего рода (оно, моё).)

– Какие слова можно подставить к именам существительным женского рода? (Она, моя)

– На экране ряд имён существительных. Надо каждое слово поставить в нужное окошко.

 

Молоко, лист, гусеница, гриб, насекомое,  ягода, яблоко, улитка, жук.

(1ряд записывает слова женского рода, 2ряд – слова мужского рода, 3ряд – слова среднего рода.)

– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».

 

  1. Разбор слова ёжик.

– А вот появился и хозяин этого домика. Господин Ёжик. СЛАЙД 14

ЁЖИК – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 согл., 2гл. Ударение не ставим, так как Ё всегда ударная.

 

  1. Разбор предложения (работа в группах).

– Составьте предложения о хозяине домика ёжике. В предложении подчеркните главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Живет, домике, ёжик, в.

Питается, червячками, ёж.

Спит, домике, зимой, в, ёж.

(Защита работы группы.)

(В этом предложении говорится о ёжике. (Кто?) ёжик – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Ёжик (что делает?) живёт. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.)

– Каким членом предложения является имя существительное?

 

– Возьмите лист оценивания и оцените, как вы справились с этим заданием. Если справились хорошо, то поставьте «+», если не справились, то «-».

 

  1. Тест

1.Укажите неодушевлённые имена существительные:

а) белка     б) тетрадь      в) ручка

2.Укажите нарицательные имена существительные: а) кот        б) Астана       в) стол

3.Подчеркни имена существительные женского рода:

а) стакан     б) лодка      в) окно

  1. Подчеркни имена существительные мужского рода:

а) стул        б) дождь     в) одежда

  1. Укажите имена существительные в единственном числе:

а) лыжи       б) конь        в) стол

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

– В группах обсудите, что вы можете рассказать об имени существительном, опираясь на кластер.

– На следующем уроке мы продолжим с вами путешествие по королевству имени существительного.

– Оцените свою работу на уроке. Посчитайте в оценочном листе свои «+», если у вас:

5 плюсов – 5

4 плюса – 4

3 плюса – 3, нужно еще поработать над этой темой.

 

Д/з: с. 144 упр. 380

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *