Урок познания мира «Явления природы», 1 класс
Осипова Лариса Константиновна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №7» города Петропавловска
Скачать материалы
Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи: Дать представление о явлениях природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать через музыку, элементы театрализации , отрывки произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения.
Оборудование:
учебник «познание мира» для 1 класса;
дневник наблюдений.
толковый словарь Ожегова
мультимедиа установка, компьютер; презентация
карточки с изображением времен года, явлений природы
Ход урока.
1 орг момент
Улыбнитесь гостям, а себе мысленно пожелайте успеха в проведении нашего урока.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь
Слайд №1
2. Актуализация опорных знаний
Учитель читает стихотворение
Слайд №2
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- проверка домашнего задания
– а что такое природа?
– какая бывает природа?
Практическая работа: на доске карточки, распределить на живую и неживую природу.
- новая тема:
– а сегодня мы поговорим о явлениях природы
– как вы понимаете такое сложное слово «явление»? толковый словарь Ожегова (Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть)
Итак, мы знакомимся с первым явлением.
А) Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
– каком явлении идет речь? Листопад (слайд №3)
– как догадались?
– в какое время года бывает это явление?
Видео ролик «Золотая осень»
Физминутка «ЛИСТЬЯ»
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
Б) чтобы узнать следующее явление необходимо разгадать загадку
Крупно дробно зачастил
И всю землю напоил. (дождь) слайд №4,5
Из презентации о дожде Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.
Практическая работа Давайте соберем слово дождь из разрезных букв на вашем столе и приклеим на лист бумаги
– в какое время года бывает дождь?
В) следующие явления природы мы узнаем так: у меня 6 конвертов, мы разделимся на 6 групп, вам необходимо собрать слово, которое в конверте, прочитать его.
Снегопад, иней, мороз, вьюга, метель, снежинки (слайды № 6-11)
– в какое время года это бывает?
Стихи читают дети
Тихо, словно бы во сне,
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал:
— Как давно я не летал!
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку –
Пушистую льдинку
Поймал наконец-то рукой.
Стоит на улице мороз.
Деревья серебристые.
И люди кутают свой нос
В воротники пушистые.
Вдоль по улицам
Метелица метёт,
Белый снег-то всё
Поземкою несёт.
За окошком – вьюга,
За окошком – тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки,
Иней побывал вчера.
Физминутка для глаз «Танец снежинок»
Г) перед вами лист бумаги с явлениями природы, обведите в кружок те, которые по вашему мнению бывают весной
Сосульки (слайд №12)
ОБЖ – Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?
Д) а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку и сказать о каком природном явлении идет речь?
Инсценировка (К.Ушинский «Солнце и радуга»)
Радуга. (Ржавцева А.)«Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся».
Автор. (Я) Услышало эти речи солнышко и говорит:
Солнышко. (Волохова В.)«Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.
Радуга. «Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться».
Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.
Радуга. (слайд №13)
– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга?
– Красиво хвалиться друг перед другом?
– а что вы о ней знаете?
«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.
– в какое время года может быть радуга?
– а может такое быть , чтобы явление природы, которое бывает только летом, осенью, зимой или весной быть в другое время? Слайд №15
Молодцы!
- итог и рефлексия слайд №16-17
Вот мы и поговорили о некоторых явлениях природы.
– что нового узнали?
– что запомнили?
На столах у вас лежат карточки настроений – солнышко и тучка.
Если вам понравился урок и вызвал хорошее настроение – то солнышко
Если урок не очень понравился то тучку. Прикрепить на доску.