Урок познания мира «Явления природы», 1 класс


Осипова Лариса Константиновна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №7» города Петропавловска

Скачать материалы

Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи: Дать представление о явлениях природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать через музыку, элементы театрализации , отрывки произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения.

Оборудование:
учебник «познание мира» для 1 класса;
дневник наблюдений.

толковый словарь Ожегова
мультимедиа установка, компьютер; презентация
карточки с изображением времен года, явлений природы

Ход урока.

1 орг момент

Улыбнитесь гостям, а себе  мысленно пожелайте успеха в проведении нашего урока.

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь

Слайд №1
2. Актуализация опорных знаний

Учитель читает стихотворение

Слайд №2

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …  
  природа.

  1. проверка домашнего задания

– а что такое природа?

– какая бывает природа?

Практическая работа: на доске карточки, распределить на живую и неживую природу.

  1. новая тема:

– а сегодня мы поговорим о явлениях природы

– как вы понимаете такое сложное слово «явление»? толковый словарь Ожегова (Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть)

Итак, мы знакомимся с первым явлением.

А)   Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– каком явлении идет речь?  Листопад (слайд №3)

– как догадались?

– в какое время года бывает это явление?

Видео ролик «Золотая осень»

Физминутка    «ЛИСТЬЯ»

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться  хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Б)   чтобы узнать следующее явление необходимо разгадать загадку

Крупно дробно зачастил

И всю землю напоил.                  (дождь) слайд №4,5

Из презентации о дожде   Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.

Практическая работа Давайте соберем слово дождь из разрезных букв на вашем столе и приклеим на лист бумаги

– в какое время года бывает дождь?

В)  следующие явления природы мы узнаем так: у меня 6 конвертов, мы разделимся на 6 групп, вам необходимо собрать слово, которое в конверте, прочитать его.

Снегопад, иней, мороз, вьюга, метель, снежинки (слайды № 6-11)

– в какое время года это бывает?

Стихи читают дети

 

Тихо, словно бы во сне,
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал:
— Как давно я не летал!

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку –

Пушистую льдинку

Поймал наконец-то рукой.

Стоит на улице мороз.
Деревья серебристые.
И люди кутают свой нос
В воротники пушистые.

Вдоль по улицам
Метелица метёт,
Белый снег-то всё
Поземкою несёт.

За окошком – вьюга,

За окошком – тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!                                  В жемчугах горят березки,
Иней побывал вчера.
Физминутка для глаз «Танец снежинок»

Г)   перед вами лист бумаги с явлениями природы, обведите в кружок те, которые по вашему мнению бывают весной

Сосульки (слайд №12)

ОБЖ    – Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

Д) а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку и сказать о каком природном явлении идет речь?

Инсценировка (К.Ушинский «Солнце и радуга»)
Радуга. (Ржавцева А.)«Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся».
Автор. (Я) Услышало эти речи солнышко и говорит:
Солнышко. (Волохова В.)«Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.
Радуга. «Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться».
Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

Радуга. (слайд №13)
– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга?

– Красиво хвалиться друг перед другом?

– а что вы о ней знаете?

«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

– в какое время года может быть радуга?

– а может такое быть , чтобы явление природы, которое бывает только летом, осенью, зимой или весной быть в другое время? Слайд №15

Молодцы!

  1. итог и рефлексия слайд №16-17

Вот мы и поговорили о некоторых  явлениях природы.

– что нового узнали?

– что запомнили?

На столах у вас лежат карточки настроений – солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и вызвал хорошее настроение – то солнышко

Если урок не очень понравился то тучку. Прикрепить на доску.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *