Программа художественно – творческого развития детей дошкольного возраста с использованием нетрадационных техник рисования «Цветик – разноцветик»


Кудрявцева Татьяна Викторовна, воспитатель

Цвентух Ольга Валериевна, воспитатель

ГККП «Ясли – сад № 15 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»  Казахстан

Скачать материал

Пояснительная записка

 

“Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А.Сухомлинский
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий, созидательный характер.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Новый ГОСО в дошкольном детстве – это новый ресурс, который дает возможность по-новому взглянуть на детство. Научиться быть счастливым, творческим – такова главная цель человеческого детства. Научиться любить жизнь и мечтать, действовать навстречу своей мечте – это основа счастливого будущего каждого человека.

Парадигма счастливого детства стала ведущей в новом стандарте дошкольного образования и соответствует парадигме ребенка как личности.

Определение образовательных областей, раскрывают содержание дошкольного  образования. Образовательная область «Творчество»  направлена на развитие интереса, воображения и изобретательности ребенка при выполнении продуктивных, творческих заданий.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

В связи с этим, мы  разработали программу «Цветик – разноцветик» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которая бы способствовали более результативному обучению и развитию.

Предлагаемая программа «Цветик – разноцветик» объединяет три возрастных периода:

  1. Средняя группа (4-5 лет)
  2. Старшая группа (5-6 лет)
  3. Подготовительная группа (6-7 лет)

 

Цель программы:  развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

 

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
  2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  3. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  4. Развивать познавательную активность детей.
  5. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

 

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Принцип культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Принцип развивающего характера художественного образования.

Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных особенностей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 

 

Методическое обеспечение:

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев.

 

 

Методы и приемы учебно-воспитательного процесса:

-Информационно-рецептивные методы (рассматривание, наблюдение).

-Словесные методы (беседа, рассказ).

-Репродуктивные методы (прием повтора, работа в черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).

-Эвристические методы.

-Исследовательские методы.

 

Дидактико – методическое сопровождение программы.

Дидактический материал:

– технологические карты организованной учебной деятельности

– образцы работ

– стихи, загадки, пальчиковые игры

 

Оборудование:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– печатки из овощей и фруктов;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

 

Ожидаемые результаты:

Знать: приёмы и техники нетрадиционного рисования

Иметь: более самостоятельное, творческое, оригинальное воображение.

   Уметь:   использовать известные приемы и техники, делая выбор в соответствии с замыслом разных вариантов рисования (например, облака могут сделать при помощи воска, набрызга, щетинистой кистью или по-сырому);
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *