Программа художественно – творческого развития детей дошкольного возраста с использованием нетрадационных техник рисования «Цветик – разноцветик»
Кудрявцева Татьяна Викторовна, воспитатель
Цвентух Ольга Валериевна, воспитатель
ГККП «Ясли – сад № 15 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная» Казахстан
Скачать материал
Пояснительная записка
“Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А.Сухомлинский
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий, созидательный характер.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Новый ГОСО в дошкольном детстве – это новый ресурс, который дает возможность по-новому взглянуть на детство. Научиться быть счастливым, творческим – такова главная цель человеческого детства. Научиться любить жизнь и мечтать, действовать навстречу своей мечте – это основа счастливого будущего каждого человека.
Парадигма счастливого детства стала ведущей в новом стандарте дошкольного образования и соответствует парадигме ребенка как личности.
Определение образовательных областей, раскрывают содержание дошкольного образования. Образовательная область «Творчество» направлена на развитие интереса, воображения и изобретательности ребенка при выполнении продуктивных, творческих заданий.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В связи с этим, мы разработали программу «Цветик – разноцветик» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, которая бы способствовали более результативному обучению и развитию.
Предлагаемая программа «Цветик – разноцветик» объединяет три возрастных периода:
- Средняя группа (4-5 лет)
- Старшая группа (5-6 лет)
- Подготовительная группа (6-7 лет)
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
- Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.
Принцип культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.
Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных особенностей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Методическое обеспечение:
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев.
Методы и приемы учебно-воспитательного процесса:
-Информационно-рецептивные методы (рассматривание, наблюдение).
-Словесные методы (беседа, рассказ).
-Репродуктивные методы (прием повтора, работа в черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).
-Эвристические методы.
-Исследовательские методы.
Дидактико – методическое сопровождение программы.
Дидактический материал:
– технологические карты организованной учебной деятельности
– образцы работ
– стихи, загадки, пальчиковые игры
Оборудование:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– печатки из овощей и фруктов;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Ожидаемые результаты:
Знать: приёмы и техники нетрадиционного рисования
Иметь: более самостоятельное, творческое, оригинальное воображение.
Уметь: использовать известные приемы и техники, делая выбор в соответствии с замыслом разных вариантов рисования (например, облака могут сделать при помощи воска, набрызга, щетинистой кистью или по-сырому);