Урок русского языка 4 класс “Правописание парных согласных в корне слова”.


Дмитриченко Наталья Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ “Средняя школа-гимназия № 11”

при отделе образования г. Кокшетау

Скачать презентацию

Цель: повторить правила правописания парных согласных

Обучающая:

  • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • повторить правописание парных согласных на конце слова;
  • систематизировать изученный материал;
  • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.

 

Развивающая:

  • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
  • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
  • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
  • развивать положительное отношение к учебе;
  • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.

 

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

 

Тип урока: повторение и закрепление.

Методы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
  • Русский язык. Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
  • Русский язык. Сборник диктантов и текстов для изложений: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

 

ХОД УРОКА

  1. I. Организационный момент.

 

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Пора работать начинать.

Сядьте красиво.

 

  1. II. Минутка чистописания.

 

б п в ф г к д т ж ш з с

 

– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).

– Назовите буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

– Назовите буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

– Запишите эти пары букв.

– Поиграем в игру? Найди лишние буквы

Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф

– Какие буквы лишние?  Почему они лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).

 

III.  Словарная работа.

 

М.роз, б.рёзка, яг.дка, м.дведь, х.рош.

– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).


 

  1. IV. Постановка темы и целей урока.

 

Работа по теме

  1. Опираясь на предыдущее задание.

– Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Правописание парных звонких и глухих согласных).

– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).

 

Чтоб поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить

 

– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.

– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.

  1. Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь – лесной . . . (медведь).

– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).

 

  1. Беседа «Что знаем – повторяем».
  • Какие звонкие – глухие согласные являются парными? (б-п,в-ф, г-к,з-с,ж-ш)
  • Почему их нужно проверять? (если звонкий согласный стоит в конце слова или в середине перед глухим согласным, то он произносится, как глухой)
  • Как можно проверить парный согласный звук? (нужно изменить проверяемое слово, чтобы после согласного стоял гласный звук)

 

 

  1. V. Решение поисковой задачки.

 

  1. Стр. 29. Упр. 49. Найти в тексте стихот­ворения слова с парными согласными. Какие из них нужно прове­рить? Почему? (Листопад, наряд.) Обратить внимание на значение слова «наряд»: в какой «наряд» переоделся клён?
  2. Стр. 29. Упр. 50. В гости к загадке. Отгадать загадку (береза). Вы­писать слова, в которых согласный нуждается в проверке (луг, снег). Сделать звуко-буквенный разбор этих слов. Слова зелена, бела, кудрява подсказали отгадку.

 

  1. VI. Физминутка «Веселая мультзарядка».

VII. Интеллектуальные преобразования.

 

Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.

Тренировочные упражнения.

  1. Стр. 30. Упр. 51. Раскрой секреты письма. Найди проверочные слова для парных согласных. Коровка – корова, берёзка – береза, рыбка – рыбочка, морковь – морковка, травка – травинка, мороз – морозы, снег – снега, пруд – пруды.
  2. Задание на опережение. Стр. 30. Упр. 52. В гости к пословицам. Вставить пропущенные со­гласные. Найти проверочное слово.
  3. Сорвать пруд (пруды) – большой труд (труды). 2. Книга -твой друг (друга), без нее, как без рук (руки). 3. Добрая пословица не в бровь (брови), а в глаз (глаза). 4. В мае дождь (дожди) – будет рожь (нет ржи). Объяснить смысл пословиц.
  4. Упр. 54. Игра в парах: «Отгадай слово!».
  5. С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье (колос – голос). 2. С глухим траву она срезает, со звонким – листья объедает (коса – коза).
  6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий (шар – жар).

Подчеркнуть глухие согласные одной чертой, а звонкие – двумя.

  1. Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

белый  пару…           Полосатый  кра…

Песчаный  пля…      Пятнистый  осьмино…

Колючий  ер…         Песчаный  пля…

Пятнистый  осьмино…       Белый  пару…

Много  меду…          Дружный  экипа…

Дружный экипа…    Много  меду…

Полосатый кра…     Колючий  ер…

  1. Замените имена прилагательные в словосочетаниях словом – синонимом.
  • Вспомните, что такое слова – синонимы?
  • Запишите слова – синонимы в тетрадь и проверьте их.
  • Почему проверяем непроизносимые согласные в корне? Какие непроизносимые согласные вы знаете?

Печальный рассказ – грустный.

Знаменитый писатель – известный.

Весёлый народ – радостный.

Удачная находка – счастливая.

Хмурые дни – ненастные.

Шумное торжество – праздник.

Яркое светило – солнце.

 

VIII. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Под­ведение итогов урока: Что мы повторили?

– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?

– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные!

Звук нечётко слышится…

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный –

И согласный неопасный.


 

  1. IX. Домашнее задание.

 

  • 8. Стр. 20. Упр. 53. Списать. Вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание. Озаглавить текст.

 

  1. X. Рефлексия.

«Что я знаю и что я умею».

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *