Урок по познанию мира “Земноводные, пресмыкающиеся”
Михновец Людмила Александровна
учитель начальных классов
ГУ «СШ имени Н. Крупской»
Жаркаинского района Акмолинской области
Цель урока:
- Актуализировать имеющие знания детей о группах животных (земноводные, пресмыкающиеся). Обогатить знания учащихся новыми сведениями о группах животных (земноводные и пресмыкающиеся). Классифицировать отличительные признаки животных разных групп. Учить работать с текстом.
- Развивать речь учащихся, умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Оборудование: раздаточный материал, картины животных.
Стратегии ТРКМ: составление кластера, мозговой штурм, инсерт, синквейн.
Ход урока:
ВЫЗОВ
- В чём сходство животных с растениями? (Составление кластера).
Предполагаемые ответы:
- Относятся к миру живой природы;
- Рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются.
– В чём их отличие? (Составление кластера)
Предполагаемые ответы:
– Разные способы питания. Растения «готовят» пищу из воды, воздуха и света. Животные питаются растениями, другими животными или тем и другим.
Мозговой штурм (направлен на активизацию имеющихся знаний)
Что вы знаете о земноводных и пресмыкающихся?
ОСМЫСЛЕНИЕ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
Для дальнейшей работы нам понадобится материал учебника .
Метод активного чтения: маркировка с использованием значков
« + я это знал, – я этого не знал, ! это меня удивило, ? хотел бы узнать подробнее».
(По мере чтения текста их ставят на полях справа).
инсерт
«+» | «-» | «!» | «?» |
Обсуждение в группах. Можно провести с заполнением таблицы.
Выступление от каждой группы .
Рефлексия. Итогом работы должно стать заполнение схемы, которую начали на предыдущих уроках (Прием сравнительная таблица).
Линия сравнения | млекопи
тающие |
насекомые | земноводные | пресмыка
ющие |
птицы |
Тело | |||||
Конечности | |||||
Передвижение | |||||
Питание | |||||
Размножение | |||||
Места обитания | |||||
Польза |
Сравнительная таблица может выглядеть и так, в ней будут выявляться сходные и различные признаки изученных на уроке групп животных.
Земноводные | Линия сравнения | Пресмыкающиеся |
Второе название | ||
Представители | ||
Способ передвижения | ||
Места обитания | ||
Питание | ||
размножение |
А теперь немного отдохнем и отгадаем загадки.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет …
По пригорочку бежит,
Хвостиком – рулём рулит.
Схватишь хвостик, только – ах!-
Убежала!…Хвост в руках.
А сейчас вы сами составите загадку о земноводных и пресмыкающихся, используя прием «Синквейн», работа в парах-тройках или в группах. Распределить по группам ЗМЕИ, ЯЩЕРИЦЫ, ЛЯГУШКИ.
Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых действующими лицами были земноводные и пресмыкающиеся.
(«Дюймовочка», «Царевна-лягушка»,
«Хозяйка Медной горы», «Мифы скифов», а драконы и Змеи-Горынычи…)
Почему для превращения Василисы Премудрой был выбран образ лягушки? (Метод Свободное письмо-5минут).
Фантазирование (игровая технология)+Исследовательская деятельность
На уроках изобразительного искусства вы познакомились с солнышком и облачком. Вспомните, как они подружились. (Облачку было грустно и оно заплакало. Сквозь одну из капелек проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо. Через все небо перекинулась яркая радуга).
А теперь закройте глаза и слушайте новую историю. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась наша старая знакомая клякса – сердитая, недовольная, хмурая. Она увидела разноцветную радугу и довольных солнышко и облачко. И от этого настроение у кляксы стало еще хуже.
Клякса подкралась к радуге, схватила все ее яркие цвета и спрятала в самой в подземной пещере. Мир сразу стал серым и мрачным. Но тут появились лягушки и сказали, что могут запрыгнуть на радугу и она вновь засияет всеми цветами. Возможно ли это? (Лягушки должны быть всех цветов радуги). Сколько цветов в радуге? Назовите их.
Проведем исследование.
- Тема исследования. Лягушки
- Постановка проблемы. Все мы знаем, что в природе существуют лягушки коричневого и зеленого цвета. Возможно ли существование лягушек другой раскраски?
- Гипотеза. Предположим: в мире существуют лягушки всех цветов радуги.
- Сбор и обработка информации. Было дано опережающее задание по группам: 1 группе-выяснить есть ли лягушки красного цвета, 2группе-оранжевого, и т.д.
- Анализ и обобщение в группе
- Подготовка к представлению результатов (макет, доклад, книжка)
- Защита – венец исследовательской работы. Ребенок учится излагать проблему, учится доказывать свою точку зрения.
- После выступления групп следует вывод: из лягушек может получиться радуга.
В процессе исследования дети находят очень много интересных сведений о изучаемых объектах. (Самая большая лягушка, самая маленькая, летающие лягушки и т.д.)
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
- Мне больше всего удалось …
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассников за…
- Меня удивило…
- Для меня было открытием то, что …
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
- На будущее я учту…
Итог урока. Составление кластера.
Домашнее задание.
- Найти информацию о земноводных и пресмыкающихся.
- Может ли из пресмыкающихся получиться радуга?
- Составить рассказ или сказку об изученных видах животных, используя газетные заголовки.