Семейная гостиная с родителями будущих первоклассников «Скоро в школу. Как помочь ребёнку стать учеником?»


Мишина Елена Анатольевна,

психолог детского сада,

ГККП ДС № 4 «Буратино» при отделе образования г.Степногорска

Цель: привлечение внимания родителей  к проблеме подготовки к школе.

Задачи:

  • Определить наиболее важные характеристики ребёнка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе;
  • Определить, что входит в понятие «психологическая готовность к обучению в школе»;
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных будущих трудностей их детей;
  • Подготовить родителей к принятию новой социальной роли «родители ученика»;
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребёнка к школе.

 

Ход проведения

  1. Приветствие. Родители встают в круг, называют своё имя, на первую букву своего имени называют черту характера, и называют имя своего ребёнка. Далее говорят о своих достоинствах или достижениях. А мы все вместе отвечаем: «И это здорово!»

Проводится жеребьёвка. Из чудесного мешочка достают конфеты четырёх видов, делятся на 4 команды, занимают место за столами.

Психолог. Добрый вечер, наши дорогие родители! Я рада вас видеть. Скоро наши дети пойдут в школу. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе ваших детей. Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка:

Испытываете сильное беспокойство – поднимите 2 руки вверх;

Слегка волнуетесь – поднимите 1 руку вверх;

Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка – сложите руки перед собой, как ученики.

Предлагается обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все команды.

2.Упражнение «Ассоциации». Родителям предлагается нарисовать или написать первую ассоциацию, пришедшую им в голову при слове «Школа». По желанию родители рассказывают о своих ассоциациях. Психолог подводит итог: эмоциональную окраску своих ассоциаций родители переносят на своих детей.

3.Мини – лекция. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждо­го ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам бес­печность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жиз­нью, наполненной множеством требований, обязанностей и ог­раничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в шко­лу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной  работе и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психоло­гический облик ребенка, преобразуется его личность, познава­тельные и умственные возможности, сфера эмоций и пережива­ний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появле­нием «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович).    В поддержании   у   первоклассника  «внутренней   позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к   школьной жизни ребенка, внимание к его успехам  и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласс­нику почувствовать значимость своей деятельности, способст­вуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на перво­классника. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов доста­точно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, ве­рящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее начало школьного обучения является для каж­дого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с перепол­няющими их чувствами радости, восторга или удивления по по­воду всего происходящего в школе испытывают тревогу, расте­рянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, мо­гут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обост­ряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.  Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями.

Каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок хорошо учился, был здоров и весел. А для этого надо, чтобы он был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит -готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

4.Тест «Пирамида». Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-6

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, считать, писать
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

5.Психолог. А сейчас я попрошу 1 и 3 команды ответить на вопрос :  «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «Идеальный первоклассник»?, а 2 и 4 команды – «Чем, на ваш взгляд, отчается первоклассник от дошкольника?». Время на выполнение – 3 минуты.

Обобщая прочитанное, можно «нарисовать» портрет подготовленного к школе ребёнка : у ребёнка выражено желание учиться, узнавать новое. Он положительно относится к школе, учителям, учебной деятельности. Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими людьми. Способен выполнять требование взрослого, не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет. Может контролировать своё поведение, объяснять причины своих поступков. Обладает эмоциональной устойчивостью, умет ограничивать эмоциональные порывы. Способен напряженно трудиться, достигать заданной цели, доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Имеет хорошее умственное развитие, развита мелкая моторика рук. Развит фонематический слух, сформировано звукопроизношение. Ну и конечно же, ребёнок должен быть физически вынослив.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию «Портрет» первоклассника, неготового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Вот мы и подошли к понятию того, что ребёнок должен быть психологически готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает  в себя:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Личностная готовность

  • Мотивационная готовность – интерес к предметной деятельности, желание добиться одобрения, умение ориентироваться на задание, систему требований. Не обещайте много интересного, увлекательного в школе. У ребенка часто возникает разочарование, после нескольких дней обучения. Ведь в школе есть не только праздники, но и будни.
  • Коммуникативная готовность – умение вступить в контакт с детьми и взрослыми, способность работать в группе сверстников.

Школа привлекает ребенка: «Хочу учиться»

Эмоционально-волевая готовность

Адекватное эмоциональное реагирование, способность вести себя в соответствии с ситуацией. Может удерживать цель деятельности, планировать, старается самостоятельно преодолевать трудности, доводит дело до конца. Способность выполнять умственную работу по инструкции и по образцу.

Интеллектуальная готовность

  • Обучаемость – усвоение нового при направляющей помощи взрослого.
  • Уровень развития познавательных способностей:
    • Адекватное восприятие окружающего мира
    • Мыслительные способности:
  1. Результаты анкетирования среди детей . Накануне нашей встречи среди детей было проведено анкетирование.
  2. Хочешь ли ты пойти в школу? – все 20 детей ответили «Да». Среди родителей на вопрос «Хочет ли ваш ребёнок идти в школу» – 19 ответили, что «Да», 1 человек ответил, что про д/с ребёнок знает, а про школу полностью понятия не имеет.
  3. Зачем нужно ходить в школу? – 19 детей ответили, чтобы учиться, читать, писать, умножать, уроки делать, быть умным, всё знать, пятёрки получать, найти друзей; 1 ребёнок ответил – время детское кончилось, уже 7 лет, пора в школу. Ответы детей полностью совпадают с ответами родителей на вопрос «Что привлекает ребёнка в предстоящем обучении?»
  4. Чем ты будешь заниматься в школе? – все дети ответили, что учиться, грамотой, математикой, музыкой, рисованием, англ.,каз., языками, умножать, делить, писать, читать, учить таблицу умножения, ходить в столовую, диктанты писать, делать уроки, дом.задания.
  5. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу? – ответы разделились на две группы. Первая группа ответов (11) – рюкзак, тетрадь, линейка, книга, учебник, ручки, карандаши. Вторая группа ответов – сначала надо научиться в садике, надо быть умным, всё знать, нужна подготовка, подрасти.
  6. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнёшь учиться в школе? – новые дети, друзья, учительница, новые слова, оценки получать, буду одна ходить в школу, стану взрослым, спать не будем, игрушек не будет, пятёрки каждый день получать, гулять после школы.

В первое время первоклассников и их родителей может подстерегать  одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин может быть несколько: трудности привыкания (адаптации) к новому образу жизни, к сверстникам, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.

7.Упражнение “Что делать, если…”  Инструкция. Представьте, что ваш ребенок после нескольких дней учебы говорит вам, что не хочет больше ходить в школу (причины нежелания указаны на карточках). Ваша задача — ответить ему так, чтобы желание учиться у него появилось вновь.

Возможные ситуации:

– Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.

–  Не пойду больше в школу! Я уже и так умею всё, чему там учат.

–  Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.

– Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.

– Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.

7.Мини-лекция

Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6–7 лет у детей родительский авторитет уже не так высок и непререкаем, как в то время, когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница — безусловный авторитет. И обязанность родителей — всячески его поддерживать.

Еще одна проблема – как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?

Так же как не следует делать трагедии из “двойки”, не стоит и слишком восторгаться “пятерками”. Ребенок ходит в школу не за “пятерками”, а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

В настоящее время отметки в 1-м классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что — не очень). Но несмотря на отсутствие отметок, родители все же видят, когда их ребенок совершает ошибку. И нередко сердятся на ребенка, считая, что ошибки “глупые”, недоумевают, как можно не понимать “таких простых вещей” и ошибаться. В этом случае родителям нужно помнить о том, что каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки.

Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой, у него появится внутренний протест.

У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо второй вариант — ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он “баран” и “тупица”, начинает таким себя и чувствовать и поэтому перестает стараться.

Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что мама и папа в любом случае их поймут, поддержат и помогут (если не делом, то хоть словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то, заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получается, а похвалить за мизерный успех.

6.Упражнение “Все равно ты молодец!” Представьте мысленно, что ребёнок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами. Вы рассматриваете тетрадь, у вас меняется выражение лица, поза, вы что-то говорите. Обратите внимание на то, какие именно слова вы скажите ребёнку, на ваши жесты и выражение лица. Существуют ли у вас привычные реакции в подобных ситуациях? Инструкция. Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое называется “Все равно ты молодец”. Ваша задача — ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое неодобрение или одобрение его действиям, но в вашей речи обязательно должна прозвучать фраза “Все равно ты молодец”, то есть вам нужно найти то, за что ребенка в данной ситуации можно похвалить.

Возможные варианты:

— Учительница сказала, что у меня буквы “пляшут”.

— А мне сегодня “звездочку” не дали.

— Я сегодня на математике ничего не понял.

— Я забыла записать домашнее задание.

— Я нечаянно порвал учебник.

— А мне поставили “двойку” за то, что я подсказывал.

— Меня сегодня выгнали из класса за то, что я на уроке кидал в Петьку резинкой.

Давайте будем развивать у ребёнка уверенность в себе, поощрять инициативу, всегда верить в то лучшее, что в нём есть. Тогда ваш ребёнок не будет похож на героя стихотворения В. Берсестова.

 

Однажды он ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться.

И дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорит не решался,

А собственное мненье прятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой,

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.


7.Работа с карточками. Школьные трудности у ребёнка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд, стереотипов. Каждой группе раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Родителям надо предугадать, каким может быть внушающий эффект для ребенка — будущего первоклассника следующих фраз, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

  1. Вот пойдешь в школу, там тебе…(Страх.)
  2. Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)
  3. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
  4. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
  5. Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Перед ребенком ставятся невыполнимые задачи, его толкают на путь заведомого обмана.)
  6. Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок находится под постоянной тяжестью угрозы наказания за то, что он «плохой»; у него могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности.)

Рекомендации психолога

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ребенку.
  • Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  • Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
  • Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
  • Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Я уверена, что эти простые советы, в дополнение к вашим знаниям, помогут вам справиться с любыми проблемами.

8.Подведение итогов.  На этом наша встреча завершается. Я благодарю всех вас за внимание, за работу. И пусть кто-то был более активен, кто-то менее, кому-то полученные здесь знания помогут больше, а кому-то меньше, но все равно вы все молодцы, потому что если вы пришли сюда, значит, ваши дети вам небезразличны, значит, вы беспокоитесь о том, какой будет их школьная жизнь; значит, вы сделаете все, что от вас зависит (или, по крайней мере, постараетесь сделать), чтобы в течение всех одиннадцати предстоящих лет они чувствовали себя в школе как можно лучше.

Родителям, передавая по кругу игрушечное сердце, предлагается закончить предложение «Чтобы помочь моему ребёнку стать учеником, я…»

Желаю успехов вам и вашим детям!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *