Речной рак- внешнее строение. Место обитания и образ жизни


Перегородиева Татьяна Васильевна

учитель биологии

КГУ «Ставропольская средняя школа» село Ставрополка

Северо-Казахстанской области

район имени Габита Мусрепова

Скачать урок

Цель урока: сформировать теоретические знания об особенностях внешнего строения и жизнедеятельности класса ракообразных на примере речного рака в связи со средой обитания; раскрыть   место обитания  и образ жизни речного рака.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть особенности внешнего строения типа членистоногих класса ракообразных на примере речного рака;  выявить характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;  познакомить с местом обитания и образом жизни;

Развивающие:  развивать логическое мышление;  умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.  навыки  самостоятельной работы;  развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

Воспитательные:   воспитывать культуру труда;  экологическую культуру, культуру бережного отношения к природе.

Методы урока:

Словесные – мини-лекция (кластеры учащихся, объяснение учителя)

Наглядные – фотографии, картинки, рисунки из презентационной работы.

Метод самостоятельной работы.

Метод коллективного решения творческих задач.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, презентация; пакеты с заданием.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 7 мин.
  3. Изучение новой темы – 20 мин.
  4. Закрепление изученного – 10 мин.
  5. Рефлексия- 2 мин.
  6. Подведение итогов урока – 2 мин.
  7. Домашнее задание– 2 мин.

 

План урока:

1.Здравствуйте уважаемые гости и  ребята, я рада  приветствовать вас сегодня на нашем уроке.

Психологический настрой 1 мин.- видео позитив.

  1. Актуализация знаний. Слайд 1.

Учитель.  Прежде  чем перейти к новой теме мы вспомним, что  мы  изучили на прошлом уроке.

Ученики. Общую характеристику типа  членистоногих.

Проверка  знаний.

Каждому ученику раздается карточка  на  правильное суждение да\нет. Слайд 2

Приложение 1. Этап 8 баллов – 8 вопросов

 

1

 

Членистоногие беспозвоночные

многоклеточные животные

Да нет
 2 Тело членистоногих покрыто мантией   Да нет
3 Кровеносная система   замкнутая  да нет
4 Хитиновый покров выполняют защитную функцию  да нет
5 Известно более 1 млн. видов.  да нет
6 Дыхательная система: жабры, трахеи и легкие.  да нет
7 Тело  поделено на сегменты  да нет
8 Имеется радула  состоящая из  хитиновых зубцов.  да нет

Самопроверка на доске слайд с правильными ответами  учащиеся  проверяют и выставляют в лист ответа правильность баллов. Слайд 3.

  1. Этап целеполагания. Второй этап- 15 баллов.

У вас  на партах лежат конверты с  разрезанным рисунком, соберите его  и  скажите, что вы  у вас получилось.

А теперь давайте сформулируем тему, сегодняшнего урока.

Учащиеся вместе с учителем, формулируют  тему урока и записывают ее в тетради. Тема нашего урока: Речной рак –   внешнее строение. Место обитания и образ жизни.   Слайд 4

Самостоятельно ставят цель урока. слайд 5.

Вам было домашнее задание составить  кластер  на тему –  ракообразные, учащиеся защищают свои работы. Опережающее домашнее задание.

Рассказ учителя.

Ракообразные известно   около 30 тысяч видов.

(Раздается материал для работы учащихся выделяют главное и выступают)   слайд -6.

Речные раки живут в реках и озерах с чистой водой.

Видео ролик 2. внешнее строение рака.  Тело состоит из головогруди и брюшка. На головогруди находятся  сложные слайд- 7-8. глаза, две пары усиков.   На головной его лопасти находятся антеннулы усики (органы обоняния). На первом сегменте имеются длинные усики-антенны (органы осязания).   Ими он ощупывает окружающие предметы. В основании коротких усиков находится орган равновесия и слуха.  Верхние челюсти и 2 пар нижних челюстей выполняют роль измельчения пищи, 3 пары ногочелюстей подача пищи в рот, 5 пар ходильных ног – передвижение,  1 пара  преобразована в клешни защита и нападение, 5 пар плавательных ног. Сложные глаза десятиногих раков располагаются  на стебельках. Эта особенность  развилась  у них в связи со слабой подвижностью.   У самцов первая и вторая пара брюшных конечностей длинная, желобовидная и используется как совокупительный орган. У самки первая пара конечностей сильно укорочена, к остальным прикрепляются икра и молодь. Заканчивается брюшко хвостовым плавником (веером), образованным шестой парой широких двуветвистых пластинчатых конечностей и анальной уплощенной лопастью — тельсоном. Таким образом тело рака состоит из акрона (головной лопасти), за ним следуют 18 сегментов, из которых четыре головных и восемь туловищных срослись и образовали головогрудь, затем идут шесть брюшных сегментов и анальная лопасть.    

Слайд 9. Панцирь рака — не что иное, как его наружный скелет. Периодическая линька раков связана с тем, что растущий организм животного перестает умещаться в старую оболочку, и требуется ее замена. В желудке рака образуется пара чечевицеобразных «жерновков» из карбоната кальция , этот запас позволяет быстрее твердеть покровам рака, «жерновки» исчезают после линьки. Минеральные вещества для панциря раки набирают в том месте, где обитают. Кроме того, они обладают свойством мимикрии, то есть маскируются. Поэтому цвет живых раков варьируется от светло-зеленого до почти черного, встречаются сине-зеленые, голубые, зелено-коричневые особи. При варке окрашивающие панцирь вещества, кроме красного, разрушаются, поэтому вареные раки красные, розовые или розово-бежевые.

 

Примечание.      Однако, под влиянием термической обработки данный комплекс из белков и каротиноидов может легко распадаться. При этом астаксантин освобождается и тело рака приобретает красный цвет.

Размер тела рака не равномерно, но постоянно увеличивается на протяжении всей жизни. И жесткий хитиновый панцирь, который не растет вместе с телом, периодически становится мал. Когда в старом панцире становится совсем тесно, возникает необходимость «обменять» его на более просторный. Это и есть процесс линьки. В природе на частоту таких циклов влияет в первую очередь возраст организма, а также пол, состояние окружающей среды и годичные ритмы.

Линяющий рак сбрасывает не только свой внешний футляр, но и оболочку жабр, пищевода, глаз и даже острых зубов – «желудочной мельницы» , предназначенной для дробления пищи. Из всех твердых частей тела рак оставляет себе лишь находящиеся в стенках желудка белые кальциевые образования в форме линзы – гастролиты.  Гастролиты – это депо, где в период между линьками накапливается кальций, который после линьки расходуется на воссоздание панциря и других твердых органов. Выползает рак из старого панциря голый, мягкий, как масло  совершенно беспомощный и беззащитный  Такую сложную, часто гибельную процедуру рак проделывает за первый год жизни 8 раз, за второй – 5, а потом по 1-2 раза в год. Особенно опасна линька для молоди, т.к. маленький, мягкий и беззащитный рачок становится легкой добычей любого хищника. Поэтому к концу первого года жизни из сотни вылупившихся летом рачков остается лишь около десятка. видеоролик 3.

 

Место обитания  слайд 10.

Каждый рак – «индивидуалист»: живет он отдельно от собратьев, если копает нору, то только для себя, если находит убежище под камнем или корягой, то захватывает его и бдительно охраняет, выставив наружу клешни. Тем не менее групповые законы популяции – иерархию, доминирование, очередность при кормлении – раки неуклонно соблюдают; например, молодой рак никогда не подойдет к добыче, найденной старым. Именно найденной: вопреки своему грозному виду, раки – мирные животные, не охотники, а собиратели. Они ни на кого не нападают и употребляют в пищу растения и мертвых животных, выполняя роль санитаров водоема.

В поисках пищи раки выходят из убежищ поздно вечером, всю ночь пасутся и возвращаются домой рано утром, перед восходом солнца. От убежищ они далеко не уходят, особенно самки и старые самцы. Ориентируются раки с помощью органов химического чувства — хеморецепторов. Это волоски, расположенные главным образом на антеннах, антеннулах и клешнях, с помощью которых рак определяет состав и температуру воды, наличие пищи, присутствие своего или чужого. Но и видит рак хорошо: если перед ним поставить зеркало, рак моментально принимает позу угрозы и даже иногда нападает на «противника». Поздней осенью раки уходят в глубокие места водоема.

  Образ жизни.

Большую часть суток, в летнее время 12 –14 часов, раки проводят в норах или других укрытиях. Норы животные роют сами, длина норы может достигать 35 см. Если забраться в воду у крутого берега реки, у омута, то под водой можно найти эти норы, у каждой из которых лежит земляной холмик. Это рачьи поселения.

Такие же норы вырыты и на дне реки. В конце норы – расширенная камера. Входов в нее может быть два-три. Эти норы раки роют клешнями и ими же утрамбовывают землю.

В жару рак затыкает вход в нору, отсиживается в ней, никуда не выходя. В качестве укрытий они используют различные предметы, лежащие на дне, и донные неровности. Заняв укрытие, рак охраняет его от других раков, он способен долгое время использовать его. Обычно раки ищут пищу недалеко от убежища, но при недостатке еды они способны совершать значительные миграции на 100 и даже на 250 метров.

 4.Закрепление. слайд 11.

Учащиеся по рисунку описывают внешнее  строение рака. Слайд Самопроверка по слайду. 3 этап- 8 баллов

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-8

Самопроверка по  ответам- слайд 12.

Работаю с текстом: на соответствие слайд 13.

1 Чем покрыто тело 1 Антеннулы
2 Какие органы выполняют роль осязания 2 У основания коротких усиков
3 Где  располагается орган слуха 3 распадается пигмент окрашивающий панцирь
4 Из сколько отделов состоит тело 4 4
5 Сколько пар ходильных ног 5 Регенерацией
6 Роль обоняния выполняют органы 6 антенны
7 Сколько имеют усиков 7  5 пар
8 Почему раки при варке краснеют

 

8 Хитин
9   Клешни восстанавливаются 9 2  отдела
Внести ответы:

Взаимопроверка- слайд 14.

1-8, 2-6, 3-2, 4-2, 5-7, 6- 1,7-4,8-3, 9-5.

  1. Рефлексия. Слайд 15.

1.Что мы свами сегодня изучили?

2.Были ли какие-то затруднения?

  1. Какой мы можем сделать вывод по сегодняшней теме? Мы достигли поставленной цели в начале урока?

Вывод по цели учащихся: – Каковы особенности строения речного рака в связи со средой обитания и образом жизни?

Обобщение по цели учителя:  Речные раки обитают   реках  на дне водоёмов. Роют норы. Активны  ночью. Поедают растения, улиток, личинок, падаль – санитары водоёма. Средний размер – 16 сантиметров. Окраска темно – серо – зелёная. Самки и самцы внешне отличаются. Конечностей – 18 пар, они специализированы для выполнения различных ролей.  Краснею при варке  окрашивающие вещества распадаются поэтому раки краснеют.

 

  1. Подведение итогов урока. Слайд- 16. Посмотрите на свои листы оценивания о оцените себя.

35 – 40 баллов – оценка 5

30 – 34 балла оценка 4

20 – 29 баллов- оценка 3

  1. Домашнее задание: слайд 17. повторить дополнительный материал, выучить основные термины. Подготовить загадки, пословицы о раках.

 

Оценки поставили в дневники. Всем большое спасибо. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *