Щитовидная железа и функции ее гормонов. Болезни, при нарушении функции щитовидной железы: кретинизм, слизистый отек, базедова болезнь и др. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстан.


Перегородиева Татьяна Васильевна

учитель биологии

КГУ «Ставропольская средняя школа» село Ставрополка

Северо-Казахстанской области

район имени Габита Мусрепова

Скачать урок

Цель урока: познакомить учащихся  с  железой внутренней секреции, подробно изучить строение и место расположение, функции в организме.

Образовательные: расширить  знания школьников щитовидной железе, ее вырабатываемом гормоне и нарушениях связанных с уменьшением и увеличением выработки гормона.

Развивающие: развивать способности анализировать предложенную информацию, умения высказывать свое мнение, обобщать, делать самостоятельно выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником;

 

Ожидаемый результат Развивается  логическое мышление учеников и формировать навыки работы с учебником, развивать устную речь
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
1 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствие, психологический настрой.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы, улыбаются друг другу и желают успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. Улыбаются друг другу.  Таблица
5 мин. II. Проверка пройденного материала.

1 задание.

Прием. Верные и неверные суждения.

1.      Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется при помощи биологически активных химических веществ – ферментов? (нет)

2.      К железам внутренней секреции относятся гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, потовые железы? (нет)

3.      Бронзовая болезнь впервые была описана Аддисоном? (да)1855

4.      К железам смешанной секреции относятся поджелудочная и половые железы? (да)

5.      Важнейшей железой внутренней секреции является гипофиз? (да, он вырабатывает гормоны , которые оказывают влияние на  регуляцию функций других желез.)

6.      Тимус располагается за грудиной?(да)

7.      В коре надпочечников вырабатывается  гормон  норадреналин, его уровень повышается в состоянии стресса, повышает уровень артериального давления? (да)

8.      Паратгормон образуют паращитовидные железы? (да)

9.       Орган имеет сложное строение т.е. корковый – наружный слой и мозговой – внутренний слой- это эпифиз? (нет)

10.  Гормон роста вырабатывает вилочковая железа? (нет)

2 задание. Собери лото.

Каждому ученику  раздаются конверты, в которых лежат названия гормона, желез и признаки выполняющими гормонами той или иной железы.( Приложение 1-2.)   железа- гормон- признак.Нужно собрать правильно. Кто правильно и быстро  собирает получает 5 баллов.

1.Паратгормон Паращитовидные железы При избытке снижается содержание кальция в костях.

При недостатке нарушается рост костей, зубов, появляются  меловидные пятна..

2.Анреналин Надпочечники Учащает серцебиение, повышает артериальное давление.
 3.Инсулин Поджелудочная железа При снижении этого гормона  развивается сахарный диабет.
4.Глюкагон Откладывается в печени и мышцах в запас.
5.Эстроген   половые железы. Влияет на развитие молочных желез.
6.Прогестерон Грубый голос.

 

 

Демонстрируют свои знания.

 

 

Учащиеся отвечают верно ли суждение за каждый правильный ответ получают  по 2 балла.

5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка.

Мы с вами  знакомы с  железами внутренней, внешней и смешанной секреции. Но наша с вами задача сегодня изучить более подробно щитовидную железу.

Скажите о чем мы  будем говорить, что мы должны узнать, знать, выучить.

Поставьте  цель в сегодняшнему уроку.

Развиваются ли  заболевания при изменениях щитовидной железы и опасно это ли для человека?

К каким железам относится щитовидная железа?

 

 

 

Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями.

Учитель на доске записывает посталенные учениками вопросы.

Учащиеся высказывают свои мнения, ставят  цель.
5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

IY. Актуализация знаний

Учащимся дается время на просматривания материала учебника  пар 10.стр 38-39.(5 мин.)

Вместе с учителем разбирают вопросы. 1.Заболевание при котором  наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции?  Базедова болезнь.

2. Болезнь, возникающая при недостаточности  функции щитовидной железы в детском возрасте? Кретинизм.

3. Болезнь при недостаточности  функции щитовидной железы во взрослом возрасте? Мексидема.

4.При недостатке йода в пищи у человека развивается заболевание. Разрастание щитовидной железы до одного кг. Повышается нервная возбудимость. Появляется отдышка. Рекомендуют употреблять рыбу, (морскую капусту) ламинарию . Эндемический зоб.

 

 

 III. Изучение н/м:

 Среди эндокринных заболеваний болезни щитовидной железы имеют высокий  удельный вес.

Наиболее распространённый  диффузный токсический зоб (или Базедова болезнь), эндемический зоб или  гипотиреоз, тяжелую  форму которого называют микседемой.

Гормон  щитовидной железы – тироксин  содержит  до 65,3% йода.

Тироксин- мощный стимулятор  обмена веществ, он ускоряет  биохимические реакции, влияет на  центральную нервную систему  и на  все органы. Избыточное  или недостаточное  поступление в кровь гормона  приводит к серьезным нарушениям в организме.

Диффузный  токсический зоб, или Базедова болезнь.. В 1840 г. Врач Базедов  впервые описал болезнь, связанную с избыточной функцией  щитовидной железы. Она связана с длительным  поступлением избытка  йодированных  гормонов.

Задание. 1. Найдите в учебнике   признаки этого заболевания и запишите их в тетрадь.

Увеличение железы,  появление сердцебиений, пучеглазие, общая слабость, раздражительность,  плаксивость, потливость , нарушение сна.

Задание 2.

Найдите в учебнике   какова Масса   щитовидной железы в организме – 15-30г.

Задание 3 .

Выпишите из учебника какие еще возникают заболевания при нарушениях щитовидной железы и опишите признаки каждого заболевания.

 

12 мин. Закрепление урока.  

На таблице показывают где располагается  щитовидная железа. Каждый ученик находит у себя, расположение щитовидной железы.

1.Как называется врач  лечивший  больных с такими заболеваниями?

2.Какую роль  в организме играют железы внутренней секреции?

3.Что такое гормоны? Специфические , физиологические активные вещества, вырабатываемые железами  внутренней секреции. Они оказывают  влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания. и.т.д.

Работа в группах по заданиям:

 1 задание устно.

   1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2 задание. (Приложение 3.)

Сравните

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

Заболевания Железа
1)   сахарный диабет

2)   кретинизм

3)   гигантизм

4)   микседема

5)   карликовость

6)   базедова болезнь

А) щитовидная железа

Б) гипофиз

В) поджелудочная железа

З задание

Функции желез Железы
1) Регуляция обмена веществ, роста и

развития организма

2) Секреция гормона инсулин

3) Секреция пищеварительных соков

4) Регуляция уровня глюкозы в крови

5) Секреция гормона, содержащего йод

6) При гиперфункции возникает Базедова болезнь

 

А) Щитовидная железа

Б) Поджелудочная железа

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки

 

Работа с таблицей.

5 мин. VI. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 Устноговорят свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

 

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.пар 10 прочитать, термины, заболевания и  признаки  болезней выучить.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *