Щитовидная железа и функции ее гормонов. Болезни, при нарушении функции щитовидной железы: кретинизм, слизистый отек, базедова болезнь и др. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстан.
Перегородиева Татьяна Васильевна
учитель биологии
КГУ «Ставропольская средняя школа» село Ставрополка
Северо-Казахстанской области
район имени Габита Мусрепова
Скачать урок
Цель урока: | познакомить учащихся с железой внутренней секреции, подробно изучить строение и место расположение, функции в организме.
Образовательные: расширить знания школьников щитовидной железе, ее вырабатываемом гормоне и нарушениях связанных с уменьшением и увеличением выработки гормона. Развивающие: развивать способности анализировать предложенную информацию, умения высказывать свое мнение, обобщать, делать самостоятельно выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой и учебником;
|
||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат | Развивается логическое мышление учеников и формировать навыки работы с учебником, развивать устную речь | ||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |||||||||||||||||||
1 мин. | I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствие, психологический настрой. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы, улыбаются друг другу и желают успеха. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Улыбаются друг другу. | Таблица | ||||||||||||||||||
5 мин. | II. Проверка пройденного материала.
1 задание. Прием. Верные и неверные суждения. 1. Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется при помощи биологически активных химических веществ – ферментов? (нет) 2. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, потовые железы? (нет) 3. Бронзовая болезнь впервые была описана Аддисоном? (да)1855 4. К железам смешанной секреции относятся поджелудочная и половые железы? (да) 5. Важнейшей железой внутренней секреции является гипофиз? (да, он вырабатывает гормоны , которые оказывают влияние на регуляцию функций других желез.) 6. Тимус располагается за грудиной?(да) 7. В коре надпочечников вырабатывается гормон норадреналин, его уровень повышается в состоянии стресса, повышает уровень артериального давления? (да) 8. Паратгормон образуют паращитовидные железы? (да) 9. Орган имеет сложное строение т.е. корковый – наружный слой и мозговой – внутренний слой- это эпифиз? (нет) 10. Гормон роста вырабатывает вилочковая железа? (нет) 2 задание. Собери лото. Каждому ученику раздаются конверты, в которых лежат названия гормона, желез и признаки выполняющими гормонами той или иной железы.( Приложение 1-2.) железа- гормон- признак.Нужно собрать правильно. Кто правильно и быстро собирает получает 5 баллов.
|
Демонстрируют свои знания.
|
Учащиеся отвечают верно ли суждение за каждый правильный ответ получают по 2 балла. |
||||||||||||||||||
5 мин. | III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка.
Мы с вами знакомы с железами внутренней, внешней и смешанной секреции. Но наша с вами задача сегодня изучить более подробно щитовидную железу. Скажите о чем мы будем говорить, что мы должны узнать, знать, выучить. Поставьте цель в сегодняшнему уроку. Развиваются ли заболевания при изменениях щитовидной железы и опасно это ли для человека? К каким железам относится щитовидная железа?
|
Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями.
Учитель на доске записывает посталенные учениками вопросы. |
Учащиеся высказывают свои мнения, ставят цель. | ||||||||||||||||||
5мин.
10 мин. |
IY. Актуализация знаний
Учащимся дается время на просматривания материала учебника пар 10.стр 38-39.(5 мин.) Вместе с учителем разбирают вопросы. 1.Заболевание при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции? Базедова болезнь. 2. Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте? Кретинизм. 3. Болезнь при недостаточности функции щитовидной железы во взрослом возрасте? Мексидема. 4.При недостатке йода в пищи у человека развивается заболевание. Разрастание щитовидной железы до одного кг. Повышается нервная возбудимость. Появляется отдышка. Рекомендуют употреблять рыбу, (морскую капусту) ламинарию . Эндемический зоб.
III. Изучение н/м: Среди эндокринных заболеваний болезни щитовидной железы имеют высокий удельный вес. Наиболее распространённый диффузный токсический зоб (или Базедова болезнь), эндемический зоб или гипотиреоз, тяжелую форму которого называют микседемой. Гормон щитовидной железы – тироксин содержит до 65,3% йода. Тироксин- мощный стимулятор обмена веществ, он ускоряет биохимические реакции, влияет на центральную нервную систему и на все органы. Избыточное или недостаточное поступление в кровь гормона приводит к серьезным нарушениям в организме. Диффузный токсический зоб, или Базедова болезнь.. В 1840 г. Врач Базедов впервые описал болезнь, связанную с избыточной функцией щитовидной железы. Она связана с длительным поступлением избытка йодированных гормонов. Задание. 1. Найдите в учебнике признаки этого заболевания и запишите их в тетрадь. Увеличение железы, появление сердцебиений, пучеглазие, общая слабость, раздражительность, плаксивость, потливость , нарушение сна. Задание 2. Найдите в учебнике какова Масса щитовидной железы в организме – 15-30г. Задание 3 . Выпишите из учебника какие еще возникают заболевания при нарушениях щитовидной железы и опишите признаки каждого заболевания.
|
||||||||||||||||||||
12 мин. | Закрепление урока.
На таблице показывают где располагается щитовидная железа. Каждый ученик находит у себя, расположение щитовидной железы. 1.Как называется врач лечивший больных с такими заболеваниями? 2.Какую роль в организме играют железы внутренней секреции? 3.Что такое гормоны? Специфические , физиологические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания. и.т.д. Работа в группах по заданиям: 1 задание устно. 1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.
2 задание. (Приложение 3.) Сравните 2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.
З задание
|
Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. | Разноуровневые карточки
Работа с таблицей. |
||||||||||||||||||
5 мин. | VI. Итог урока
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
Устноговорят свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. | Карточки
Смайлики
|
||||||||||||||||||
2 мин. | VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.пар 10 прочитать, термины, заболевания и признаки болезней выучить.
|
Ученики записывают в дневниках. | Дневник |