Филологический звездный час «Язык дружбы и братства»


Касьяненко Нина Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Ставропольская средняя школа» с.Ставрополка

Цель: Активизация имеющихся знаний о языке, привитие интереса к изучению русского языка.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся;
  • расширить кругозор учащихся;
  • научить образно и убедительно выражать свои мысли;
  • повышать культуру речи, память, орфографическую зоркость;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • работать в группах;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям, любознательность, нравственность, трудолюбие и взаимопонимание.

Оборудование: цитаты о языке, рисунки учащихся о Родине, карточки с заданиями, иллюстрации фразеологизмов, сочинения – эссе о Родине, языке, музыкальное сопровождение, стихи,пословицы, костюмы для инсценировок.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя:
  2. Приветствие (звучит спокойная, приглушенная музыка).

– Язык – золотой мост дружбы.  Это бесконечная дорога, которая объединяет  нас всех  сегодня в этом огромном мире. Любой язык неповторим и прекрасен, воплощает в себе многогранную культуру и самобытность. Благодаря ему мы рассуждаем, спорим, делимся горестями и радостями.

В исполнении учащихся звучит стихотворение Валентины Массон:

Язык… Язык, ты –утро новой жизни,

И пенье птиц ты за моим окном

Язык – ты пробужденье новой мысли

Ты – солнца луч в рассвете голубом.

Ты  – голос звезд Вселенной непреклонной,

Ты – песня недр земных, что подо мной

Ты – всплеск воды в больших морях бездонных,

Я в этом вечно буду жить с тобой.

С тобой я пробуждаюсь в одночасье,

К тебе всегда спешу, с тобой живу

Язык – ты самое большое счастье!

«Ты – дар божественный»,  – я с трепетом скажу.

 

Под первый крик младенца ты родился,

Но будешь вечен, словно небосвод,

Великой книгой жизни растворился

Ты в тех, кто в этом мире жил, живет…

Мы странствуем по жизни неумело,

Используя великие слова.

Мир, Дружба, Родина – и смело

Любовь спешит на помощь к нам всегда.

Как колокол, в моей душе ты бьешься,

Как пенье жаворонка в утренней тиши,

Как шорох ковыля в степи, ты вьешься,

Как нежность ветра и гармония души.

Ты пробуждаешь в душах милосердье,

Ты даришь пониманье бытия,

И пусть безжалостно проходит время,

Пока ты жив, язык, – жива и я.

 

_ Добро пожаловать на нашу игру, дорогие ребята. Сегодня у нас филологический звездный час «Язык дружбы и братства».  В течение урока вы будете бороться за звание победителя. Победа команды – это ее звездный час.

Класс поделен на 2 команды.

Представление  жюри.

 

Первый тур : презентация «Ай да мы!»

 

Команда «Умники» – демонстрация эмблемы, затем приветствие:

-Чтобы умными и грамотными стать,

Надо много книг огромных прочитать.

Надо только не лениться,

Надо к знаниям стремиться!

 

Наш девиз: Сильный победит одного, а умный тысячу.

Команда «Знатоки»  –  демонстрация эмблемы, затем приветствие:

– Выдумывай, твори,

Во всех делах гори

И с нас бери пример,

Чтоб умным и грамотным стать

Девиз: Мир освещается солнцем, а человек  – знанием.

 

Учитель:

Вы веселые ребята

И не любите скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем в «Звездный час» играть.

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

 

Второй тур: «Байга» ( вид состязания, в результате которого выявляется самый быстрый скакун и опытный наездник. В ходе нашего турнира выясняется скорость мысли участников. Конкурс состоит из 15 вопросов для каждой команды.

  1. Какая шляпка не надевается на голову? (Шляпка от гвоздя)
  2. Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает на 33 буквы? (аз-бу-ка)
  3. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  4. Какой раздел русского языка изучает словарный состав? (Лексика)
  5. Как называются слова с противоположным лексическим значением? (Антонимы)
  6. Окончание, не выраженное звуком называется…? (Нулевым)
  7. Сколько в слове бывает слогов (Сколько гласных)
  8. Как пишутся слова грач, еж, чиж? (без ь)
  9. Буквы в алфавите начинали свою жизнь рисунками, которые назывались…? (иероглифами).
  10. Где впервые возникла письменность? (в Египте)
  11. Какой вопрос ставится в русском языке к названиям домашних животных, зверей, птиц, рыб? (Кто?)
  12. Какой частью речи являются слова, обозначающие признак? (Прилагательными)
  13. Какое наклонение глагола передает просьбу, пожелание говорящего? (Повелительное)
  14. Наука о языке называется…? (языкознанием)
  15. В каком гнезде не бывает яиц? ( В словообразовательном).
  16. Звонкий, красивый, чеканный, чистый, понятный – это …(язык)
  17. Каким способом образованы слова: футболист, гандболист? (суффиксальным)
  18. Каждый абзац начинается … (с красной строки)
  19. Принято считать, что русский, точнее славянский алфавит, изобрели два ученых – монаха, братья … (Кирилл и Мефодий).
  20. Как называется раздел науки, изучающий словосочетания, предложения? (синтаксис)
  21. В каком положении гласные звуки произносятся четко? (под ударением)
  22. Кем была составлена первая научная грамматика русского языка? (М.В. Ломоносовым)
  23. В каком слове сорок «а»? (Сорока)
  24. (ж) – звонкий или глухой? (Звонкий)
  25. Имена девочек состоят из двух букв «А» и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна и Алла)
  26. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  27. Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое).
  28. Прямая речь выделяется… (кавычками).
  29. Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
  30. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

Третий тур: Занимательная лингвистика.

Сценка «Неразлучные друзья»

(два друга: Вовка и Петька, Вовкина сестра)

Вовка: С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а все же,

Нас не разольешь водой.

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка …(изображают драку)

Скоро в ход пошли портфели,

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда,

Только смотрим – что за чудо!

С нас Ручьем бежит вода!

 

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя

Правильно догадались, сейчас задание о фразеологизмах:

  1. Вспомните и объясните фразеологизмы с многозначным словом язык.

«Знатоки»

  • язык не поворачивается;
  • просится на язык;
  • черт за язык дернул, сорвалось с языка
  • язык отнялся;
  • вертится на языке.

«Умники»

  • длинный язык, язык без костей;
  • найти общий язык;
  • проглотить язык;
  • тянуть за язык;
  • язык хорошо подвешен.
  1. Д/з Проиллюстрировать фразеологизмы

«Умники», «Знатоки» (защищают рисунки)

 

Четвертый тур:  Грамотеи. Сценка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»

Правдин: Митрофанушка, что ты знаешь по грамматике …?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например,  какое имя:  существительное или прилагательное?

Митрофан:  Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь,  вот эта.

Митрофан: Эта – прилагательна

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

 

Задание 1. Определите, скольско в этом тексте существительных, прилагательных,глаголов:

Осенним, ясным, немножко холодным утром в морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе, когда низкое солнце, уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой. Свежий ветер тихонько шевелит и гонит опавшие листья.

Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы:

Декорация, цыган, сестрицын, цыкнуть, репетиция, цикорий, мотоцикл, цыкнуть, танцор, концовка, девчонка, пастушок, медвежонок, галчонок, овражек, горошек, дружок, человечек, кулачок.

Пятый тур: Собери пословицу:

Говорят: «Пословица  – всем делам помощница. В ней заключена мудрость народа.»

Задание 1: Даны части пословицы, нужно собрать предложение.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
  • Изучить второй язык – прожить другую жизнь.
  • Язык – ключ к душе человека.
  • Что в голове зарождается,  язык на свет выдает
  • Язык и занозу вытащит
  • Язык до Киева доведет
  • Лучше ногой запнуться, чем языком
  • Мал язык, а горами ворочает
  • Бритва скребет, язык режет
  • На языке – мед, под языком – лед.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

 

Задание 2:  Командам даны казахские пословицы, нужно подобрать схожие по смыслу русские.

  1. И бедный дом отца родного

Милее нам  дворца чужого.

  1. В год, когда разбогатеешь,

У тебя друзей немало,

В год, когда ты обеднел,

Всех друзей как не бывало.

  1. Трудолюбивый ест, что нравится ему,

Ленивый – что достанется ему.

  1. Лишь в согласии бывало

Счастья всякого начало.

  1. – Родимая сторона – мать, а чужая сторона – мачеха.

– На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– На чужой стороне Родина милей вдвойне.

  1. – Без беды друга не узнаешь.

– Друзья в беде познаются

  1. – Кто не работает, тот не ест.

–  Готовь сани летом, а телегу зимой.

–  Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  1. – Согласного стада и волк не берет.

– Один в поле не воин

– Одной рукой и узла не завяжешь.

Шестой тур: Удивительное колесо

Составьте как можно больше слов из данных букв:

К

О             О

Н

С              Л

Е

Сок, кон, нос, лес, сон, село, лоно, лесок, сено, колено, сенокос.

Кол, лен, окно, клен, он, оно, колесо, око, ел, сел.

Седьмой тур: Конкурс капитанов

  1. Творческий : представление рисунков о Родине и чтение эссе.

Команда «Знатоки»:

У каждого человека есть одна единственная и неповторимая Родина. Значение слова Родина у каждого человека свое, но оно связано со словами «Дружба, любовь, дом, радость». Я хочу рассказать о своей Родине: Казахстане.

Казахстан для меня очень много значит, ведь я родилась здесь и выросла. Самое главное украшение Казахстана  его народ. Каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Вот, например, мы школьники, дети, в данный момент учимся, получаем знания, а когда мы вырастем, то сможем помогать своей стране, ведь наш Президент делает большую ставку на современную молодежь, так что мы должны оправдать доверие, потому что мы будущее страны, мы его основа.

 

 

 

 

Команда «Умники»

На земле существует много языков: казахский, русский, английский, узбекский, немецкий и многие другие. Государственный язык Казахстана  – казахский. Но так как Казахстан многонациональное государство, в нем есть язык межнационального общения – русский язык. Традиции, обряды, культура зависят от национальности человека. Если человек казах, то у него свои обычаи, если человек русский – то у него свои традиции.

У нас в классе есть ребята, которые разговаривают на нескольких языках, например:  Асан говорит на казахском и на русском, Марет  – на русском и на ингушском. Хотя мы все и разных национальностей, но все мы говорим на одном языке – русском. Казахстан можно сравнить со звездным небом. Небо – это как будто Казахстан, а звезды – это все языки. Каждый человек понимает, что язык – это душа народа. Язык – это то, что нас привязывает к корням, заставляет задумываться: кто я и откуда?

 

Чтение наизусть стихотворения о языке Юлии Махартовой:

Язык Дружбы

Есть много способов общения:

Жест, мимика или сигнал.

Но вот в «Прекрасное мгновение»

Связь звуков человек познал.

Теперь известна сила слова!

И как богат язык людей!

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

Кого не спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

«Вся красота в родных словах!»

Ведь свой язык милее слуху

И всех дороже тоже он.

Родной язык – основа духа.

Народом он введен на трон.

А если взять творцов искусства,

Известных нам, как Пушкин и Абай?

Их лирику переполняют чувства,

И воспевает каждый свой язык и край!

 

Известна истина простая:

Все люди, хоть из разных стран,

Важнее слов не представляют,

Чем Country, Родина, Отан.

И смысл этих слов единый:

Земля, но каждому своя!

И тот народ непобедимый,

Кто меч на речь сменил в боях.

Народ, кто твердо понимает,

Что мир – к содружеству рука,

Где человек, бесспорно, уважает

Обычаи других и выбор языка.

Как уважаю я язык своей Отчизны,

Считая долгом в совершенстве его знать.

Историю и быт народной жизни

Через него удастся  мне познать.

Объединяет много наций Казахстан

И Президент наш утверждает: «Нужно,

Чтоб был один язык народов разных стран,

И это, несомненно, – язык Дружбы».

 

Подведение итогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *