Урок в 5 классе « Теплый хлеб»


Касьяненко Нина Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Ставропольская средняя школа» с.Ставрополка

Ход урока:

 

  1. I. Организационный момент (психологический настрой детей).

   

  1. II. Вступительное слово учителя:

Наш урок на тему ПОСТИГАЯ «ТРУДНОСТЬ ДОБРА»  хотелось бы начать со слов К.Паустовского, который всю жизнь мечтал о добром человеке на прекрасной земле. Он был участником двух войн, но тем не менее придерживался такого мнения: «Война-дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Все-таки писать надо о добром, хорошем, благородном и красивом в человеческой душе»

 

III. Размышления о добре: Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос «Что такое добро?» и составим кластер. (Дома ребята письменно отвечали на этот вопрос, подбирали синонимы к слову добро)

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-10

– Ребята, посмотрите, какие слова окружают наше «сердце». Они заставили его засиять, как солнышко, потому что оно наполнено добром. А как толкует это слово словарь Ожегова? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Желать добра кому-нибудь. От добра добра не ищут. Сделать много добра людям. Поминать добром).

 

– Почему каждый человек оценивает свои слова и поступки через понятие добро и зло? (дети отвечают).

Стихотворение ученицы 5 класса Хафизовой Алины «Добро»:

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит,

Добрых  людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые щедро больным помогают,

Добрые дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают.

И ни от кого спасибо не ждут.

Не обижай родных и близких,

Врагам своим добро воздай,

Не возвышайся среди низких,

Люби друзей, врагов и знай,

Что зло твое к тебе вернется.

Народной мудрости внимай:

«Не плюй в колодец, пить придется»,

Об этом чаще вспоминай.

 

Нам также помогут русские и казахские пословицы и поговорки доказать, что добро – это благо, а зло – что-то страшное, неприятное. (На доске пословицы, поговорки, дети предлагают свои).

– А  что мешает быть добру на земле?

– Жестокость, себялюбие, эгоизм, безразличие. (Составляем кластер отрицательных качеств, которые можно определить одним словом – эгоизм).

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-11

С помощью кроссворда определяем содержание следующего этапа урока. Но перед его решением прослушаем стихотворение Н. Аникеевой:

Издревле было на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песни той, что жаворонком спета.

Под синим небом золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета!

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете»

(Читает ученик)

 

– Как бы вы назвали это стихотворение?

– Теплый хлеб

– Какую сказку вы читали дома?

Теплый хлеб.

В каком году и где была опубликована эта сказка?

1945 год, за несколько месяцев до победы в журнале «Мурзилка» была опубликована эта сказка.

 

– А теперь решите кроссворд.

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-12

В ходе урока мы должны с вами раскрыть тему урока «победа добра над эгоистическими чувствами, над злом».

Эпиграфом к уроку нам послужит народная мудрость: «Посеешь поступок, пожнешь характер»

– Почему мы начали урок с понятий добра и зла?

– Главный герой Филька, молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок.

– И о чем эта сказка?

– О добре и зле в нас, в мире; о том, что только сообща можно преодолеть любые трудности, даже победить силы природы.

 

  1. IV. Анализ сказки (работа по тексту).
  2. Ученики вспоминают события, случившиеся в Бережках, читают фрагмент о судьбе раненого коня.
  3. Описание Фильки и Панкрата. (Выделяют ключевые слова, характеризующие героев).
  4. Выделение сюжетной линии сказки: Филька и конь.

– Найдите в тексте эпизод встречи Фильки и коня. (задание по рядам: составить сопоставительную таблицу «Поступки Фильки и коня»).

 

1 ряд

Филька

2 ряд

Конь

Совершил непоправимую ошибку: В ответ на злорадный окрик Фильки:
Ударил коня по губам; Слеза скатилась из глаз
Закинул хлеб далеко в снег Заржал жалобно, протяжно
Крикнул злые слова Взмахнул хвостом
Обидел коня Обиделся

 

–  Как можно оценить поступок Фильки?

–  Филька совершил зло, жестоко обидев коня, что тот даже заплакал.

–  Филька не пожалел раненого коня, не помог ему, отвернулся от него, проявил эгоизм, сам ел, а коню кинул хлеб.

–  Почему Филька так поступил?

–  «Ну тебя» – это не просто прозвище, а формула жизни. Он от всех отмахивался, не хотел ни с кем иметь дело. Он был не ласковым, у него было холодное сердце.

– Как бы вы поступили на его месте?  (ответы детей).

– Что последовало за его злобным поступком?

–  За людскую злобу природа наказала жителей деревни, наслала на землю лютый мороз, грозя людям неминуемой смертью от холода и голода.

– Какой вывод мы можем сделать?

–  Мы люди, можем искать оправдание совершенному злу а вот природа не ищет, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот мельница стоит, запаянная морозом.

– А было ли еще проявление зла в Бережках? Когда? Кем оно было совершенно? Давайте прочитаем по ролям этот эпизод сказки.

– От чего умер злой мужик?

От охлаждения сердца.

– А как ведет себя Филька? (Пересказ. Инсценирование встречи Фильки и Панкрата).

–  Какие ключевые слова говорят о желании Фильки?

–  Осознал вину; не побоялся признаться во всем Панкрату; попросил совета у мельника; изобрел спасение от стужи; попросил ребят о помощи.

– Изменился ли Филька?

Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними.

 

– Ребята, вы обратили внимание, как автор показывает нам: если осознать свою вину, то можно каким-то образом ее исправить. Какой вывод можно сделать?

Вывод: совершить зло очень легко, а осознать его раскаяться и искупить вину доступно лишь не многим. Только добротой можно растопить холодные сердца.

 

– Читаем эпизод «Примирение Фильки с раненым конем»

– Когда конь поверил Фильке?

– После слов Панкрата.

– Как произошло примирение? Какие ключевые слова вы выделили?

Учуял запах свежего хлеба; хлеба не взял, попятился в сарай; подумал, взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами, съел один кусок, взял второй, жевал хлеб, фыркал, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от удовольствия.

 

  1. V. Обобщение: Изменился ли Филька? Мы много говорили о Фильке и его поступках, и можем утверждать, что наш герой действительно осознал свою ошибку и понял, что доброта и милосердие могут победить любые неприятности. Филька мог одержать победу над собой, это очень хорошо прослеживается на «Лестнице превращений». (Составляем опорную схему)

 

  1. Победа на собой

 

  1.   Примирение. Прощение.

                                                                 

  1. Спасение мельницы;

                                                

  1.    Признание Фильки

                                     

  1.                                 Осознание Вины

                     

  1. Наказание

                                             

  1.                         Проступок Фильки

 

– Чем заканчивается эта сказка?

– Как и в любой сказке, добро в ней побеждает зло. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Найдите в тексте описание того, как хозяйки пекли хлеб.

Горячая мука, звонкие березовые дрова, жаркий печной огонь, тугое сладкое тесто, теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб.

– Какое отношение к хлебу передают эти словосочетания? (ответы детей)

– Как вы думаете, почему Филька протягивает коню хлеб с солью?

– Хлеб –  соль – символ гостеприимства и радушия

– Как мы должны относиться к величайшей святыне каждого народа?

– С почитанием, любовью. (Вспомним пословицы о хлебе).

– Как Филька шел к победе над собой? (Ответы детей по схеме)

– А как конь шел к прощению человека, причинившего ему зло?

Сначала недоверчиво отнесся к предложенному угощению, затем фыркнул, положил голову на плечо. Можно сказать, что и Филька, и конь шли на встречу друг к другу.

 

  1. VI. Рефлексия: Какие жизненные уроки дала нам сказка К.Паустовского?

Составляем кластер.

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba-13

– В чем мудрость сказки?

Детское сердце не должно становиться холодным.

  Посеешь поступок, пожнешь характер.

 

VII. Домашнее задание

Нарисовать рисунок по сказке.

 

VIII. Выставление и комментирование оценок.

 

  1. IX. Список использованных ресурсов.

 

  1. Сказка К.Паустовского «Теплый хлеб».
  2. Русская словесность. Учебник для 5 классов общеобразовательных школ/ Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Алматы, 2010.
  3. Русская словесность. Методическое руководство для учителей 5 классов общеобразовательных школ/ Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Алматы, 2010.
  4. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. ООО «Издательство Оникс», 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *