Урок в 5 классе « Теплый хлеб»
Касьяненко Нина Григорьевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Ставропольская средняя школа» с.Ставрополка
Ход урока:
- I. Организационный момент (психологический настрой детей).
- II. Вступительное слово учителя:
Наш урок на тему ПОСТИГАЯ «ТРУДНОСТЬ ДОБРА» хотелось бы начать со слов К.Паустовского, который всю жизнь мечтал о добром человеке на прекрасной земле. Он был участником двух войн, но тем не менее придерживался такого мнения: «Война-дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Все-таки писать надо о добром, хорошем, благородном и красивом в человеческой душе»
III. Размышления о добре: Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос «Что такое добро?» и составим кластер. (Дома ребята письменно отвечали на этот вопрос, подбирали синонимы к слову добро)
– Ребята, посмотрите, какие слова окружают наше «сердце». Они заставили его засиять, как солнышко, потому что оно наполнено добром. А как толкует это слово словарь Ожегова? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Желать добра кому-нибудь. От добра добра не ищут. Сделать много добра людям. Поминать добром).
– Почему каждый человек оценивает свои слова и поступки через понятие добро и зло? (дети отвечают).
Стихотворение ученицы 5 класса Хафизовой Алины «Добро»:
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит,
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают.
И ни от кого спасибо не ждут.
Не обижай родных и близких,
Врагам своим добро воздай,
Не возвышайся среди низких,
Люби друзей, врагов и знай,
Что зло твое к тебе вернется.
Народной мудрости внимай:
«Не плюй в колодец, пить придется»,
Об этом чаще вспоминай.
Нам также помогут русские и казахские пословицы и поговорки доказать, что добро – это благо, а зло – что-то страшное, неприятное. (На доске пословицы, поговорки, дети предлагают свои).
– А что мешает быть добру на земле?
– Жестокость, себялюбие, эгоизм, безразличие. (Составляем кластер отрицательных качеств, которые можно определить одним словом – эгоизм).
С помощью кроссворда определяем содержание следующего этапа урока. Но перед его решением прослушаем стихотворение Н. Аникеевой:
Издревле было на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песни той, что жаворонком спета.
Под синим небом золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета!
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете»
(Читает ученик)
– Как бы вы назвали это стихотворение?
– Теплый хлеб
– Какую сказку вы читали дома?
–Теплый хлеб.
В каком году и где была опубликована эта сказка?
– 1945 год, за несколько месяцев до победы в журнале «Мурзилка» была опубликована эта сказка.
– А теперь решите кроссворд.
В ходе урока мы должны с вами раскрыть тему урока «победа добра над эгоистическими чувствами, над злом».
Эпиграфом к уроку нам послужит народная мудрость: «Посеешь поступок, пожнешь характер»
– Почему мы начали урок с понятий добра и зла?
– Главный герой Филька, молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок.
– И о чем эта сказка?
– О добре и зле в нас, в мире; о том, что только сообща можно преодолеть любые трудности, даже победить силы природы.
- IV. Анализ сказки (работа по тексту).
- Ученики вспоминают события, случившиеся в Бережках, читают фрагмент о судьбе раненого коня.
- Описание Фильки и Панкрата. (Выделяют ключевые слова, характеризующие героев).
- Выделение сюжетной линии сказки: Филька и конь.
– Найдите в тексте эпизод встречи Фильки и коня. (задание по рядам: составить сопоставительную таблицу «Поступки Фильки и коня»).
1 ряд
Филька |
2 ряд
Конь |
Совершил непоправимую ошибку: | В ответ на злорадный окрик Фильки: |
Ударил коня по губам; | Слеза скатилась из глаз |
Закинул хлеб далеко в снег | Заржал жалобно, протяжно |
Крикнул злые слова | Взмахнул хвостом |
Обидел коня | Обиделся |
– Как можно оценить поступок Фильки?
– Филька совершил зло, жестоко обидев коня, что тот даже заплакал.
– Филька не пожалел раненого коня, не помог ему, отвернулся от него, проявил эгоизм, сам ел, а коню кинул хлеб.
– Почему Филька так поступил?
– «Ну тебя» – это не просто прозвище, а формула жизни. Он от всех отмахивался, не хотел ни с кем иметь дело. Он был не ласковым, у него было холодное сердце.
– Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей).
– Что последовало за его злобным поступком?
– За людскую злобу природа наказала жителей деревни, наслала на землю лютый мороз, грозя людям неминуемой смертью от холода и голода.
– Какой вывод мы можем сделать?
– Мы люди, можем искать оправдание совершенному злу а вот природа не ищет, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот мельница стоит, запаянная морозом.
– А было ли еще проявление зла в Бережках? Когда? Кем оно было совершенно? Давайте прочитаем по ролям этот эпизод сказки.
– От чего умер злой мужик?
– От охлаждения сердца.
– А как ведет себя Филька? (Пересказ. Инсценирование встречи Фильки и Панкрата).
– Какие ключевые слова говорят о желании Фильки?
– Осознал вину; не побоялся признаться во всем Панкрату; попросил совета у мельника; изобрел спасение от стужи; попросил ребят о помощи.
– Изменился ли Филька?
– Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними.
– Ребята, вы обратили внимание, как автор показывает нам: если осознать свою вину, то можно каким-то образом ее исправить. Какой вывод можно сделать?
Вывод: совершить зло очень легко, а осознать его раскаяться и искупить вину доступно лишь не многим. Только добротой можно растопить холодные сердца.
– Читаем эпизод «Примирение Фильки с раненым конем»
– Когда конь поверил Фильке?
– После слов Панкрата.
– Как произошло примирение? Какие ключевые слова вы выделили?
– Учуял запах свежего хлеба; хлеба не взял, попятился в сарай; подумал, взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами, съел один кусок, взял второй, жевал хлеб, фыркал, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от удовольствия.
- V. Обобщение: Изменился ли Филька? Мы много говорили о Фильке и его поступках, и можем утверждать, что наш герой действительно осознал свою ошибку и понял, что доброта и милосердие могут победить любые неприятности. Филька мог одержать победу над собой, это очень хорошо прослеживается на «Лестнице превращений». (Составляем опорную схему)
- Победа на собой
- Примирение. Прощение.
- Спасение мельницы;
- Признание Фильки
- Осознание Вины
- Наказание
- Проступок Фильки
– Чем заканчивается эта сказка?
– Как и в любой сказке, добро в ней побеждает зло. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
– Найдите в тексте описание того, как хозяйки пекли хлеб.
– Горячая мука, звонкие березовые дрова, жаркий печной огонь, тугое сладкое тесто, теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб.
– Какое отношение к хлебу передают эти словосочетания? (ответы детей)
– Как вы думаете, почему Филька протягивает коню хлеб с солью?
– Хлеб – соль – символ гостеприимства и радушия
– Как мы должны относиться к величайшей святыне каждого народа?
– С почитанием, любовью. (Вспомним пословицы о хлебе).
– Как Филька шел к победе над собой? (Ответы детей по схеме)
– А как конь шел к прощению человека, причинившего ему зло?
– Сначала недоверчиво отнесся к предложенному угощению, затем фыркнул, положил голову на плечо. Можно сказать, что и Филька, и конь шли на встречу друг к другу.
- VI. Рефлексия: Какие жизненные уроки дала нам сказка К.Паустовского?
Составляем кластер.
– В чем мудрость сказки?
– Детское сердце не должно становиться холодным.
Посеешь поступок, пожнешь характер.
VII. Домашнее задание
Нарисовать рисунок по сказке.
VIII. Выставление и комментирование оценок.
- IX. Список использованных ресурсов.
- Сказка К.Паустовского «Теплый хлеб».
- Русская словесность. Учебник для 5 классов общеобразовательных школ/ Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Алматы, 2010.
- Русская словесность. Методическое руководство для учителей 5 классов общеобразовательных школ/ Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Алматы, 2010.
- Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. ООО «Издательство Оникс», 2008.