Внеклассное мероприятие «Религия в современном мире. Религиозные права и свободы в Казахстане»
Терюков Виталий Викторович
Социальный педагог, учитель основ права и экономики
КГУ «Ставропольская средняя школа» района имени Габита Мусрепов, СКО
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию у учащихся толерантной модели поведения, в т.ч. веротерпимости.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о добре:
Давайте быть терпимей и добрее,
Наш мир и так жесток и полон зла.
В нем холод безразличья часто веет,
И неизмененная нужда тепла.
Едва ли много пользы от гордыни,
А сколько бед исходит от войны,
Давайте милосердней быть отныне.
Пусть души будут лишь добром полны.
Ведь нужно для добра совсем немного,
Терпимость и сердечность проявлять.
И не спешить безжалостно и строго
Людские души гневом уязвлять.
Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится все назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.
Ответьте на вопросы:
– О чём говорится в стихотворении?(о добре, о милосердии, о терпимости)
– К кому нужно проявлять эти чувства? ( К людям, живущим рядом с нами. К людям!!! Других национальностей, другого вероисповедания).
Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Все люди, живущие на Земле во что-то верят. Одни верят в Бога, другие в то, что его нет, третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера – часть мировоззрения человека, его жизненная позиция, убеждение. Она принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией.
Вопрос:
Вы сталкивались в вашей жизни с религией?
А что такое религия?
В современных условиях, на фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов очень важно осознавать сущность религии, её смысл и особенности, выработать уважение к культурным традициям других народов.
Сегодня во всём мире стоит проблема формирования духовно – нравственного, толерантного человека, способного понимать многообразие мировоззренческий позиций, их исторических основ и культурных традиций. Эти качества особенно важны для вас – подрастающего поколения, проживающего в многоконфессиональном государстве.
- ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ
Прежде всего в начале нашего мероприятия хотелось бы начать с самого определения
– что же такое религия?
– в каких формах она проявлялась?
Любая религия начинается с частичного признания существования сверхличных существ. В процессе познания окружающей действительности древний человек пришел к мысли о своей полной и абсолютной зависимости от божественного начала; он не сомневался, что высшие существа способны заставить дуть штормовой ветер, блистать молнию. Это они заложили основание земной тверди и определили границы беспокойного моря. Они вдохнули в человека жизнь, но они же и наслали на него голод, чуму и войны.
Человек обращался к этим могущественным существам с просьбами защитить его от опасностей, которыми со всех сторон была окружена жизнь смертного. Именно преклонение и благоговение перед высшими существами привело к образованию у древних людей ранних форм религии.
- МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
– Какие вы знаете мировые религии?(буддизм, христианство, ислам)
– Почему их так называют?(-объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов)
К мировым религиям традиционно относят: христианство, ислам и буддизм.
СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ 8-19
/1 век н.э.; 7 век н.э.; 5-6 вв до н.э./
Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.
Христианство появилось в Казахстане в 6 веке .
В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.
В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).
В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев, западныхукраинцев, поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике.
Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:
«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»
Буддизм
Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки.
- РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В КАЗАХСТАНЕ
В международных правовых документах свобода религии трактуется как часть общего понятия свободы мысли и совести.
Ст 18 Пакта о гражданских правах гласит «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу иметь или неи меть, или изменять свои взгляды и убеждения, в том числе и религиозные, а также выражать их единолично и сообща с другими… »
Казахстан является общим домом для многих конфессий. Здесь всем без исключения гарантирована свобода вероисповедания., свобода взглядов и убеждений.
С момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешанная государственная полититика в области межконфессиональных отношений. Конституция Казахстана утверждает равенство всех граждан страны независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Культура и духовное наследие всех этнических групп в нашей стране рассматриваются как общенациональное достояние.
За годы независимости в государстве создано правовое поле, регулирующее вопросы религии. В 1992 году был принят закон «о свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Этот закон предастваляет гарантии свободы деятельности верующих всех конфессий.
Видеоролик (1.35) «Казахстан – это единая земля, единый народ…»
Посмотрев видеоролик мы видим, что в настоящее время Казахстан позиционируется в мире как государство чрезвычайно толерантное, многоконфессиональное.
Мы претендуем на роль учителя всех стран и народов – как строить этнокультурную и религиозную толерантность и стабильность в обществе.
Казахстан – страна, мира и благополучия, которой является результатом согласия народа на пути к достижению единых целей к процветанию. Стремительные перемены последнего десятилетия, затрагивающие все стороны жизни государства и общества, естественно отражаются и на сфере государственно-религиозных отношениях. Быстро сформировалось конфессиональное многообразие страны, в которое вошли как традиционные для Казахстана вероучения (ислам, православное христианство), так и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Несмотря на все многообразие, различных взглядов, традиций и культур Казахстан остается единственным государством на территории бывшего Советского Союза, где нет конфликтов на национальной или религиозной почве, вносящих в жизнь общества смуту и беспорядки.
В тесной взаимосвязи с трансформацией конфессионального пространства активно возрождаются культовые сооружения – мечети, храмы, молитвенные дома и синагоги. В настоящее время количество подобных зданий и сооружений составляет более 3 тысяч.
В настоящее время в нашей стране действует более 4000 различных зарегистрированных религиозных объединений.
ВИДЕОРОЛИК «Вера, религии, конфессии»
По мнению Президента РК Назарбаева Н.А. для сохранения межконфессионального согласия в стране необходимо формирование системы диалога различных конфессии.
Кроме того, религия «не должна стать объектом локальной или глобальной политической игры».
- РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ
Вместе с тем, в настоящее время во всём мире и в том числе и в Казахстане складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации в республике. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, псевдорелигиозных организаций.
Зачастую они стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа, применяя иррациональные, эмоциональные методы, а также психологическое воздействие на человека. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших граждан. Этим самым они расшатывают не только устои традиционных религий и верований, но и государственные основы общества.
Видеоролик «Акикат» – 2.20.
Секты.
Само слово “секта”, если сформулировать его значение более полно и связано, означает “отколовшаяся часть религиозной общины.
Привлекая человека в секту его вводят в заблуждение.
Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.
Попав в секту человек может потерять своё имущество, семью, свободу и даже саму жизнь.
Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы.
Вопросы учащимся
Как Вы думаете, ребята, как люди попадают в секты?
Предполагаемые ответы:
-В минуты слабости и горя
– Это просто слабые духом люди, ищут поддержку, общения
– Может это люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!
– Ребята, вот Вы сказали о слабости духа, воли,о гипнозе насколько вы внушаемы:
Внушающим тоном объясняют:
“Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую – острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается”.
Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается, чтобы проверить результат, вот Вы сказали о слабости духа, воли, а давайте проверим, подвержены ли Вы чужому мнению?
На экране появляется тест в слайдах
«Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»
1.Прибегали ли вы когда – нибудь к услугам предсказателя, хироманта или гадалки?
а ) Да, часто
б ) Несколько раз, ради шутки
в ) Нет, никогда
2. Вам предстоит принять ответственное решение. Близкие всеми силами убеждают вас последовать их совету. Ваши действия?
а ) Сделаю так, как советуют
б ) Приму во внимание их доводы, но решать буду сама
в ) Сделаю точно наоборот
3. Вводили ли вас когда- нибудь в гипнотический транс?
а ) Да
б ) Не было случая
в ) Пытались, но не получилось
4. Можете ли вы изменить свои планы, если вам приснится плохой сон?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
5. Верите ли вы гороскопам?
а ) Да
б ) Не очень, но читать интересно
в ) Нет
6. Способны ли вы изменить свои взгляды под влиянием момента?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
7. Вы находитесь в толпе, перед которой выступает известный человек, люди вокруг вас растроганы до слез. Ваша реакция?
а ) Проникаюсь всеобщим чувством
б ) Слушаю и составляю свое мнение
в ) Стараюсь как можно быстрее уйти
8. Вы с большим уважение относитесь к какому либо человеку. Повлияет ли на ваше отношение к нему гневные статьи в газетах?
а ) Да
б ) Частично
в ) Нет
9. Покупая какую-либо вещь, вы отдаете предпочтение разрекламированным маркам?
а ) Да
б ) Иногда
в ) Нет
За каждый ответ: а) – 0 очков, б) – 1 очко, в) – 2 очка
От 16 до 20.
Вас практически невозможно убедить в чем-либо помимо вашей воли, так как ваша внушаемость близка к нулю. С одной стороны, это ценное качество, с ругой – такая «Несгибаемость» может мешать вам в общении. Однако из таких, как вы, получается великолепные психологи и психоаналитики.
От 8 до 15.
Вы относитесь к безусловному большинству – это люди, которые при известном скептицизме всё же способны поддаваться внушению.
По большей части это проходит для вас незаметно, на уровне так называемых «Бытовых внушений». В целом же вы вполне способны противостоять серьёзным психологическим атакам на ваше подсознание.
От 0 до 7.
Ваше внушаемость чрезвычайно высока. Люди способны убедить вас в чём угодно, приложив для этого минимум усилий.
Подумайте, быть может, подобная гибкость мнений и взглядов ни так уж хороша, как кажется на первый взгляд. Постарайтесь научиться отделять собственные желания и предпочтение от тех, что внушают вам окружающие
Одним из самых распространенных видов экстремизма является религиозный экстремизм. В последнее десятилетие этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает теракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. А на самом деле преследуются политические цели. Экстремисты добиваются захвата власти, создают атмосферу страха и бессилия.
В настоящее время религиозный экстремизм приобретает всё более широкий размах, практически во всех странах мира.
Наиболее болезненной и жёсткой формой проявления религиозного экстремизма является ТЕРРОРИЗМ.
Если экстремизм – это взгляды и идеи, то терроризм – орудие воплощения этих идей.
Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основа такого экстремизма – насилие, крайняя жестокость, агрессивность, разжигание религиозной розни и др.
ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА:
– социально-экономические кризисы;
– незаконная политическая борьба;
– падения уровня жизни;
– амбиции религиозных лидеров.
Религиозная безграмотность, неумение отличить истинную религию от её извращений, также являются одними из причин вовлечения молодёжи в ряды экстремистов.
В настоящее время экстремисты и террористы используют в своих преступных целях возможности сети Интернет.
Террористическое движение в Интернете организовывают специально подготовленные люди, обладающие хорошими знаниями психологии. Именно они направляют толпу, и в особенности тех, кто ещё не сформировался как личность или не определился со своим предназначением в жизни.
Признаны экстремистским и террористическим следующие международные организации:
«Аль-Каида»
«Исламская движение Восточного Туркестана»
«Исламское движение Узбекистана»
«Курдский народный конгресс»
«Общество социальных реформ» (Кувейт)
«Асбат-аль-Ансар» (Ливан)
«Братья-мусульмане» ( международная)
«Талибан»
«Боз Гурд»
«Жамаат моджахедов Центральной Азии»
«Лашкар-е-Тайба» (Пакистан)
«Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» (Международная)
«Аум Сенрике»
«Организация освобождения Восточного Туркестана»
«Таблиги Джаманат» (Пакистан)
«Тарихатшилар»
«Сулейменшилер»
«Джунд- аль халифат»
«Ат-такфируаль-хиджра»
ВИДЕОРОЛИК «Секты, терроризм в Казахстане»
По словам д.филос.н. Нагимы Байтеновой, в Казахстане существует «тихий экстремизм», который выражается в разрушении общества изнутри путем скрытой религиозной экспансии. Речь идет об исламских сектах экстремистского характера, которые у нас под запретом (Хизб ут-Тахрир, вахаббиты); зикршилер (суфисты), которые зомбируют молодых людей; неопротестантские образования, как мунниты, “Новая жизнь”, “Агапе”, “Благодать”; церковь сайентологии. Причем сферы их влияния разделены, они работают с целевыми группами – бизнесменами, студенческой молодежью, домохозяйками, казахским населением, аульной молодежью. В итоге получается, что все наше общество разделено под сферы их влияния и деятельности, и они с ними конкретно и целенаправленно работают.
Таким образом, все, о чем мы сегодня говорили, не может оставить нас равнодушными. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.
Обсуждение по вопросу: Что нужно делать для того, чтобы не дать себя вовлечь в деструктивные организации?
Зачитывается и раздается Памятка учащимся:
- Не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице;
- Быть внимательными при работе на сайтах в сети Интернет
- Если вам предложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите, и вежливо откажитесь;
- Не пытайтесь отстаивать свои религиозные убеждения при встрече с верующими или проповедниками любой религиозной организации;
- Прежде, чем вы решите посетить собрание какой-любо религиозной организации, посоветуйтесь с родителями, родственниками, учителями или просто близкими людьми;
- Выбор верить или не верить – только ваш, прежде, чем принять решение подумайте, стоит ли? Обдуманное и правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье, может быть даже жизнь.
«Ненависть
нельзя остановить ненавистью –
но только любовью»
«Злобной силе
надо противопоставлять –
силу национального Духа»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.
Но всё-таки, Сегодня в Казахстане, как и во всем мире, религия начинает играть все более заметную роль в социально-общественных процессах. Возможно, это способ защиты или своеобразный ответ на стремительное наступление глобализации. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои. Меняются роль и место религии в системе общественных отношений.
И в заключении мне хочется напомнить слова Президента РК Назарбаева Н.А.: «Никто не вправе забывать известную истину : Создатель- один ,Вселенная- одна ,небо безбрежно, значит, всем нам –как детям одного отца и одной матери -завещано жить в мире и согласии друг с другом.» Давайте делать всё от нас зависящее, чтобы мы могли жить в мире.
В любой беде,как завещал Абай.
Под мирным небом дружбу прославляя,
Мой, Казахстан,расти и процветай!
Наша дружба, братская сплоченность
Помогают нам в любой беде.
Мы семья единая, мы вместе-
В горе, в радости,в труде.
Нет! Вражды меж нами не посеять,
Мы единый составляем строй,
И казах, и русский, и татарин,
Мы- сыны республики родной!