Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения


Абдирова Гульжан Амирхановна

Преподаватель русского языка и литературы

Шымкентский аграрный колледж

Цели урока:                                  

Оразовательная:                        познакомить учащихся с особенностями использования

однородных членов предложения

Воспитательная:                        воспитание стремления к знаниям, пробуждение

интереса к изучению предмета, воспитание любви  и

уважения к будущей профессии

Развивающая:                            развитие навыков устной связной речи, развитие

творческих способностей, обогащение словарного запаса

Тпн урока:                                   практический / урок изучения нового материала/

Вид урока:                                   комбинированный урок                                

Методы урока:                           проблемно-поисковый, работа в группах

Методическое обеспечение:    

Наглядные пособия:                 учебник, разрезные карточки, постеры, стикеры,

раздаточный материал

ТСО:                                            интерактивная доска, слайдьг, ноутбук

Межпредметная связь:            связь с казахским языком, с литературой, с психологией; Используемая литература

  1. Основная: Русский язык Л. Жаналина, Н. Шманова 11 класс А.,201 і г.
  2. Пособие по русскому языку гтод ред. В. Гетмановой М. 2008г.
  3. Дополнительная: Школьный словарь русского языка, г. Алматы, «Мектеп»

1990 г.

  1. Интернет – ресурсы

                                           Структура и содержание урока     

  1. Подготовка учащихся к уроку 8 мин.
  2. Рапорт дежурного.
  3. Создание тёплой атмосферы в аудитории (Используя придуманное слово, составить пожелание. Учащиеся называют слова: здоровье, дружба, учёба и т.д. Желаю тебе болыних успехов в учёбе.)
  4. Деление учащихся на две группы ( по цвету стикеров). 15 мин.

Составление и защита постеров. ( Название группы, эмблема, девиз. Учащиеся делятся на две группы.)            ,

  1. Из разрезных карточек составить пословицу о родине. (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Группа, назвавшая пословицу первой, определяет девиз урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Опрос и проверка домашнего задания. 15 мин.

Проверка домашнего задания, оценивание по критериям.

Конкурс «Да – нет». Слайд с вопросами ~ В этом залании необходимо найти правильные утверждения.

  1. Подлежащее и сказуемое – второстепенньіе члены предложения (нет)
  2. Второстепенные члены предложения по их значению делятся на три группы (Да)
  3. Дополнение – это второстепенный член предложения со значением предмета, который отвечает на вопросы падежей (нет)

4.Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, чей?  (ДА)

  1. Дополнение бывает прямое и косвенное (ДА)
  2. Обстоятельство – это второстепенный член гіредложения, указывающий на предмет,

при котором происходит действие… (Нет )

  1. Обстоятельства отвечают на вопросы Когда? Где? Почему? Зачем? Как? и др. и поясняют сказуемое (Да)
  2. Обстоятельства выражакзтся существительными, прилагательными (НЕТ)
  3. Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения (ДА)
  4. Определение бывает сотласованное и несогласованное. (ДА)
  5. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа односоставного предложения(НЕТ) 12. Составное сказуемое состоит из нескольких слов. (ДА)

Ученики находят правильное утверждение, а неправильное поясняют или дополняют своими ответами.

2.Заменить фразеологизмы наречиями СЛАЙД

Он живет у черта на куличках – далеко

Наши дома стоят бок о бок – рядом

Саша проснулся ни свет ни заря – рано

Петя бежал сломя голову – быстро

Дое учеников работают у интерактивной доски.

III. Объяснение нового материала         10 мин.

Проблемный текст.  СЛАЙД

  • В связи с развитием рыночной экономики суверенному Казахстану требуются хорошие, квалифицированные специалисты. Они должны знать особенности природы, истории и развития хозяйства, владеть наукой о взаимодействии человека и природы, о климате, почвах, людях, животных, раетениях, озерах и реках, об их влиянии на развитие экономики государства. Наукой, которая рассматривает окружаюіций мир как единую систему, является экономическая география. Отсюда необходимос гь ее изучения каждым человеком. Ее освоение поможет принимать грамотные и обоснованиые рсшсния на пути осущсствления реформ по строительству новой государственнос ги.

Учитель предлагает мотивацию к учебному процессу

Мотивация к учебному процессу: проблемный текст. Обратить внимание на интонацию чтения. Какие слова в тексте отвечают на один и тот же вопрос? Каким членом предложения они являются?

Плавный  переход к новой теме. Учитель озвучивает тему урока: «Однородные члены : предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения».

:Работа над теоретическим материалом. Лидеры групп обмениваются местами и знакомят всех членов группы с теоретическим материалом.

Однородныс члены предложения отвечают следующим условиям:

  • отвечают на один и тот же вопрос, т.е. выступают в роли одних и тех же членов предложения

2)  связаны с одним же и тем же словом;

3) соединяются с друг с другом сочинительной связью, выражаемой интонацией и соединительными союзами.

Однородными могут быть любые  члены предложения: главные и второстепенные.

3наки препинания при однородных членах предложения

Запятая ставится:

  • между однородными членами перед противительными союзами а, но, однако, зато
  • между однородными члегтами при повторяющихся союзах то… то, не то… не то, нн… ни, и… и, или… или.
  • между однородными членами при отсутствии союзов.

Запятая не ставится:

  • Перед одиночным соединительным или разделительным союзом и, да, или, либо

 

 

 

  1. Закрепление нового материала 40 мин.

Тренировочные упражнения

І. Рабога над текстом «Президент». Пересказагь текст, строя предложения, осложнёнными однородными членами.

                                               Президент

Президент Республики Казахстан- выборный глава государства, его высшее

должностное лицо.

Президент наделен широкими полномочиями:  формирует правительство, назначает с согласия парламента премьер -министра, освобождает его от должности; активно участвует в формировании верхней палаты парламента; имеет права издавать законы и указы, имеющие силу закона; принимает решение о проведении республиканского референдума; является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил; назначает сроком на пять лет председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; в обстоятельствах чрезвычайного характера имеет право вводить на всей территории страны чрезвычайное положение; осуществляет помилование граждан и др.

Вопросы: Когда и где родился Президент Н. Назарбаев?

Когда была создана Ассамблея народов Казахстана?

Назвать труды Президента.

Автор государственного флага РК.

Автор государственного герба РК.

Автор Гимна РК.

І.Составить предложения, используя данные ряды слов в качестве однородных

членов.

  • Независимый, свободный, равноправный.
  • Политический, экономический, государственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Физкультминутка (С/е М. Цветаевой О, люди! Встаньте!)

О, люди! Встаньте!

Под глубокий вздох Вы руки к небу прогяните!

Глазами тучу поищите!

Себе под ноги посмотрите!

Кругом просторы оглядите!

Руками пепел разотрите!

Дав отдохнуть своим силам от споров

 Снова вернёмся к разговору!

4.Кто быстрее?». Отгадать загадки, найги однородные члены предложения.(устно)

1.Летом одевается, а зимой раздевается. (ДЕРЕВО) (ТАЛ) (ЭТРИ)

2.Днем отдыхает, а ночью летает, всех криком пугает. (СОВА) (ЖАПАЛАҚ) (ЭУЛ)

3.Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (ОБЛАКА) (БҰЛТТАР) (КЛОУТЦ)

4.Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

Я же терплю и всем добром плачу. (ЗЕМЛЯ) (ЖЕР) (ӨРС)

5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (ЗАМОК) ( ҚҰЛЫП) ( ЛОК)

6.На ночь лва окошка сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (ГЛАЗА) (КӨЗ) (АЙС)

(Одевается – раздевается Отдыхает- летает- пугает

Летят- бегут- тывут

Бъют- колотят- ворочаютрелсут

Терплю- плачу

Не лает- не кусаетне пускает Закрываются – открываются)

5.Работа по учебнику. Упражнение №153 (письменно).

6.Составление рецепта приготовления салата «Оливье»

Каждая группа составляег рецепт салата, использұя в нём предложения с однородными членами.

7.Сосгавление кластера на тему «Однородные члены предложения»

8.Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая ңачало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным — ставите цифру 1, если нет – 0.

1.Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные.(І)

2.Обобщающие слова всегда стоят перед ОЧП. (0)

3.Если обобщающее слово стоит впереди ОЧП, то перед ОЧП ставится тире.(О)

  • Итак, какая цифрау вас получилась? (100.)
  • Молодцы, сегодня вы поработали на 100 процентов.
  1. Комментирование оценок 1 мин.

Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика

Вид задания Отметка
  1. Домашнее задание 1 мин.

Подготовить сообщение по теме: «Сложное предложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *