Урок биологии в 7 классе «Многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека»


Шакпакова Гульмира Амантаевна

учитель биологии

гимназии №2 Г.Хромтау Актюбинской области

Цели урокадидактическая – создать условия для формирования учебно – познавательных компетенций средствами критического мышления;

образовательная – организовать изучение школьниками многообразия и значения в природе паукообразных;

 развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» и информационных компетенций (навыков работы с разными источниками знаний, включая поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу);

воспитательная способствовать усилению познавательной активности и формированию экологической культуры обучающихся , воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование:

Слайд – презентация, проектор, компьютер, экран

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся.

Тексты сообщений о паукообразных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Технология: технология критического мышления с элементами дидактической игры.

Ход урока

  Элемент урока по структуре ППТ   Вид работы время
1 Пропедевтическая практика Вызов «Мудрость  притчи» 3мин
2 Ориентация    «В стране знаний» 8мин
3 Презентация Осмысление «К новым вершинам» 5 мин
4  Практика на примерах   «Работаем  сообща» 10мин
5  Управляемая   практика    «Прояви себя»  10мин
6    Независимая практика   «Минуты творчества» 5 мин
 

 

7

Домашняя самостоятельная практика Рефлексия

 

«Это вы сможете» 2мин
8 Итог урока

 

 

 

Рефлексия 2  мин
 

 

 

 

 

Вид работы Деятельность учителя

 

Деятель

ность

учащихся

 

 

 

 

 

Ста-

дия вызо-

ва

«Муд

рость прит

чи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В стра-

не  зна

-ний»

 

 

 

 

 

 

 

По

каз видео-филь-ма

 

 

 

 

 

 

«К

но-вым вер-ши-нам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рабо-таем сооб

ща»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«К вер-ши

нам зна-

ний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синк

вейн

Психологический настрой

 

Наш сегодняшний урок я хочу начать с одной древнегреческой легенды.

На всю Лидию славилась своим мастерством Арахна – дочь красильщика тканей из Колофана. Она пряла такие тончайшие нити, что полотна из них получались прозрачные, как воздух. Не было на земле искуснее Арахны, никто из смертных не умел так прясть и ткать. Возгордилась Арахна и решила вызвать на состязание саму богиню Афину -дочь Зевса-громовержца.

Верхом совершенства была и работа Арахны, не уступающая по красоте покрывалу богини. Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила гордую челноком. Афина пожалела искусницу, спасла ее, но при этом сказала: “Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать и перейдет это наказание на твое потомство”.

Богиня превратила Арахну в паука. С тех пор висит паук-Арахна и ткет из тончайших нитей паутину.

1.      Для того чтобы определить тему урока обучающиеся отгадывают загадки о пауках.

А) Один семерых положил.

Б) Не поп, а с крестом.

В) Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

Г) Тоньше этой пряжи не найдешь в продаже (паутина).

Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Формулирование учащимися цели урока, ее корректировка учителем. На экране появляется слайд «Цель урока».

Обучающиеся выполняют задание учителя, вставляя пропущенные слова в  «разорванную шпаргалку»       Тело паукообразных подразделяется на ……………….. с конечностями и ………….., которое может быть расчлененное, как у скорпионов и сенокосцев, или нерасчлененное, как у пауков и большинства клещей. На головогруди у паукообразных расположены …………… глаза и конечности. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или ………….., служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или ……………… , играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы. Кроме ротовых конечностей, паукообразные имеют …………..пары ходильных ног. Дышат паукообразные воздухом и имеют органы воздушного дыхания – …….. или трахеи. Нервная система ………………….. типа. Кровеносная система ………..

 

 

Физ пауза

 

 

Руки вверх – рак, руки в стороны – паук, наклон вперед – рак и паук.

10 ног (рак)

8 ног (паук)

дышит легкими (паук)

дышит жабрами (рак)

хитиновый покров (рак и паук)

глаза простые (паук)

глаза сложные (рак)

отделы тела головогрудь и брюшко (рак и паук)

Стадия осмысления.

На столах лежат печатные тексты сообщений. Ученики могут слушать и одновременно читать информацию о представителях паукообразных.

Текст № 1. Отряд Клещи.

Известно около 20 тыс. видов клещей. Размеры от 0, 05 до 30 мм. В отличие от других членистоногих их тело слитное, у личинок 3 пары ног, у большинства нимф и взрослых – 4 пары. Ротовые органы в виде «головки». Органы чувств рассеяны на теле и лапках. Конечности в зависимости от способа питания и образа жизни заканчиваются коготками, иглами или присосками, которые позволяют цепляться за шерсть животных, прокалывать их кожу, а также захватывать добычу и размельчать пищу. Многие откладывают яйца, встречаются и живородящие виды. Живут клещи 30 – 50 суток и откладывают от 15 до4000 яиц. Образуют от 1 до 20 и более поколений в год. Распространены повсеместно во всех четырех средах жизни. Среди клещей встречаются почвообразователи, хищники, паразиты (вызывают дермиты, чесотку), переносчики инфекционных заболеваний (энцефалитов, тифов), промежуточные хозяева ленточных червей, амбарные клещи повреждают зерно и зернопродукты.

Текст № 2

Переносчиками опасного заболевания весенне-летнего энцефалита служат иксодовые клещи, обитающие в таежных лесах. От укусов паразитов можно уберечься, если во время «клещевого» сезона (начало лета) через каждые 2 часа осматривать свое тело и одежду. Есть и противоклещевые репелленты. Если же клещ удобно и прочно обосновывается в коже, его нельзя вытащить неповрежденным: его зазубренные челюсти отрываются, остаются в ранке и вызывают нагноение.

Текст №3 Паутина и шелк.

Шелк паука – необычный материал. Одна из его особенностей – огромная прочность. Нить шелка толщиной с карандаш способна остановить Боинг-747, летящий на полной скорости. Мы все еще не можем создать такой материал, несмотря на все наши технологические достижения. У паука есть несколько желез, расположенных в животе, которые производят паутинный шелк. Каждая железа производит шелк для особой цели. Известны семь различных желез. Но разные виды пауков обладают только несколькими из этих желез, а не всеми сразу.

Железы известные как Glandula Ampulleceae – главная и вспомогательная используются для производства шелка нитей для перемещения. Glandula Pyriformes используется для производства нитей для прикрепления. Glandula Aciniformes производит нити для герметизации добычи. Glandula Tubiliformes производит нить для коконов. Glandula Coronatae используется для производства липких нитей.

Текст № 4 Размножение

Пауки должны размножаться, и поэтому есть самцы и самки. Самцы часто меньше и более разноцветные, чем самки. Самцов можно легко опознать по педипальпам, точнее по продолговатым луковицам на их концах,

После спаривания самцы некоторых видов должны быть чрезвычайно осторожны, так как иногда самки пытаются убить самцов и использовать их в качестве пищи. Хотя часто самцу удается спастись. Самцы некоторых видов не заботятся больше о своей жизни после спаривания и дают себя съесть без возражений. Другие виды живут вместе счастливо в течение долгого времени после спаривания. У разных видов большое разнообразие в половом поведении. Мужские особи большинства видов живут недолго после спаривания, потому что их цель достигнута и выполнена.

Самки часто живут дольше, чем самцы. Некоторые самки умирают после того, как высидят яйца, а некоторые даже могут быть съедены своими детьми. Другие могут жить еще около года. Большинство самок охраняют свои яйца и паучат. Пауки-волки носят свой мешок с яйцами на своих прядильных органах, а молодняк – на своей задней части до их первой линьки. А вот Пауки-кругопряды охраняют свой мешок с яйцами.

Во время сообщений на экране можно увидеть слайды с рисунками, фотогрфиями разных видов паукообразных.

Ученики, прослушав и прочитав текст сообщений, составляют «тонкие» » вопросы, задают их выступающему.

Например. Существуют ли полезные клещи, и какую пользу они приносят? Как уменьшить риск заболевания энцефалитом? Что нужно делать в том случае, если произошло присасывание таежного клеща?

Дидактические игры.

1) Пятый – лишний. Обучающиеся должны определить, какое слово из пяти является лишним. Ответ необходимо пояснить.

Среди словосочетаний шесть пар конечностей, паутинные бородавки, хелицеры, фасеточные глаза, внеполостное пищеварение лишним является фасеточные глаза. (У пауков глаза простые).

В списке родов тарантул, каракурт, краб, сенокосец, скорпион лишний краб. (Представитель класса ракообразных)…

2). Викторина. Обучающиеся отвечают на вопросы, проявляя свою смекалку и эрудицию.

Зловещее имя этого паука в буквальном переводе с тюркского языка означает черная смерть. (Каракурт)

Во многих странах Европы «Нити Богородицы» – примета наступающей осени. А ткут эти нити… (пауки)

Чем наполняет свое подводное жилище паук – серебрянка? (Пузырьками воздуха)

Рассказы об этом паукообразном можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем «фауны» преисподней. Назовите это животное. (Скорпион)

В Китае ее называли «ткань восточного моря», в Полинезии из нее делали нитки для шитья. В начале 18 века она стала сырьем для изготовления перчаток и чулок. Образцы ее представлены в Академии наук и вызвали всеобщее восхищение. О чем идет речь? (О паутине)

В VII столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошел известный испанский танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук? (Тарантелла, тарантул).

3) Игра «Верю – не верю» .

1Самый крупный представитель паукообразных – тропический паук – птицеед терафоза, обитающий в Южной Америке. Размах его конечностей составляет 26 см. при длине туловища 10 см. (Да)

2Самый крупный из пауков, встречающихся на территории нашей страны, – ядовитый русский каракурт, обитающий на юге Европейской части в степях. Длина тела самок достигает 3, 5 см, а самцов 2, 5 см. (Нет. Правильный ответ – тарантул.)

3 Самую большую ловчую сеть из паутины строят пауки крестовики. (Нет. Правильный ответ – пауки ткачи из рода нефила. Длина окружности их сети около 6 м.)

4. Бычий клещ за 3 недели , пока развивается из личинки, высасывает столько крови, что увеличивает свой вес в 10 раз. (Нет. Правильный ответ – в 10000 раз).

5 Геродот, Антиох, Филипп II и папа Клемент VII умерли от чесотки (Да)

6Самыми ядовитыми считаются бразильские «бродячие» пауки из рода фонетриа, они выделяют сильнейший яд нервно – паралитического действия. Также очень ядовиты североамериканский паук черная вдова и среднеазиатский каракурт (черная смерть). (Да).

7Большинство скорпионов – живородящие паукообразные. Самка пестрого скорпиона вынашивает своих детенышей почти год. (Да).

Игра «Да – нетка»

.1Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.  (да)

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.(да)

3.Брюшко членистое. (нет)

4. Брюшко нечленистое. (да)

5. Животные имеют 4 пары ног.(да)

6. На голове есть усики.(нет)

7. Усиков нет.(да)

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.(нет)

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их. (нет)

10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. (нет)

11. Органы дыхания – жабры. (нет)

12. Дыхание трахейно – лёгочное.(да)

13. Кровеносная система незамкнутая.(нет)

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. (да)

15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.(да)

16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды. (да)

17. Раздельнополые животные.(да)

Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.

Синквейн по теме: «Паукообразные» Например, Пауки

Бегают, затаиваются

Красивые, опасные, ужасные

Приспособились к жизни на суше.

 

 

 

Учащие-

ся слушают и отвечают на вопросы

 

За что была наказана Арахна?

 

 

 

Учащие-

ся дают ответы: паук, паутина

 

 

 

 

 

 

В шпаргал

ке пропущены слова: голово-грудь, брюшко, простые, хелицеры, педипальпы, четыре, легкие, узлового, незамкнутая.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  с дополни

тельной информа

цией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащие-

ся составляют «тонкие»

 вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащие

ся дают ответы;

Фасеточные глаза, краб,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каракурт, пауки ,пузырь-

ками воздуха, скорпион, о паутине, тарантул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащих

ся:

1) да

2)нет

3)нет

4)нет

5)да

6)да

7)да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1 .да 

2.да

3нет

4. да

5. да

6. нет

7 да

8.нет

9 нет

10.нет

11.нет

12.да

13,нет

14.да

15.да

16 да

17.да

.

 

 

 

 

Учащие

ся зачиты

вают синк

вейн

  Ста

дия размышле

ния и реф

лек

сии.

  1. Что нового вы узнали на этом уроке?

Многие боятся пауков. Боязнь пауков называется арахнофобия. Как вы думаете, обоснованы ли эти страхи? Можно ли сказать, что все пауки опасные и приносят вред?

  1. Проведите самооценку работы на уроке, заполнив таблицу.
Задания (1 балл)
Синквейн
Разорванная шпаргалка
Сообщение
Работа с текстом сообщений, составление вопросов
Игра «Пятый лишний»
Викторина
Игра «Верю – не верю»
Игра «Да – нетка»
итоги

 

 

Критерии оценок «5»-7–8

«4»-5-6

«3»-4-3

Выразите отношение к уроку с помощью свободного письма или рисунка.

Домашнее задание: составить кластер по теме: «Паукообразные».

заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *