Занятие по экологии в старшей группе “Сказка “Птичий мир”


Карпушина Галина Анатольевна

Воспитатель  ГККП  “Ясли/дет. /сад “Снежинка”

Акмолинская область , Буландынский район г. Макинск

Область: Познание.

Раздел: Экология. Физкультура.

Цель: Обогащать и углублять представления детей о птицах (особенностях строения, внешнем виде, месте обитания, образе жизни). Развивать умение сравнивать по признакам, закрепленном в модели, умение использовать модель в качестве плана рассказа.

Совершенствовать разные виды движений: прыжки, ходьба, общеразвивающие упражнения. Развивать координацию движений.

Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Словарная работа: оперенье, сюртук, шныряет.

Билингвальный компонент: Сауысқан сорока, қарға – ворона, торғай – воробей.

Материал и оборудование: шапочки с изображениям вороны, сороки по количеству детей, силуэты деревьев (дуб, сосна, ель) силуэты птиц (снегирь, синица, ворона, сорока, воробей, сова) иллюстрация птиц шапочка совы, фонограмма голоса птиц, спокойная музыка.

Мотивационный побудительный этап: Ребята, сегодня мы с вами сочиним сказку и сами будем участвовать в ней, как главные персонажи: А называться будет наша сказка «Птичий мир».

Организационно – поисковый этап: Жили были две очень интересные птички. Отгадайте, кто они.

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей

Прячется в зеленых кронах

А зовут ее … (Ворона)

Дети по картинке описывают внешний вид вороны.

Ворона: – крупная птица. Голова, клюв, хвост, горлышко, крылья и лапы черные, а все остальное серое.

Ребята, представьте себе, что вы вороны. Покажите, где у вороны серая окраска.

Дети показывают, проводят руками от шеи до груди, животу, бокам.

А ну – ка, воронята, помашите крыльями. Какого они цвета?

Дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: «Черные».

– Как кричит ворона?

– Кар – кар – кар.

Послушайте стихотворения и изобразите то, о чем в нем говорится.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весела вороны

– Кар – кар – кар.

 

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали

– Кар – кар – кар.

 

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают

– Кар – кар – кар.

Звучит музыка. Дети бегают за воспитателем, размахивая руками, как крыльями. Потом садятся на корточки и засыпают.

А другая птица:

Трещала с самого утра

По – р – ра! По – р – ра!

А что пора?

Такая с ней морока

Когда трещит… (Сорока)

Воспитатель: покажите, где у сороки белые перышки.

Дети проводят руками по груди, животу, бокам.

Давайте покажем, как могут ходить эти птицы.

– Ходьба обычная

– Ходьба на носках

– С высоким подниманием колен

– Мелким и широким шагом.

Сорока с вороной любили приглашать к себе в гости разных птиц особенно они любили.

Ты с модницей этой

Конечно знаком

Вертушки на месте

Никак не сидится

Все хвалится

Желтым своим сюртуком

И шапочкой модной гордится (Синица).

Рассматривают иллюстрации с изображениям синицы.

Синица: – оперенье яркое и красивое. Кажется что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Покажите, что у нее желтого цвета.

– Дети гладят себя по животикам

– А где у синицы синий цвет

– Дети поднимают руки над головой, замыкают в замок и выполняют движения взад – вперед, изображая шапочку синички.

– Погладьте себя по щекам

– Какого они цвета у синички?

– Белые

Очень любили сорока с вороной, когда к ним в гости прилетали:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири).

Снегирь – спинка синевата – серая хвост и крылья черные, а грудка ярко – красная…

Дети показывают снегиря на картинке. Как вы его узнали.

– У него красный животик. Гладят себя по животикам.

– Ребята, если бы вы были снегирями, как бы вы вели себя.

И. п: в приседе, достают руками до пола и медленно поворачивают головы влево и вправо.

Поможете, что особенного в полете снегиря.

Дети имитируют волнообразный полет снегиря (произвольное выполнения).

Но чаще всех у них в гостях была птичка, которая не разу в жизни ни cделала шагу. Как вы думаете, как ее зовут. Отгадка кроется в загадке.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает.

– Покажите, ребята, как воробьи передвигаются.

– Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед.

А сейчас отгадайте еще одну загадку.

 

 

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Спать ляжет в дупло (Сова).

Правильно, сова ведет ночной образ жизни. Днем спит, а ночью охотится за мышами, лягушками, насекомыми. У совы острое зрение и слух, мягкое густое оперенье, поэтому она летает бесшумно.

Ночь вышла в свои права

В путь пускается сова

Всё глаза огромные

Видят ночью темную. (Берестов).

Добычу сова схватывает лапами, на пальцах у нее большие когти. Давайте поиграем в игру «Совушка». Когда я говорю: «Все оживает, день наступает». Вы бегаете, играете, изображаете разных птиц. Когда я скажу «Ночь наступает, все замирает, сова на охоту вылетает». Вы должны моментально замереть в разных позах. Кто пошевельнется, того сова забирает к себе в дупло.

Молодцы, ребята весело играем.

Птицы – наши друзья. Их нужно беречь и заботится о птицах.

Сценка «В ответе за природу».

Мальчик:  Раненая птица в руки не давалась

Раненая птица – птицей оставалась

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

На траве кровавой вздрагивала птица.

Девочка:    Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят

Их жалейте, люди. Не губите зря.

Ведь без птиц нет неба

А без рыбы моря

А земля без зверя – не земля.

Мальчик:  Люди – исполины, люди – великаны

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрастие, воля бесконечна

И должно быть сердце, сердце человечье

Девочка:   Люди человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом, как то расплатится

Пусть расправит крылья, раненая птица.

Рефлексивно – корректирующий этап.

Сорока и ворона проводили гостей, а сами легли спать. А наша сказка о птицах закончилась. Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили. Я предлагаю каждому из вас побыть птичкой, которая ему больше всего понравилась. А по вашим движениям, я постараюсь отгадать, каких птичек вы изображали.

Дети выполняют произвольные движения, имитируют движения птиц (2 – 3 минуты).

Ожидаемый результат.

Знать: особенности строения, внешний вид, образ жизни птиц.

Иметь: преставление о мире птиц умение сравнивать их с другими птицами.

Уметь: Имитировать движения птиц; сравнивать их по признакам, заботится о птицах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *