Открытый урок «Загадочный мир русских народных сказок»
Учитель русского языка и литературы
Дюсенова Гульнар Кожмухамматовна
Акмолинская область, Зерендинский район, Чаглинская средняя школа
(песня №1)
Цели:
– уточнение и обогащение знаний детей о русских народных сказках, о главных героях сказок;
– развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности;
– воспитание интереса и уважения к наследию устного народного творчества;
– нравственное воспитание учащихся через сказки;
– развитие творческих способностей учащихся, раскрепощение детей через театрализацию;
– воспитание взаимопомощи и сотрудничества, чувства «здорового» соперничества.
Задачи:
приобщать детей к народному творчеству;
формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
мультимедиа проектор;
«сказочные» предметы;
элементы костюмов для инсценировки сказки;
разучивание стихотворений, песен, ролей героев сказки;
рисунки и фотографии для презентации
Ход классного часа
Объявление темы классного часа
Учитель:. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами вспомним полюбившиеся всем нам русские народные сказки. Ребята моего класса на протяжении пяти лет знакомились со сказками. Они слушали сказки, читали их сами, участвовали в постановках сказок, рисовали сказочных героев. Сегодня наступил важный момент для подведения итога – проверки знания ребятами русских народных сказок. Кроме этого пятиклассники познакомятся с историей появления русских народных сказок. А это должен знать каждый ребёнок . А в заключении мы представим вашему вниманию премьеру спектакля одной замечательной и мудрой сказки. Ну что же, начинаем.
Рассказ ученика «История русских народных сказок»:
Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества.
В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. Таким образом, сказки дожили до тех времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира.
Слово «сказка» произошло от слов: « сказывать» , «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.
Слово учителя:
Конечно, существуют и авторские сказки и вы их хорошо знаете.
– Ребята, вспомните и назовите писателей, со сказками которых вы познакомились.(ответы ) Молодцы!..
– Ребята, как вы думаете, для чего были придуманы сказки?(ответы)
– Чему учат сказки? (ответы)
Но сегодня мы с вами будем говорить только о русских народных сказках.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат. Не зря про сказку сочинили такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».
Учитель: -А вы любите сказки? (ответы детей)
– Кто впервые познакомил вас со сказкой? (ответы детей)
– Ребята, а вы знаете, когда появились первые сказки? (ответы)
– Что означает слово сказка? (ответы)
– От какого слова произошло слово «сказка»?
– Когда появились русские народные сказки?
– Кто является автором русских народных сказок?
Учитель: Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке(музыка).Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
(Видео № 1)
Айнур : Ой, куда я попала ? Здравствуйте ребята и гости . Я одна из героинь сказки «Морозко». Позвольте узнать, кто вы, гости дорогие? Откуда вы прибыли?
Азамат: Мы ученики 5 класса. Очень любим путешествовать по сказкам.
Айнур: Хорошо ребята. Вы очень мне нравитесь. Я живу в царстве чудес и волшебства. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы- самые высокие , терема расписные, птицы самые звонкие, а чудища самые страшные. Предлагаю вам стать героями моей сказки. Согласно ли вы?
Класс: Да…
Айнура: Для этого нужно пройти тяжкий и далекий путь. По дороге нам встретятся много персонажей из разных сказок.
Презентация № 2 дорого
Песня №2 баба яга
Баба яга : Куда вы собираетесь? Я не дам вам дальше пройти . Главное – никакого покоя от вас!
Класс: Пожалуйста, Баба – Яга, нам срочно нужно пройти.
Баба – Яга: Хорошо, я дам вам шанс! Хочу, детки, проверить, знаете ли вы сказки? Если не отгадаете, съем вас!
- Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате. ( Баба Яга )
- Сказочный лесной обитатель, подручный той неприятной старухи, имя которой вы только – что отгадали (Леший )
- Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляется слово «Болотная». ( Кикимора )
- Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как – бы навредить людям. ( Чёрт )
- Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. (Кощей Бессмертный)
- Девушка необычайной красоты, которая живёт в озере (Русалочка )
- Огромный зверь со множествами голов (Змей Горыныч )
- Как зовут если не царь, то во всяком случае большого начальника в подводном царстве. ( Водяной)
- Чудовище – свистун, которого победил и взял в плен Илья – Муромец. (Соловей – Разбойник)
- Милый маленький человечек, который живёт в каждом доме и охраняет его (Домовой )
Баба – яга: ладно, ребята, вы победили. пойду я на свою печь.
Айнура: Перед нами стоят чудища и вредители, разбойники да грабители. От них то беда, то ущерб, то потрава – словом – это Змей Горыныч.
Змей Горыныч: Если вы хотите пройти, то нужно узнать песню по музыке и спеть что-то из нее.
- 1. Кабы не было зимы
- 2 Три белых коня
- 3 Антошка
- 4 Песенка Водяного
Змей Горыныч: Молодцы, ребята. Теперь вы можете отправиться дальше.
Айнура: Наше путешествие подходит к концу, наша дорога заканчивается.
Соловей – Разбойник (Свист… ) Я люблю очень стихотворения. Прочтете стихи о сказках –пропущу, а нет – засвищу…
Чтец 1
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Чтец 2:
Кто в детстве сказок не читал
Считай, полжизни потерял,
Друзей прекрасных не узнал
А ты читал? А ты читал?
Чтец 3:
Со сказкой доброй подружись
И вмиг она тебя
За реки и моря.
Познаешь с нею ты добро
И победишь любое зло.
Соловей –разбойник: Проходите дальше…
Айнур: Дорогие ребята, я теперь видела, как вы дружно прошли этот путь и убедилась, что вы можете стать героями сказки.
Инсценировка сказки «Морозко»
Дети понравилась вам сказка ? Чему они учат? (Ответ детей)
Дети…Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч
Метки: литература? сказки, Открытый урок «Загадочный мир русских народных сказок», урок русского языка и литературы? скачать открытый урок по русскому и литературе