Внеклассное мероприятие: Беседа для учеников струнного класса на тему: «Квартет»


Юрченко Марина Анатольевна
преподаватель кл. скрипка Детская музыкальная школа Зеленовского РОО с.Дарьинское

Цель беседы: познакомить учащихся с камерно-инструментальным  жанром – квартетом.

Задачи:

-дать определение квартету

-познакомить учеников  с историей создания квартета

-изучить состав квартета

-обогатить знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов(научить различать их тембровую окраску)

-дать представление о звучании и репертуаре квартета

-развитие кругозора учащихся

-развитие эмоциональной отзывчивости

Ход беседы:

В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов. Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. — в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.  Наибольшее распространение  получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Квартет весьма универсальный ансамбль. Смотрите сами:

виоланчель – «мама» струнного смычкового семейства. Самый низкозвучащий инструмент в квартете, но при этом обладает очень широким диапазоном, и может выполнять как роль баса, так и быть солирующим инструментом. Этот струнный смычковый инструмент басового регистра обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения. Недаром великие композиторы так много внимания уделяли этому инструменту в своих произведениях.

альт – не менее универсальный инструмент, так как способен исполнить множество приемов. Является «сердцем» квартета, потому что связывает тембрально-функциональный верх и низ квартета. У альта менее яркая, чем у скрипки, но мягкая и густая звучность.

Скрипка-струнный смычковый инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу струнного квартета. В квартете две скрипки.

У второй скрипки одна из самых сложных задач. Она должна быть не лучше первой, при этом часто помогает объединиться первой скрипке и альту.

На первую же скрипку ложится задача солиста и «командира», ведь чаще всего первая скрипка исполняет мелодию, а основой музыкального формообразования служит мелодия, а не аккомпанемент. Поэтому яркая, уверенная игра первой скрипки объединяет весь квартет в едином музыкальном движении.

Предлагаю учащимся  музыкальную игру « Угадай инструмент». Включаю запись музыкальных фрагментов:

1.Паганнини « Каприс №24»для скрипки

2.Лолашвили «Адажио» для альта и струнных

3.Бах «Прелюдия»  виоланчель

Прослушав мелодии, дети по тембру звучания должны угадать инструмент.

Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.
Сочинения для струнного квартета стали создавать начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки. Среди них — произведения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса.
Первыми использовали квартеты композиторы Мангеймской школы. В Италии много струнных квартетов написали Антонио Саккини (1730—1786) и Луиджи Бок-керини (1743—1805).
Гайдн и Моцарт создали невероятное количество шедевральных квартетов. Романтика, авангард, неоклассика-каждая эпоха внесла значительный вклад в развитие квартета. Все великие композиторы сочиняли квартеты для струнного квартета.
Квартеты заняли видное место в творчестве Шуберта.
В России струнный квартет начал культивироваться с XVIII в. В этом жанре писали: Бортнянский, Алябьев (3 струнных и 1 для 4 флейт), Даргомыжский (2), Рубинштейн (10). Новым этапом в развитии жанра квартета явились произведения Бородина (2 струнных квартета ; 2-й — с Ноктюрном), Чайковского (3, 2-й с Andante cantabile), Танеева (9).

Тонким мастерством отличаются 7 квартета Глазунова (наиболее известен 3-й, «Славянский»). В творчестве советских композиторов струнный квартет занимал значительное место. Известностью пользовался квартет Мясковского (13), Прокофьева, Глиэра, Шебалина. Крупнейший вклад в квартетную музыку внес Шостакович — автор 10 квартетов.

Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Так, в основу широко известной второй части Первого струнного квартета положена русская песня «Сидел Ваня на диване». Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Сегодня они самые исполняемые в мире.

В ходе беседы были прослушаны:

1.Бородин « Квартет №2»(2 часть «Ноктюрн»)

2.Карл Дженкинс «Palladio» для квартета

3.А.Жубанова « Струнный квартет№1»

4. П.Чайковский «Квартет№1»

В ходе слушания квартетов, ученикам было дано задание определить ведущий инструмент (инструмент, который проводит тему) и инструмент, которому он передает эту тему.

Также были загаданы следующие загадки:

В симфоническом оркестре ее голос самый главный

Самый нежный и певучий , коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки,

Назовите ка ребята, инструмент волшебный… (скрипка)

Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки,

Он, ее ближайщий друг, но немного ниже звук,

Есть и струны и смычок, он в игре не новичок.( альт)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет – по разному звучать он может.

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко,

Он звуком бархатным поет и сразу за душу берет,

Не контрабас и не свирель, зовут его ….(виоланчель)

В этом маленьком оркестре лишь 4 музыканта

Каждый музыкант – маэстро,

Все – великие таланты,

Мне скажи, неутаив , как зовется коллектив…(квартет)

В конце беседы предлагаю детям инсценировать игру квартетов. Каждый ученик отвечал за свой инструмент. После чего провожу небольшой срез знаний о квартете.

Анализ.

11 декабря  в 12.00 для учеников струнного класса была проведена беседа на тему « Квартет».

Ученикам было рассказано что такое квартет, когда  появился первый струнный квартет, из каких инструментов состоит однородный струнный квартет. Каждый инструмент был раскрыт  в доходчивой для детей форме, было прослушано звучание каждого из них.

Дети принимали активное участие в беседе: угадывали загадки об инструментах; при прослушивании квартетов угадывали какой инструмент ведет мелодию и какому инструменту передается эта  мелодия. С удовольствием ребята  делились на команды из 4 человек  (каждая группа – семья смычковых)  и под музыку изображали игру квартета струнных смычковых инструментов, не только однородных, но и смешанных.

В конце беседы был проведен небольшой срез знаний. Цель беседы достигнута.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *