Прикладной курс по математике «Решение логических задач »


Лабуш  Наталья Борисовна
 учитель математики КГУ «Лебяжинская средняя школа» СКО, район М. Жумабаева, с.Лебяжье

Пояснительная записка
Прикладные курсы (от лат. Elektus – избранный) – учебные предметы, содержание которых позволяет удовлетворить интересы в соответствии с личностными наклонностями по выбору учащихся, которые реализуются за счет ученического компонента учебного класса.

Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, при том не только стандартные, но  и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности (Д.Пойа)     .

Актуальность и значимость курса:

Сегодняшняя значимость  школы, вызванная информатизацией общества, направлена на гуманизацию образования, она ставит перед школой основную задачу – подготовить школьника к повседневной жизни в современном информационном обществе.

Особо важную роль на этапе предпрофильной подготовки учащихся играют так называемые интегрированные прикладные курсы, находящиеся на стыке предметных и меж предметных курсов, в основе преподавания которых лежит сочетание меж предметного и индивидуального подходов к обучению. При этом реализация данных подходов способствует самоопределению школьником сферы своих научных, технических, профессиональных интересов.

На данном этапе развития общества важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности по решению “логических задач” в совокупность приемов человеческого мышления включаются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация и т. п. Вообще, решение задач – основная учебная деятельность на уроках математики, при этом развиваются как прикладная, так и творческая стороны мышления. К тому же, изучение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес, как к задачам обозначенного типа, так и к математике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых математика становится личностно-значимым предметом.

Прикладной курс «Решение логических задач» предназначен для обучения решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики.

Данный прикладной курс рекомендуется для учеников 10 классов и ориентирован на развитие у детей способов умственной и исследовательской деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает житейские, сказочные и математические ситуации.

Курс позволит углубить, обобщить ранее приобретенные школьниками программные знания по математике, информатике, позволит увидеть уникальность, высокую абстрактность математических объектов ,   покажет широкие возможности применения математики в технике, искусстве, в практической деятельности, в быту, применения математики к анализу текста литературных произведений, задач, научит применять логику и здравый смысл к решению различных, в том числе, и жизненных задач .

Содержание данного курса предполагает решение большого количества логических задач, поскольку решение задач – это практическое искусство, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача непременно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность.

Цели курса:

– Образовательная цель: актуальность для  учащихся, самоопределение своих интересов в сферах науки, техники искусства, подготовка к осознанному выбору профиля посредствам решения логических задач.

– Развивающая цель: формирование у школьников целостного представления о математике в многообразии её межпредметных связей, позволяющее привести в систему ранее полученные знания о способах решения логических задач, увидеть широкие возможности применения математики в различных отраслях знаний и наоборот, увидеть уникальность, высокую абстрактность, и, вместе с тем, широту применения математических объектов.

– Воспитательная цель: формировать интеллектуально-личностные качества учащихся, создавая творческий потенциал, способный к конкуренции, формирование логической культуры школьника.

Задачи курса:

– способствовать формированию у школьников сферы научных, технических, профессиональных интересов, их самоопределение в выборе профиля;

–  показать возможности применения логики для анализа текстов литературных произведений, решения текстовых задач различных отраслей науки, практической направленности

–  развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение, правильно говорить о действиях своего и чужого мышления, находить ошибки в рассуждения оппонентов.

Программа прикладного курса

Программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах

• решение  познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма)

• работа с текстами различных стилей, понимание их специфики

• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза

• пользование мультимедийными  ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Основные виды и формы деятельности учащихся

Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев.

Изучение курса осуществляется посредством   активного   вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:

– введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения, что возможно благодаря уже имеющимся у учащихся знаний по математике, литературе и другим школьным предметам, активизации и развитию интеллектуальных умений учащихся;

– уроки “общения”, на которых еще раз разбираются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках каждый ученик побывает в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;

– решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;

-самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.

Основные методы обучения:

· Словесный

· Наглядный

· Репродуктивный

· Практический

· Проблемно-поисковый

· Частично-поисковый

· Исследовательский

· Информационный

· Анализ и синтез

Формы проведения занятий:

-Урок-зачёт

-Урок-практикум

– Семинар

-Математический турнир

-Урок-игра

– Защита исследовательских работ

Важное место уделить способам общения учащихся на занятиях, которые содержат парные, групповые, коллективные решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, в защиту решения, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля.

В результате изучения курса учащиеся должны:

– понимать сущность понятия “логическая задача”;

– знать алгоритмы решения алгоритмических логических задач и уметь применять их на практике;

– знать алгоритм творческой деятельности по поиску решения неалгоритмических логических задач и уметь применять его на практике;

– уметь выполнять небольшие исследовательские работы, владеть приемами их защиты;

– уметь решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов, составлением таблиц истинности, составлением и упрощением логических формул по тексту задачи;

Календарно-тематическое планирование прикладного курса


Тема
Час
Дата
1
Вводное занятие. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки
1

2
Вводное занятие. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки
1

3
Задачи – шутки
1

4-5
Задачи на логику счета
2

6
Игра «Головоломки»
1

7-8
Исследовательская работа «Логика в практике человека»
2

9
Защита исследовательских работ
1

10-11
Старинные занимательные задачи
2

12
Задачи-загадки
1

13-15
Задачи на затруднительные ситуации
3

16
Контрольное тестирование по итогам 1 полугодия
1

17-18
Задачи с практическим содержанием
2

19-20
Настоящие логические задачи
2

21-23
Переправы, разъезды, погони
3

24-25
Решение олимпиадных задач
2

26
Игра «Лабиринт смекалки»
1

27-28
Задачи на переливание
2

29
Логический детектив
1

30
Турнир смекалистых
1

31-32
Исследовательская работа «Логика в жизни моей семьи»
2

33-34
Защита исследовательских работ
2
Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки.

Понятие « логическая задача». История возникновения логических задач. Значение логических задач в развитии мышления и приёмы мыслительной деятельности, способствующие развитию умения решать логические задачи. Логические задачи для разминки.

Установочное тестирование для определения уровня развития логического мышления.

Тема 2. Задачи – шутки.

Из истории возникновения задач-шуток. Задачи-шутки. Практическая работа по составлению задач данного типа.

Тема 3. Задачи на логику счета.

Из истории возникновения задач на логику счета. Задачи на логику счета и алгоритм их решения. Задачи данного вида олимпиадного характера. Проведение обучающей самостоятельной работы по группам.

Тема 4. Игра «Головоломки»

Форма проведения занятия – игра соревновательного характера. Математические ребусы и обобщённый алгоритм их решения. Обобщение знаний учеников по задачам-шуткам и задачам на логику счета.

Тема 5. Исследовательская работа «Логика в практике человека»

Основные положения по организации и проведению исследовательской работы. Обработка собранного материала по теме. Проведение творческой самостоятельной работы по группам.

Тема 6. Защита исследовательских работ

Защита исследовательских работ по теме «Логика в практике человека».

Оценка работ по номинациям:

-лучшие содержание;

-лучшее наглядное оформление;

-лучшее изложение и т. д.

Подведение итогов окончания четверти.

Тема 7. Старинные занимательные задачи

Из истории возникновения данного вида задач. Старинные занимательные задачи и алгоритм их решения. Моделирование ситуаций и нахождение путей их решения.

Тема 8. Задачи-загадки

Из истории возникновения задач-загадок. Решение задач данного вида. Выполнение упражнений по составлению задач-загадок (работа в парах).

Тема 9. Затруднительные ситуации

Задачи на затруднительные ситуации и алгоритм их решения (6 ситуаций). Моделирование ситуаций и нахождение путей их решения. Творческая самостоятельная работа в группах по разрешению проблемной ситуации. Защита своих решений.

Тема 10. Контрольное тестирование по итогам 1 полугодия

Проведение контрольного тестирования, анализ  функциональной   математической грамотности учащихся .

Тема 11. Задачи с практическим содержанием

Виды «практичных» и «непрактичных» задач, алгоритм их решения. Выполнение тренировочных упражнений по решению данного вида задач.

Тема 12. Настоящие логические задачи.

Законы мышления, понятие, суждение. Использование частичного поиска для решения задач на логику мышления. Выполнение упражнений на тему « Логические рассуждения».

Тема 13. Переправы, разъезды, погони.

Задачи на переправы, разъезды, погони, алгоритм их решения. Моделирование ситуаций и нахождение путей их решения. Выполнение творческой самостоятельной работы в группах. Защита своего решения.

Тема 14. Можете ли вы рассуждать логично? Подготовка детей к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру».

Тестирование на логику мышления. Задачи логического характера из сборника заданий международного математического конкурса «Кенгуру» прошлых лет. Практическое занятие по решению данных заданий.

Тема 15. Игра «Лабиринт смекалки»

Форма проведения занятия – игра соревновательного характера. Обобщение и систематизация знаний и умений решения задач изученных видов. Подведение итогов окончания 3 четверти.

Тема 16. Задачи на переливание

Задачи, решаемые на основе осознания исходных данных. Задачи на переливание и алгоритм их решения. Выполнение практических заданий в группах.

Тема 17. Логический детектив

Форма проведения занятия – урок – расследование. Значение логики в профессии людей. Выполнение практических заданий на умение проводить расследования по детективной ситуации. Обучающая самостоятельная работа.

Тема 18. Турнир смекалистых

Форма проведения занятия – турнир детективов. Расследование «Детективных дел», оценка данного расследования. Определение лучшего детектива.

Тема 19. Исследовательская работа «Логика в жизни моей семьи»

Обработка собранного материала по теме «Логика в жизни моей семьи». Проведение творческой самостоятельной работы по группам.

Тема 20. Защита исследовательских работ.

Защита исследовательских работ по теме «Логика в жизни моей семьи».

Оценка работ по номинациям:

-лучшие содержание;

-лучшее наглядное оформление;

-лучшее изложение и т. д.

Подведение итогов окончания изучения прикладного курса.

 

Список используемой литературы

1.  «Логические задачи», М. 2001 г.

2. «В царстве смекалки»- М. 1982 г.

3.  «Старинные занимательные задачи» – М. 1988 г.

4. Г.Штейнгауз «Сто задач» – М. 1982 г.

5. Р. Смаллиана «Принцесса или тигр» – М. 1985 г.

6.  Логические задачи. — М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

7. М.И. Башмаков Уроки математики. Выпуск 4. Учимся логике. — Санкт-Петербург “Информатизация образования”, 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *