Case study по дисциплине «Экономика предприятия» на тему «Издержки предприятия»


 Уразова Бакит Адилгереевна
 м.э.н., ст.преподаватель Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет

Производство  продукции связано с использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а в сельском хозяйстве, помимо этого, с использованием земельных  ресурсов.

Издержки производства – неотъемлемая часть любого производства. Они делятся на постоянные и переменные. В большей степени переменные издержки будут влиять на цену продукции, и соответственно на получаемую прибыль. К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, на энергию для технологических целей, на заработную плату производственных рабочих, начисления на оплату труда производственных рабочих.

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции – представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость представляет собой  текущие затраты предприятия по выпуску продукции, исключая расходы, связанные с управлением предприятием. Затраты по управлению цехами включаются в состав цеховой себестоимости.

Производственная себестоимость представляет собой цеховую себестоимость, увеличенную на сумму  общехозяйственных расходов ( расходы по управлению предприятие).

Полная себестоимость – это производственная  себестоимость, увеличенная на сумму расходов, связанных с реализацией продукции.

В зависимости от методов определения и сфер применения себестоимость принято классифицировать на плановую , фактическую и нормативную.

Плановая себестоимость определяется на основе экономических расчетов. В ее основе лежат усредненные, максимально допустимые нормы расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость, по сути, является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.

Фактическая себестоимость определяется фактическими затратами  на  производство и реализацию продукции и характеризует степень выполнения плана за отчетный период.

Нормативная себестоимость рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов.

Студенты решают различные задачи на вычисление издержек производства, разных видов себестоимости. Затем можно провести кейс-стади.

Цель кейса:

1.Как сохранить прибыль предприятия на уровне прошлого года, если изменилась рыночная конъюнктура.

Задачи:

1.                Как сохранить сегмент рынка

2.                Как снизить или оставить на прежнем уровне себестоимость продукции. Себестоимость продукции – это затраты на выпуск и реализацию одной единицы продукции.

Угрозы для предприятия: на рынке появились новые предприятия, производящие аналогичную продукцию.

Директор предприятия ставит задачу перед своими заместителями снизить производственные издержки. Те в свою очередь должны предложить меры по снижению производственных издержек и соответственно, себестоимость продукции.

Выбираются студенты на роль директора, замдиректора по производству, маркетингу, управлению персоналом. Они должны озвучить и обосновать свои решения.

Замдиректора считает, что можно заменить некоторые виды сырья и материалов на более дешевые. Это приведет к снижению цены продукции.

Замдиректора по сбыту предлагает усилить маркетинговую политику за счет агрессивной рекламы.

Замдиректора по работе с персоналом предлагает сократить численность производственных рабочих, тем самым снизить затраты на заработную плату.

После обсуждения и прений руководство предприятия приходит к решению.

Можно каждой группе дать свои численные данные. Можно использовать таблицы, графики. Данный Case study использовать на практическом занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *