Реферат на тему: «Аудит – независимый контроль»


Мендыгалиева Лаура

учащаяся IV курса специальности «Учет и аудит» Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Руководитель: старший преподаватель Калекешева Халила Хамитовна

Актуальность научно-исследовательской работы определяется тем, что в связи с развитием предпринимательства и рынка капитала возникает потребность в независимом профессиональном аудите. В развитии аудита заинтересованы не только собственники и управленцы, но и государство, поскольку такой профессиональный контроль позволяет более строго определять достоверность финансовой отчетности организаций и на этой основе принимать правильное решение.

Актуальность данной темы характеризует объективную необходимость исследования аудита финансовых результатов деятельности предприятия, полезность ее для удовлетворения научных, экономических и социальных потребностей общества.

Аудит – независимый финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль является формой негосударственного финансового контроля.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Согласно главе 1 п.3 Закона РК «Об аудиторской деятельности» аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Целью аудита является выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основные задачи аудиторского контроля:

– установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан;

– проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как обязательный, инициативный, внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит.

Внешний аудит направлен:

– на проверку и подтверждение достоверности показателей отчетов или констатации их недостоверности;

– контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов и собственного капитала;

– проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Внешний аудит может решать следующие задачи:

– по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учета;

– планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов;

– анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

– решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов.

Внешний аудит проводится на платной основе.

Внутренний аудит.

Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в организации может решать задачи по:

– проверке правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

– проверке наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

– экспертизе бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии техники ведения бухгалтерского учета;

– экспертизе достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

– разработке и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

– консультированию учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права; анализу хозяйственной деятельности и другие проблемы.

Обязательный аудит.

Обязательный аудит — ежегодная, обязательная, аудиторская проверка финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета предприятий.
Обязательный аудит проводится в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.
Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии, с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой отчетностью и аудиторский отчет.

Какие организации подлежат обязательному аудиту?
В соответствии с п.2 ст.5 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998г. «Об аудиторской деятельности» аудит является обязательным:

·         акционерные общества;

·         страховые (перестраховочные) организации и страховой брокер;

·         крупные участники страховой (перестраховочной) организации, владеющие (имеющие право голосовать) двадцатью пятью и более процентами голосующих акций страховой (перестраховочной) организации, а также юридические лица, в которых страховая (перестраховочная) организация имеет значительное участие;

·         накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;

·         крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный пенсионный фонд имеет значительное участие;

·         недропользователи;

·         банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;

·         субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;

·         организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;

·         хлебоприемные предприятия;

·         фонд гарантирования страховых выплат;

·         юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

·         хлопкоперерабатывающие организации.

Согласно приказу Министра финансов РК от 18 декабря 2008 года № 586 утверждены Правила представления финансовой отчетности в депозитарий, в соответствии с которыми организации ежегодно не позднее 30 октября года, следующего за отчетным, представляют в организацию, осуществляющую ведение депозитария — АО «Информационно-учетный центр» (далее — АО «ИУЦ») проаудированную годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Согласно пункту 5 Правил представления финансовой отчетности в депозитарий, организации, для которых аудит является обязательным в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, представляют в депозитарий также аудиторский отчет в электронном формате « AcrobatReader » ( сканированная копия подписанного и заверенного печатью аудиторской организации бумажного варианта) в срок до 30 октября года, следующего за отчетным.
Обращаем внимание на то, что организации с иностранным участием не подлежат обязательному аудиту. Это требование ранее имелось в налоговом законодательстве, действовавшем до 2002 года и предполагало проверку декларации и ее подтверждение аудитором, проводившим указанную проверку.

Инициативный (добровольный) аудит.

Проведение инициативного аудита чаще всего бывает связано с необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.). Многие кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть. Руководители организаций прибегают к инициативному аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств. Инициативный аудит дает возможность застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, проконтролировать эффективность работы бухгалтерии, а также подтвердить достоверность и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Инициаторами добровольных аудиторских проверок могут быть:

– Учредители, акционеры, желающие знать разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось средствами или какова отдача от произведенных акционером вложений;

– Руководители, директора при смене бухгалтеров, получении кредита;

– Бухгалтеры перед налоговыми проверками;

– Инвесторы, принимая ответственное решение о вложении средств в. то или иное предприятие и рискуя своими деньгами;

– Другие заинтересованные лица.

Цель инициативного аудита:

·         анализ и проверка данных бухгалтерского и налогового учета и устранение нарушений во избежание штрафных санкций, путем выявления нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении, документообороте;

·         проведение инвентаризаций активов и обязательств;

·         минимизация финансовых, хозяйственных, учетных и налоговых рисков собственника;

·         Проверка расчетов и соответствие финансовой отчетности.

В ходе инициативного аудита проверка может осуществляться как в целом по предприятию, так и по отдельным участкам.

В ходе проверки осуществляются:

– Правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, как в целом, так и по отдельным участкам;

– Комплексный анализ (и, в случае необходимости, – оптимизация) существующей системы бухгалтерского и налогового учета, финансовых потоков и документооборота.

В заключение отмечу, что возникновение аудита как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Понятно, что действительные собственники были заинтересованы в получении достоверной информации о финансово-экономическом положении «родных» предприятий и организаций, обоснованных заключений по их ближайшей и долговременной перспективе. Необходимо отметить, что аудиторская деятельность как таковая порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. В Законе РК «Об аудиторской деятельности» дается такое определение аудита: «Аудит проверка в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Аудит может проводиться в финансовых, экономических, юридических и других сферах деятельности человека. Одной из главных целей аудита является определение достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.

В настоящее время профессиональные аудиторские организации Казахстана располагают солидной нормативной базой, что позволяет им не только успешно проводить аудиторские проверки, но и оказывать консультационные и прочие профессиональные услуги.

Список использованной литературы:

1. Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008. – 557 с.

2. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита: Учебник. – Алматы: Экономика, 1995.

3. .Дюсембаев К.Ш., Егембердиева С.К., Дюсембаева З.К. Аудит и анализ финансовой отчетности: Учеб.пособ. – Алматы: Каржы-Каражат, 1998. – 512 с.

4. .Лещенко И.Б. Современные виды аудита в международной практике. Экономика, управление, финансы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). / Под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-81.

5. Международные стандарты аудита в Казахстане. – Алматы: Раритет, 2007. – 786 с.

6. .Закон РК «Об аудиторской деятельности», от 20 ноября 1998 г. (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008). – Алматы, 2008. – 14 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *