Открытый урок по познанию мира “Реки и озёра Казахстана”


Сергеева Ольга Ивановна,

Лукановская Марина Тафкиловна
учителя начальных классов КГУ “СОШ №54”

Цель: познакомить учащихся с реками и озёрами Казахстана
Задачи:
• в ходе урока учащиеся познакомятся с реками и озёрами Казахстана и сделают вывод о богатстве и разнообразии водных ресурсов республики; будут совершенствовать умение ориентироваться по карте;
• развивать познавательные способности учащихся: процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес;
• воспитывать положительные качества личности: бережное отношение к природе, патриотические чувства к Родине.
Ход урока:
1. Орг.момент.

2. Постановка цели урока.

Тема нашего  урока: «Реки и озера Казахстана».  (1 слайд)

3. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по теме «Вода» (Групповая работа)

(слайд2)

1 группа . Круговорот воды в природе.

Вода в природе постоянно нагревается и испаряется. Водяные пары поднимаются в воздух и формируются облака. Капли воды в облаках соединяются друг с другом и выпадают на землю в виде дождя, града или снега. Часть воды впитывется в почву, просачивается сквозь слои земли. Вода под землёй ищет выходы и вытекает наружу в виде родников или ключей. Под воздействие солнечных лучей вода испаряется ручьёв, рек, озёр и, поднимаясь в небо, снова выпадает в виде дождя. Т.е. вода вода прошла по кругу. Это называется круговоротом воды в природе.

–                Где в быту мы можем наблюдать малый круговорот в природе?

2 группа. Состояние и свойство воды.

Состояние воды  (жидкое-вода, твёрдое-лёд, газообразное-пар).

(слайд 3)

-А в нашей жизни,где можно увидеть состояние воды?

Свойство воды (прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха, текуча, хорошо проводит тепло, растворитель)

(слайд 4)

– Где можно наблюдать свойство воды в нашей жизни?

3 группа. Подземные воды.

(слайд5)

Основной источник подземных вод-это осадки, т.е.дождь и снег. Дождевая или талая вода сначала проходит через верхние слои почвы. Часть воды используют растения для своего роста, а другая часть проникает в нижние слои почвы. Она легко проходит через водопроницаемые слои гальки и песка. Накапливается вода над водоупорными слоями, которые воду не пропускают (глина, гранит)

– Как можно использовать подземную воду? (Жители Казахстана роют колодцы, так как колодезная вода чистая , прозрачная и холодная. В настоящее время насосами качают воду . Ею поют скот, поливают огород и используют в быту.)

4. Объяснение нового материала.

1) Видеоролик «Что такое река»  (слайд 6)

– Что такое река? (Река- это водный поток.Одним из важных источников пресной воды являются реки. Они пополняются подземными водами и осадками)

– Назовите 5 рек Казахстана.
Река- это водный поток.Одним из важных источников пресной воды являются реки. Они пополняются подземными водами и осадками

– Несколько больших рек мы рассмотрим.
Река Иртыш. (слайд 7)
«Иртыш» – в переводе с тюркского «роющий землю».
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш.
В нашей стране протекает через Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар . Длина в пределах Казахстана 1700 км.

(показать на физической карте)
Река Сырдария (слайд 8) -находится на юге Казахстана . Берёт начало и в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.

Сырдария не доносит свои воды до Аральского моря, теряется в песках.
Река Иле (слайд 9) – находится на юге Казахстана . Берёт начало в горах Тянь-Шань. Самая большая река, впадающая в озеро Балкаш.

Река Шу слайд 10)  протекает на территории Кыргызстана и Казахстана. Общая длина реки составляет 1186 км, в пределах нашей страны-600 км

Река Жайык (слайд 11)  берёт своё начало в Уральских горах и впадает в Каспийское море. Общая длина-2428 км, в пределах республики-1082 км

2)  Озёра (слайд 12)

– это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах.
Величина озёр бывает разная: от нескольких десятков метров до нескольких километров.
Озёра не имеют ни истока, ни устья. Они пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных озёр реки не вытекают.
Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много солёных озёр.

3) Групповая работа.

«Ты-мне- я –тебе» (информация учащихся)

1 группа.  (учебник с.51)

(слайд 14)

Каспийское море находится на западе Казахстана (находят на карте). Каспийское море – самое большое озеро мира. В нашу республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ.

2 группа (учебник с.51)

(слайд 15)
Аральское море находится  на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет. То, что происходит с Аральским морем ,- настоящая катастрофа. Исчезли многие виды животных и растений.
3 группа учебник с.51)

(слайд 16)

Озеро Балкаш – третье крупное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам.

–                Какая легенда существует про это озеро?
Существует легенда, что у богатого бая Балкаша была красавица дочь Или. Бай объявил праздник- той и победителю обещал в жены дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку. Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда он превращает их в реки, а сам
бросается на пути между ними и превращается в озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны.
В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство.

4) Предварительная работа . (информация уч-ся)

(слайд 17)
Озеро Алаколь находится на востоке Казахстана.
(находят на карте). В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба.
Озеро Жайсан (слайд 18)
(находят на карте). Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Жайсан протекает Иртыш.

5. Физминутка «На болоте две лягушки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

6. Закрепления нового материала. (слайд 19)

1) Работа в группах.

Отметить и раскрасить на контурной карте озёра и моря Республики Казахстан:

1. Озеро Жайсан

2. Озеро Алаколь

3. Озеро Балхаш

4. Аральское море

5. Каспийское море

(Дети из групп показывают контурные карты)

(слайд 20)

2) Работа у доски. Физическая карта

– Покажите реки Казахстана на карте?

3) Индивидуальна работа

Тест

1. Вода, которая находится под землёй называют…

а) поверхносными водами

б) грунтовыми

в) грунтовыми или подземными.

2. Какие вредные отходы попадают в воду?

а) нефть, горючие масла, бензин, керосин, различные отходы промышленности.

б) ручьи, горючие масла, бензин, керосин.

в) нефть, горючие масла, бензин, реки, озёра и моря.

3. Устье- это…

а) начало реки;

б)  место, где река впадает в озеро или в море;

в) углубление в земле, по которому течёт река.

4) Работа в группах.

У каждой группы на столе по 3  вопроса, на их обсуждение дается 2 минуты.

Отвечает спикеры  команды, а команда соперников контролирует правильность ответов . Выигрывает та команда, которая правильно ответит  на большее количество вопросов. (за правильный ответ , фишка)

1.     Где находится исток реки? (начало реки) (1группа)

2.     Что такое русло реки? (углубление в земле, по которому течёт река ) (2 группа)

3.     Какое место называют устьем реки? (по которому течёт река) (3 группа)

4.     Какие крупные реки вы знаете? (Сырдария, Иртыш,  Иле, Шу, Жайык) (1группа)

5.     Что такое бессточное озеро? (реки не вытекают из озера) (2 группа)

6.     Что такое родник?(вода  выходящая из-под земли) (3 группа)

7.     Что называют озером? (природный водоём , расположенный в естественных углублениях земной поверхности) (1группа)

8.     Что называют рекой? (природные водные потоки. Вода бежит вперёд по речному руслу от истока до устья (место впадение в озеро или в реку)) (2 группа)

9.     Какое самое крупное озеро в Казахстане? (3 группа)

7. Подведение итога урока.
• Что нового узнали?  (слайд 21)
• Что поняли?

Рефлексия. Облако.

– Кто думает, что хорошо усвоил новую тему- приклейти на облако синюю капельку, кто хорошо понял, но чуть-чуть что-то не получается приклейти зелёную капельку, а кому нужна помощь- жёлтую капельку.

Спасибо вам за работу! (слайд 22)

Домашнее задание: с.49-52 (читать +.пересказ) (слайд 23)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *