«Живой родник всей русской музыки»


 Дергунова Светлана Павловна
 преподаватель музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы Зеленовского РОО с.Дарьинское

Цель урока:

знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И.Глинки.

Задачи:

Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора.

Воспитательные: эстетического вкуса, любви к музыке композитора.

Развивающие: развитие эмоционального восприятия русской классической музыки, умение слушать.

Тип урока: изложение новой темы, закрепление.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, фортепиано.

Наглядность: портреты М.И.Глинки, слайд- шоу о родине композитора.

Музыкальный материал: фрагменты музыки к трагедии «Князь Холмский», романсы «Бедный певец», «Венецианская ночь», «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Полька».

 

Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний.

3.      Работа по теме урока.

4.      Закрепление изученного материала.

5.      Подведение итогов.

6.      Домашнее задание.

 

Звучит песня «Ходит ветер у ворот», написанная М.И.Глинкой  к трагедии «Князь Холмский» в исполнении  оркестра русских народных инструментов с показом слайдов русской природы, родных мест композитора.

Вопросы к классу:

Ребята, вы слышали раньше это произведение?

Какой характер у музыки?

Понравилось ли вам это произведение?

Можно ли считать это произведение народной песней?

Лекция

 

Имя М.И.Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем А.С.Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками. Глинка не раз обращался к творчеству Пушкина, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила». Если Пушкин-первый русский поэт мирового значения, то Глинка-первый композитор, открывший новую эпоху в диалоге западноевропейской и русской культур. С творчества Глинки начинается классический период русской музыки. На памятнике «Тысячелетие России», установленном в 1862 году в Великом Новгороде, среди полутора сотен значительных фигур русской истории изображен  и М.И.Глинка.

М.И.Глинка родился в семье отставного капитана 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Против воли его родителей бабушка Фекла  Александровна стала опекать маленького Мишу. Она забрала его на свою половину дома и принялась растить, кутая в меха и закармливая сладкими крендельками. Шесть лет мальчик провел в бабушкиных  «застенках», Почти без воздуха и подвижных детских играх, без общения со сверстниками, даже родители редко допускались к нему. В итоге мальчик рос слабым и болезненным ребенком.

Много ли впечатлений мог получить маленький Миша в эти годы? Конечно же, нет. Но ему ярко запомнились встречи с красотой русской природы, с русскими песнями, которые он часто слышал, сказками перед сном от нянюшки Авдотьи Ивановны.

Мальчик был очень способным, рано научился читать, любил рисовать. Музыку же, по словам самого Глинки,  он открыл для себя в 10 лет. В домашнем быту  родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка-душа моя», -сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: «… может быть, эти песни, слышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

В 1817 году тринадцатилетнего Мишу отдали учиться в открытый при Петербургском педагогическом институте Благородный пансион для юношей.

Курс обучения был рассчитан на четыре года. Многие из «пансионских» воспитанников стали близкими  друзьями Глинки на всю жизнь. Среди них В.К.Кюхельбекер, товарищ А.С. Пушкина. Он преподавал русскую словесность. В пансионе вместе с Глинкой учился младший брат Пушкина -Левушка. Александр Сергеевич часто навещал его и заходил к Кюхельбекеру. Бывали  в пансионе поэты А.Дельвиг и Е.Баратынский. Поэтому Глинка мог общаться с «золотой молодежью» русской культуры.

В пансионе Глинка  серьезно занимался музыкой, брал уроки фортепианной игры и музыкальной теории,  именно здесь он получил три урока у знаменитого  пианиста Джона Фильда. Родители постоянно возили его в театр: опера приводила мальчика в восторг.

Пансион Глинка закончил «вторым по списку». Тогда же состоялось его первое выступление в качестве пианиста, о чем даже сообщалось в журнале «Сын отечества». В Новоспасском он продолжал свои музыкальные занятия, дирижировал дядиным оркестром, изучал музыкальную литературу и инструментовку.

В 1824 году Глинка поступил на  службу в канцелярию Главного управления путей сообщения, но все свободное время он посвящал музыке. Он принимал участие в музыкальных вечерах в домах своих знакомых, посещал театры и концерты. В 1828 году Михаил Иванович оставил службу и полностью посвятил себя творчеству.

К этому времени он уже был автором романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов. Уже ранние его сочинения говорят о гениальности композитора.

Звучит романс М.И. Глинки «Бедный певец».

25 апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. Об этой поездке он давно мечтал, стремясь «усовершенствоваться в искусстве». В Италии Глинка с большим удовольствием занимался пением, часто бывал в театре, слушал оперы того времени, знакомился с лучшими певцами и композиторами. Прожив в Италии около четырех лет, Глинка поехал в Германию. В Берлине он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение пяти месяцев брал у него уроки. По словам Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и фагота и ряд других произведений.

Звучит романс М.И.Глинки «Венецианская ночь».

Вдали от родины возникла идея создания отечественной оперы. Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В.А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах  в доме поэта, где бывали Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, князь Одоевский, Виельгорский. Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал ее в дирекцию императорских театров. Правда автору пришлось выполнить два условия: отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать оперу «Иван Сусанин» (под этим названием мы ее и знаем сегодня), но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя». В своем произведении Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины. Опера Глинки с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества высоко оценили ее. Зато аристократическая публика насмешливо называла музыку «ямщицкой». На что А.С.Пушкин ответил следующим четверостишьем:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

Три года проработал Глинка в качестве капельмейстера в Придворной певческой капелле. Он много сделал для развития русского хорового искусства.

После премьеры оперы «Иван Сусанин» композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В финале оперы народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, но также мощь и силу древнего Киева.

Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Работа над оперой растянулась на несколько лет. Именно в это время Глинка познакомился  с дочерью А.П.Керн, Екатериной Ермолаевной, и увлекся девушкой. Вскоре она ответила на его чувство взаимностью. Е.Е.Керн посвящены два изумительных творения музыканта – «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье» -совершеннейшие образцы его лирики.

В 1844 году Глинка решил ехать за границу, чтобы «забыть о своем горе»: его отношения с Е.Е.Керн не получили дальнейшего развития. В годы странствий композитор посетил Францию, Испанию. Он познакомился с выдающимися представителями европейской культуры. Его произведения вызывали большой интерес музыкальной общественности. Испания поразила его темпераментом. В Мадриде он создал знаменитую «Арагонскую хоту».

По возвращении в Россию была написана гениальная «Камаринская». В ней проявилось ювелирное мастерство Глинки-симфониста, соединившего русский тематизм с европейским инструментализмом.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Париже, Варшаве, Берлине. Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Звучит «Полька»

Одной из идей Глинки было создание системы русского контрапункта. Для этого в Берлине он изучал полифонию и контрапунктическую технику старых мастеров. По вечерам композитор посещал театры и концерты. После одного из концертов в зале королевского дворца, выйдя  на морозный воздух, Глинка сильно простудился. Грипп вызвал обострение болезни печени, и 3 февраля 1857 года ранним утром композитора не стало.

Так закончился земной путь русского гения и началось его бессмертие в памяти поколений…

«Следы исчезнут поколений,

Но жив талант,

Бессмертен гений…» (М.И.Глинка).

4. Закрепление изученного материала:

Назовите годы жизни композитора.
Где будущий композитор получил образование?
Кто подсказал Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»?
В каких странах побывал М.И.Глинка?
В чем значение творчества Глинки в истории русской музыки?
5. Подведение итогов урока.

6. Задание на дом: подготовить рассказ о жизни и творчестве М.И.Глинки.

Светлана Дергунова, преподаватель музыкально-теоретических дициплин

ДМШ  Зеленовского РОО ( Зап.-каз.область,с.Дарьинское).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *