Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в классе скрипка


 Юрченко Марина Анатольевна
 преподаватель кл.скрипка детской музыкальной школы Зеленовского РОО с.Дарьинское

Цель урока: показать на практике методы работы с начинающим скрипачем, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости.

 

Задачи урока:

развитие музыкально-образного мышления;

развитие эмоциональной сферы путем музыкальных игр;

развитие музыкального кругозора ребенка.

 

Оборудование: скрипка, ноты, пульт, наглядное пособие, проигрыватель.

 

Методы  и приемы:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, загадки, фрагменты  из музыкальных произведений);

 

-словесный (образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);

-наглядно-зрительный (художественные иллюстрации; наглядные пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ);

-игровой (музыкально-дидактические игры и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности, музыкально-ритмические движения).

Ход урока:

1.Организационный момент (сообщение темы, цели и задач урока)

2.Вступительное слово педагога

3.Практическая часть (работа над песенками)

4.Заключение

 

Вступление

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке специальности приятные чувства и эмоции, ему интересно, не страшно, он увлечен, то он будет хорошо учится, а если учащийся на уроке равнодушен, проблем в его учебной деятельности будет много.

Что же нужно сделать, чтобы научить детей эмоционально отзываться, любить и понимать музыку? Любить музыку – значит переживать ее, т. Е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или исполняя ее. Понимать музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Поэтому выдающийся ученый Б.М.Теплов в структуру музыкальных способностей включил эмоциональную отзывчивость на музыку.

Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей. Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами музыкальной выразительности, создающими эти образы.  Эмоциональная отзывчивость необходима для прочувствования  и осмысления музыкального образа.

В возрасте 5 лет  дети  имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
В 6-7 лет, на основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Слушая произведение ребенок находит выражение и  в двигательных реакциях. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь для самого себя. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения ( плавного или отрывистого), средств музыкальной выразительности ( акцентов, динамики, темпа, ритма).

Вывод – дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости.

Ход урока

Урок проводится с ученицей подготовительного класса Бочкаревой Златой. Девочка без музыкальной подготовки, занимается музыкой с сентября 2016 года.  Очень эмоциональная, характер и содержание музыки воспринимает через музыкально-ритмические движения.

Начнем наш урок с небольших пьес, в которых сочетается доступность технических средств и простоты гармонического изложения. Прошу ученицу исполнить две разнохарактерных пьесы: « Солнце просыпается» и « Свинка Ненилла». Определяем характер пьес, лад . Ученица уже знакома с тем, что музыкальные звуки расположены в определенном ладу. Выделяют два лада, которые различаются по эмоциям – мажорный и минорный. Мажор передает радостное, веселое настроение, в то время как минор передает грусть. Ладовое чувство – это переживание эмоций.

Первая пьеса – нежная, исполняется штрихом легато. При одном динамическом оттенке – точное деление смычка на равные части: смычок движется плавно, пальцы равномерно падают на струну. Вторая же веселая, в ней автор рассказывает о похвале мамой( свинкой Нениллой) своего сына. Песенка шутливая и Злата с большим удовольствием подбирает к ней движения, тем самым создавая для себя музыкальный образ. В этой пьесе штрих не  прописан, он подразумевается в связи с характером произведения. При первом же знакомстве с пьесой ученице намеренно он не был подсказан, чтобы она сама пришла к этому отрывистому штриху. Злата интуитивно сыграла определенные ноты отрывисто (акцент и точка). Делаем вывод, что музыкальный образ можно угадать с помощью штрихов. Штрихи в скрипичном исполнительстве обладают самыми богатыми выразительными возможностями, с помощью которых скрипач может передавать замысел композитора.

Предлагаю Злате сыграть в игру « Штрихи и образ»( Приложение 1). Суть игры в следующем: на карточках изображены штрихи и картинки животных, определенных жанров пьес, бытовых ситуаций. Нужно угадать какой штрих соответствует картинке (жанры пьес на картинках исполняются мной). Ученица успешно справляется с этим заданием. В процессе этой игры ученицей вырабатываются определенные эмоции любопытства и познания ответа.

Далее переходим к следующей пьесе: « Ехали медведи на велосипеде». Эта пьеса знакомит нас с регистрами скрипки и соответствием регистра и образа. Так как пьеса играется по открытым струнам, идет работа над звукоизвлечением и ритмом. Злата внимательно следит за ровным ведением смычка и правильным распределением. После проигрывания определяем музыкальный образ и регистр.  Медведь – струна соль( низкий, тяжелый); кот – средние струны «ре» и «ля»( бархатный, мягкий); комарики – струна «ми» (писклявые, очень высокие).

Познакомившись с регистрами предлагаю ученице игру « Кого встретил колобок?». Показываю картинки , на одной стороне которых колобок, а на другой  должен появиться сыгранный на инструменте персонаж: заяц            ( высокий), лиса( средний), волк(низкий), медведь(очень низкий). Злата с удовольствием отгадывает, кто изображен и проверяет на обратной стороне картинки.

Следующая пьеса более сложная по содержанию. Это « Охотник» Потоловского. Песенка веселого характера, написана в мажоре. Ее можно разделить на 3 части: вступление ( зайчик выходит гулять); заключение ( зайчик убегает) и разработка ( появление охотника).  Каждая часть по своему выразительна. Образы передаются динамическими оттенками и правильным распределением смычка. Особенно  эмоционально «появление охотника» от «пиано» маленьким смычком до «форте» большим количеством смычка. Пьеса исполняется сначала педагогом.  Во время исполнения Злата инсценирует песенку, тем самым делая ее больше понятной для себя. Затем исполняет сама .  Анализируем ошибки и положительные моменты в игре. Работаем над формой произведения. Определяем кульминацию и движение музыки к ней, подкрепленное динамикой.

«Цыплятки» Филиппенко. Ученица ярко представляет себе образ цыплят, которые ищут зернышки, чтобы ими полакомиться. Пьеса озорная, очень подвижная, требует определенного распределения смычка и хорошего звукоизвлечения.

По окончании урока предлагаю всем присутствующим игру « Эмоции». Для проведения игры использую карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками ( радость, печаль, влюбленность, тревожность и т.д.). Раздаю карточки участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Все остальные пытаются определить услышанное.

За эмоциональность, любознательность и целеустремленность хвалю Злату и вручаю ей медаль за творческие успехи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *