Модель компетентного социального педагога в условиях обновления содержания образования


Погорельцева Ольга Михайловна

социальный педагог Буденновской средней школы района им.Г.Мусрепова СКО

Защита детей – это моя высочайшая забота,

мой профессиональный долг, моё призвание.

Ш.А. Амонашвили

Слова, сказанные  великим педагогом  Ш.А. Амонашвили, можно считать основой нашей педагогической  работы. Это утверждение, на мой взгляд, есть содержание и высокая степень ответственности в работе социального педагога в самом широком понимании значения данного словосочетания.  В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Преобразования в системе образования Казахстана, нашедшие отражение в Законе Республики Ка­захстан «Об образовании», Концепции образования Республики Казахстан до 2015 г., Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., требуют ответственного включения всей педагогической общественности нашей страны в процесс создания новой модели шко­лы Казахстана. В Программе обозначена «цель среднего образования — формирование в общеобра­зовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Ка­захстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического бла­гополучия страны.

4 слайд    –

Базовый принцип нового содержания образования — создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств лично­сти.

Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности, на поддержание и укрепление ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития.

5 слайд –

Непосредственными практическими задачами  работы социального педагога  в условиях обновления содержания образования являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования.

6 слайд – Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.   Социальный педагог – это равноправный член педагогического коллектива, обеспечивающий социальную защиту прав детей, благоприятные условия для обучения и воспитания ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Профессионализм зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности, как сферу доверия между людьми, которая рождает основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Эти два термина – «социальный» и «педагог» – не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов — с ним всё ясно, то сочетание этих слов до сих пор являет непонимание: «Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь?»   Профессии учителя и соцпедагога роднит то, что объектом их внимания является ребёнок, его развитие и становление в обществе. Но в работе имеется также и ряд особых отличий. Рассуждаем логически. Безусловно, слово «социальный» является однокоренным со словом «социум» – общество. Заглянем в толковый словарь: «социальный» – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Таким образом, социальный педагог — человек, деятельность которого направлена на… Многое, на что направлена, одной фразой и не ответишь! Не секрет, что найти своё место в социуме не менее важно, чем получить определённый багаж знаний. Школа непременно должна оказывать в этом содействие! Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится  по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду.

Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе социальный педагог обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы:   закон «Об образовании», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические письма и др.

Ученики каждую минуту решают сложнейшие задачи: как сделать так, чтобы тебя приняли в коллективе? как научиться не идти ни у кого на поводу и уметь отстаивать своё мнение? как добиться уважения окружающих? как выходить из спорных ситуаций? как говорить так, чтобы тебя слушали? На эти и многие другие вопросы нужно учиться отвечать уже сейчас, для того чтобы в будущем накопить определённый багаж знаний и умений. В любом коллективе нужно самоутвердиться, занять свою нишу и учиться этому надо заранее.  Социальный педагог является связующим звеном между школой и окружающим её миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу школьников с нужными людьми и в нужное время. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, полицией. Он везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.

7 слайд – 16 слайд

Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна, ведь она направлена на  выполнение множества функций: аналитико – диагностическая, коррекционная, функция социально – педагогической поддержки и помощи учащимся, правозащитная, психотерапевтическая, социально – профилактическая. Социально-педагогическая деятельность действительно многопрофильна, но в какой бы сфере ни работал социальный педагог, ему приходится работать с людьми, а более всего с детьми.

17 слайд

Суть работы социального педагога можно выразить русской поговоркой: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Это, действительно, так, потому что соцпедагог объединяет в себе воспитателя, друга, адвоката, психолога, педагога, общественного деятеля, организатора воспитательной деятельности и в чём-то – юриста

18 слайд

Компетентно осуществлять эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами. Так что же это за человек – социальный педагог? Каким должен быть его психологический и личностный портрет? Чем он должен отличаться от представителей других профессий?

Стиль поведения социального педагога, обусловленный его личностными качествами, его ценностными ориентациями и интересами оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные педагоги  чувствуют себя уверенно и спокойно в конфликтных и иных профессиональных ситуациях, у других аналогичные ситуации вызывают раздражение, агрессивность. Поэтому для выполнения функциональных обязанностей социальным педагогам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и готовность соблюдать профессионально-этические нормы и принципы, что обуславливается наличием у специалиста определенных личностных качеств. Роль личностных качеств велика в профессиональной деятельности специалиста. Они во многом определяют результативность и эффективность социально-педагогической деятельности. Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии “социальный педагог” должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала. Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика – новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее многие ученые исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуально-психологические особенности и специальные способности.

19 слайд    –     В качестве специальных способностей выделяют следующие:

наблюдательность
способность быстро ориентироваться в ситуации
интуицию
эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки
рефлексию
самоконтроль

20 слайд- Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как:

общительность
ориентация на взаимодействие с людьми;
доброта
любознательность;
твердость в отстаивании своей точки зрения
оптимизм
умение найти выход из спорных ситуаций
старательность
нервно-психическая устойчивость
21 слайд – Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, то, например, в Великобритании к ним относят:

высокий уровень интеллектуального развития
хорошую саморегуляцию и самодисциплину;
настойчивость
способность помогать людям в трудных ситуациях
большую физическую силу, выносливость
способность к перенесению больших моральных нагрузок
здравый смысл
умение четко мыслить
чуткость
Чувство собственного достоинства
Особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

22 слайд – Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства
психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик)
психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка)
психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.)

Выделив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Что же является определяющим? Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, – переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности – принятие собственного “Я”, реальная оценка себя; чувство принадлежности – закрепление себя в какой-то группе; чувство цели – определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме.

23 слайд – Неприемлемыми для социального работника считаются

следующие качества:

личностные особенности такие, как нервозность, нечестность, жестокость, корысть, душевная черствость, высокомерие
навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, дерзость, злость;
отношение к работе: безразличие к клиентам, безответственность, недобросовестность, легкомыслие, нежелание помочь, несобранность, необязательность

Высокий уровень развития качеств делает социального педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создает условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер – наиболее уважаемый и влиятельный человек в коллективе, власть которого основана прежде всего на моральном авторитете, умении сотрудничать. Профессионализм специалиста проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении. Считаю, что социальный педагог – необходимый человек для ребёнка в современной школе. Социальный педагог должен быть профессионалом. Именно он должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создавать ситуации успеха.
Главную задачу вижу в том, чтобы достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь каждому поверить в себя. Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества – школы, семьи, общественности.

24 слайд – Появление новых форм образования позволяет будущему специалисту более эффективно адаптироваться к многообразным и меняющимся требованиям рабочего места, гибко и самостоятель­но решать возникающие проблемы, создавать благоприятный социальный климат в коллективе, ос­ваивать новые формы и способы профессиональной деятельности.

25 – 26 слайд —

Качества социального педагога для социально- психологической работы в рамках обновления содержания образования
Классификация качеств социального педагога для социально- психологической работы в рамках обновления содержания образования в последующем формировании
целеустремленность
Профессиональная компетентность
Способности организатора
порядочность
доброта
креативность
коммуникативность
толерантность
деликатность
Умение принимать решения
красноречие
Умение работать в команде
Работу любого педагога лёгкой не назовёшь, а социального – в особенности. Эта деятельность требует многих душевных сил и больших энергозатрат. Социальный педагог постоянно сталкивается с настоящими жизненными трагедиями и проблемами, и у него просто нет времени чувствовать себя несчастным из-за отсутствия денег или модных вещей. Он далеко не всегда чувствует отдачу от того, во что вкладывает своё сердце. Не очень оплачивает эту работу государство, да и дети, с которыми он работает, скажут спасибо ему не скоро (да и скажут ли вообще?). Но, несмотря на все сложности профессии, она  интересна тем, что социальный педагог на самом деле может сделать кое-что важное в этой жизни!

27 слайд – Деятельность социального педагога  – многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога в  условиях обновления содержания образования должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование профессиональных навыков и личностных качеств то  есть быть способным к дальнейшему обучению и повышению квалификации.

28  лайд –   Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого человека, а составляющие  нашей  работы: Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Профессионализм.

29  слайд –33 слайд

Проанализируйте предложенные ситуации социального развития и сконструируйте  алгоритм деятельности социального педагога, направленный на устранение причин, выступающих для личности факторами риска, и оказание социально-педагогической поддержки личности и семье. Определите границы деятельности социального педагога .  Предложите решение данных ситуаций.

34 слайд –35 слайд

Всю нашу жизнь можно изменить,

Хотя она летит потоками ветров,

Дает нам способ лучше жить

Лекарь душ наш – Социальный педагог.

И должность наша хоть и не проста –

Идти на помощь тем, кто слаб в системе

Ведь на весах лежит чья-то душа.

Мы – путь и выход из проблемы!

 

Дари себя детям , дари без остатка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *