Открытый урок по логопедии на тему «Автоматизация звука Ш в словах и предложениях»
Молодикова Елена Викторовна
учитель логопед КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, города Атбасар»
Автоматизация звука Ш
в слогах,
словах и предложениях.
Путешествие в город
« Смешариков».
Цели:
• Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие внимания, мышления, Активизировать словарный запас;
Развитие связной речи;
• Воспитательные: формирование взаимопонимания, любознательности, заинтересованности, инициативности, самостоятельности;
Поддерживать интерес к занятиям.
Оборудование:
Модели Смешариков, предметные картинки, картинки-символы, макет звука Ш.
Предварительная работа: постановка звука Ш, автоматизация звука Ш в слогах, словах.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в город « Смешариков».А где этот город, мы найдем по карте.(слайд2)
Автоматизация изолированного звука Ш.
В город Смешариков ведет очень длинная дорога. Перед дальней дорогой надо размяться.
2.Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
Автоматизация изолированного звука Ш.
В город « Смешариков» дорога сложная, тут и горы и равнинны. Проведем по карте пальчиком и одновременно произнесите ш-ш-ш… Только так мы сможем туда добраться (Логопед выставляет фигурки главных героев.) А в путешествие с нами отправляется маленькая зелёная гусеница.(слайд3)
3.Подъем на гору ,спуск с горы дыхательная гимнастика.Вот мы и добрались.Это город «Смешариков».
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша. .(слайд4-5)
Логопед: Сегодня Смешарики хотят познакомить нас, со своим любимым – трудным звуком,который они не могут выговаривать. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите. Бараш, Крош, Лосяш, Нюша.
Ребёнок: Звук Ш.
4.Характеристика звука Ш.
Выставляется макет звука.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.
Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед .
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (слайд3)
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?
Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.)
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик. (слайд4)
Чтобы наш язычок, чисто и правильно выговаривал этот звук, мы должны выполнить артикуляционную гимнастику для язычка. Возьмем зеркала и выполняем, учим наших героев.
Молодцы ребята, пора отправляться дальше. Произнесение звука Ш в словах.
5.Вот мы подошли к первому дому.А живет здесь Нюша .Нюша любит работать,она постирал бельё, решила его повесить сушить на веревку .Поможем ей.Нюша повесила шапку,шубу,шорты,шарф,рубашку,штаны,шаль.
Мы поработали с Нюшей и отправляемся дальше в путь. Обратите внимание на гусеницу.Она немного подросла.
Логопед: А вот и второй домик. Чей же он ? Это домик Бараша.
6.Произнесение звука Ш в словах и словосочетаниях.Бараш очень любит ремонтировать шины.Давай посчитаем шины.(одна шина, две шины, три шины ,четыре шины)
А еще Бараш хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка), (слайд6-9)
Молодец, мы справились с заданием. Мы попрощаемся с Барашем и отправляемся дальше.Обратите внимание на гусеницу.Она опять немного подросла.
7.Закрепление звука в предложениях. А это третий дом. А вот нас встречает Лосяш. Он приготовила свою игру. Я буду называть слова, а вы из этих слов составлять предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
8.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. ( Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)
А вот кошка , сидит на окошке. Давай повторим чистоговорку про пушистую кошку.
9.Развитие фонематического слуха.
Лосяш приготовил для вас еще одну игру.Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
10.Физкультминутка: А ,что случилось с нашей гусеницей ?(гусеница в коконе)
А вот и домик Кроша. Наш Крош любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу повторяя за Крошем.
1. ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа
2. я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША-ША
3. ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму
4. выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
5. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим
6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ
7. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо
8. отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО
11.Произнесение звука Ш в предложениях.
А вот мы и пришли к дому Кроша.
Крош любит готовить. Крош приготовил:лапшу, кашу, сок из вишни, компот из груши.
Логопед: Посмотрите, Крош приготовил нам сюрприз . Он решил накрыть стол и разложить все по местам. Каша из пшена –пшённая, суп из лапши ,сок из вишни, компоп из груш. Логопед: Молодцы ребята мы справились с заданием и помогли Крошу навести порядок. А самое главное –это шашлык, который приготовил Крош. Но мы должны помочь разжечь мангал. Вдох через нос –выдох через рот.
12. Нюша очень устала , пока путешествовала. Она пришла очень грустная. Эмоции грусть .Крош в своём прекрасном саду нарвал ей цветов и подарил . Нюша очень радостно . Эмоции радость.(Обратите внимание ,что случилось?наша гусеница превратилась в чудесную бабочку).Вот так и вы ребята, будите учится, стараться и станите прекрасными жителями Республики Казахстан.
13. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в город Смешариков. Мы сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают вас за хорошую работу сладостями. Молодцы, до свидания!