Открытый урок по изобразительному искусству на тему «Растительный орнамент (Дымковская игрушка)»
Кибкало Татьяна Николаевна
учитель начальных классов КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, города Атбасар»
Класс 3 «Б» (ЗПР органического генеза)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
· Познакомить с растительным орнаментом и их видами.
· Узнать, что такое элемент орнамента, научить детей накладывать узор на предмет.
· Научить определять ритм и симметрию, группы элементов из орнамента.
· Развивающие:
· Развивать творческое мышление, внимание.
· Воспитательные:
· Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
· Задачи:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области
· изобразительного искусства;
· б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как
· своему, так и других людей;
· в) развитие самостоятельности в поиске решения различных
· изобразительных задач;
. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Коррекционные задачи: формировать развитие памяти , мышления , мелкой моторики.
Оборудование: компьютер, экран для презентации. Оборудование для учащихся:
модель для раскрашивания “Дымковская игрушка”
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
тычок (ватные палочки 1 шт.)
простой карандаш
Оборудование для учителя:
дымковские игрушки
плакаты «Дымковская игрушка»
презентации «Дымковская игрушка»
мелодии народной музыки
Зрительный ряд: -репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек; различные слайды и картинки растительных узоров.-работы учащихся предыдущих лет.
Ход урока.
Орг.момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. всё в порядке.
Начинается урок.
Ребята посмотрите сегодня в нашем классе очень много гостей давайте их поприветствуем , улыбнемся и подарим им свои лучики тепла
Тема нашего сегодняшнего урока. «Растительные орнаменты»
( знакомство с дымковской игрушкой)
Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы о чем говорится в этих стихотворениях
ПРИРОДНЫЕ УЗОРЫ
Летом во поле – вьюны,
Стелятся «берёзки»,
Травы сказочной длины –
То УЗОР В ПОЛОСКЕ!
Если солнца свет не дюж,
Грезит гусь о юге…
Листья, капельки средь луж –
То УЗОРЫ В КРУГЕ!
Если снежною зимой
Окна в белой вате,
На стекле УЗОР другой –
Он теперь В КВАДРАТЕ.
Если кончилась зима,
Дни за днями жарче,
У весны – узоров тьма,
Дней ОРНАМЕНТ ярче!
Чередует мрак и свет –
«Пасмурно» и «ясно»…
Это всё – изо предмет –
То, что распрекрасно!
Ребята, нам в стихотворении встретилось слово орнамент. Кто из вас знает, что такое орнамент?
Орнамент —это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков – элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений .
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел от кочевого образа жизни к оседлому и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремился украсить свое жилище.
Ребята а где ещё нам в повседневной жизни встречается орнамент?
Ответы детей ( на одежде ). На воротниках, рукавах, подоле. А как называется такая одежда кто знает ( национальная одежда) .
И так люди стали украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий, а также завитков ввиде листиков, плодов , яблок , травы и так далее. Так появился растительный орнамент. Разновидности орнамента разные у каждой национальности это мы видим по росписи на одежде , посуде и различных предметах . В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов. Часто, орнаменты служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.
Существует много различных орнаментов. Их можно различить по характеру мотивов геометрический, растительный, зооморфный (зверинный) .
По характеру композиции орнамент может быть ленточным (кайма), в круге (розетта), в прямоугольнике или квадрате, сетчатым ..
Развитие мышления:
Игра 4 лишний. Найти неправильный орнамент , где не соблюдается ритм узора .
В Казахских орнаментах основой послужили птицы, растения и животные .
Растения служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот.. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.
Мы с вами уже изучали казахские народные орнаменты давайте мы сейчас их повторим , и каждый из вас назовет тот орнамент который лежит у вас на столе.
Физминутка: Солнышко
И сегодня мы с вами попробуем проявить искуство рисования на игрушке в виде лошадки , игрушка называется дымковской .А почему я сейчас вам расскажу: Но сначала мы немного отдохнем и сделаем физ. минутку : «Солнышко» .
Итак откуда произошла дымковская игрушка и почему ее так назвали ?
На широком берегу Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревня Дымково. Давно, когда не было совсем игрушек, мамы, чтобы радовать своих детей, начали лепить игрушки из глины. Дымковская игрушка – один из самых старинных игрушек ей более четырехсот лет. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ”Свистунья”. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. О какой игрушке сейчас пойдет речь мы узнаем отгадав загадку :
У кого болтается
Болтается на шее эта штучка
Тот не потеряется
Найдут его по звуку ( колокольчик)
Коррекционно- развивающий блок :
Пальчиковая гимнастика :
Разминка для глаз: « Посмотри вокруг» ( музыкальная)
А теперь приступим к главной части нашего урока представим что мы художники и создадим каждый свой индивидуальный образ дымковского колокольчика.
Итог урока: Что нового вы сегодня узнали?
Что вам интересно было на уроке ?
Какие трудности вы испытывали?
А теперь мы с вами выставим свои работы на нашу выставку и желающие могут « защитить» своё произведение искусства.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли дымковских мастеров. Ваши работы получились яркими, красивыми, интересными, выразительными.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Подобрать материал о дымковской игрушке , росписи посуды, рисунки,).
Спасибо за урок!