«Обучение игре на фортепиано детей с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования»


Прокофьева Наталья Алексеевна
преподаватель ГККП Детская музыкальная школа №2

   Цель урока:  (слайд)

– коррекционное обучение и побуждение  учащихся с нарушениями и отклонениями в развитии, к социальной активности, через раскрытие музыкальных способностей на занятиях фортепиано

Задачи урока:  (слайд)

– скоординировать и развить работу мелкой моторики рук;

– скорректировать работу мышечного тонуса;

– увеличить образность мышления;

– приобщить ребёнка к миру музыки.

План урока:

1.     Введение

2.     Показ метода работы с учащейся Хабдилхалык Ж.

3.     Показ метода работы с учащейся Сарбасовой С.

4.     Заключение

 

(слайд)

Каждый ребёнок по своему уникален и неповторим. И поэтому педагог, обучая учеников, учится и сам. Он постоянно самосовершенствуется, самораскрывается, находясь в регулярном поиске новых идей, новых форм, новых методов обучения. Но поистине огромный дар для педагога – это ребёнок с особыми образовательными потребностями. Никто и никогда не даст большего опыта в работе, чем такой ученик. Совсем недавно, мне представилась возможность, начать заниматься обучением игре на фортепиано таких детей. Я называю их “особенные дети”. И сегодня я хочу поделится своим опытом занятий с такими детьми.

Бесспорно, у каждого “особенного” ребёнка свой диагноз и свои особенности физического и психологического поведения. Поэтому, прежде чем приступить к планированию выстраивания учебного процесса, нужно обязательно проконсультироваться с родителями. Именно они, смогут объяснить какие проблемы испытывает ребёнок совершая те или иные движения, укажут границы его физических возможностей, а так же его психологическое и эмоциональное состояние.

На сегодняшний день у меня обучаются два ученика с особыми образовательными потребностями. Это Хабдилхалык Жулдыз – 2-й класс и Сарбасова София – 1-й класс. При всей схожести, как мне изначально показалось, проблемы – это нарушение координации движений и моторики рук, пути решения данных проблем оказались абсолютно разными. Как впрочем, абсолютно разные по темпераменту и сами девочки.

(слайд)  Жулдыз – спокойная, обязательная и очень трудолюбивая девочка. Несмотря на быструю утомляемость, старается выполнять поставленные перед ней задачи. У Жулдыз слабый мышечный корсет и поэтому ей было тяжело держать руки над клавиатурой, она не могла сидя за инструментом, длительное время держать спину самостоятельно, не облокачиваясь на спинку стула. Поэтому первоначальной нашей задачей было укрепление мышечного корсета спины и предплечий. Мной было придумано упражнения под названием “Мост”. Его принцип – это насколько возможно долго, удерживать перед собой, параллельно полу, руки, согнув их в локтях и соединив пальцы, ладошками вниз. Сначала я помогала Жулдыз держать руки на весу, так как ей самостоятельно это практически не удавалось сделать. Затем мы стали усложнять это упражнения, “разводя мосты” вверх, опуская их вниз, поднимая или опуская по очереди. Много времени нами было уделено постановке кистевого аппарата и развитию пальцевой моторики, так как в первое время пальцы не слушались, что в принципе специфично для детей с заболеванием ДЦП. Особенно тяжело нам далась постановка четвёртого пальца правой руки, так как Жулдыз оказалась левшой. Для тренировки пальцев мы применяли упражнения “Дождик” и “Радуга”.   (пролистать читая 5 слайдов, не торопясь)

При выборе репертуара для разучивания, следует учитывать, что такие дети, в первые годы обучения, с трудом могут исполнять музыкальные произведения двумя руками одновременно, даже в самых лёгких вариантах. Потому что сигнал принимает та рука, на которую ребёнок смотрит в данный момент, а одновременное нажатие клавиш двумя руками, может вызвать напряжение всех мышц рук, плеча, спины. Но и игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии из одной руки в другую, из-за сложности переключения внимания от играющей руки к отдыхающей. Поэтому даже произведения такого плана, следует брать спокойного характера.

Далее, Жулдыз играет произведение:

– Польская народная песня «Висла»

Жулдыз достаточно быстро освоила нотную грамоту и хорошо ориентируется играя по нотам. Но при исполнении произведения наизусть, иногда возникают потери текста, потому что основное внимание во время игры Жулдыз уделяет всё таки, контролю за работой каждого пальца, что естественно в силу её физиологических особенностей. Поэтому мы делим произведения на небольшие фрагменты, и придумываем им названия. И потом, когда у Жулдыз в какой либо момент происходит потеря нотного текста, я просто говорю название-подсказку, Жулдыз понимает о чём идёт речь, вспоминает текст и продолжает играть дальше.

В течение прошлого учебного года Жулдыз показала очень хороший результат, и поэтому мы, не смотря на общепринятое мнение о том, что на первом году обучения такие дети не играют двумя руками одновременно, рискнули и взяли произведение, исполняемое сразу двумя руками. И хотя это пока остинатный бас, тем не менее, Жулдыз играет двумя руками сразу!

– Е. Гнесина «Песня»

Учитывая быструю утомляемость ученицы, в течение урока, я постоянно делаю перерывы, чтобы  дать возможность отдохнуть мышцам спины и рук, восстановить концентрацию внимая, сделать специальные физические упражнения.

И конечно же, для того чтобы приучать ученика к объёмной фактуре звучания фортепиано, обязательно следует включать в репертуар произведения исполняемые в ансамбле.

– Д. Кабалевский «Про Петю»

(слайд)   Следующая моя ученица – София, очень живая, энергичная и подвижная девочка. У Софии нарушена координация левой руки, изначально рука не сгибалась в локте, сильно зажат весь мышечный аппарат. И те физические упражнения, которые мы использовали с Жулдыз, и которые я изначально планировала применять, в отношении с Софией оказались абсолютно не актуальны. Так, упражнение «Мост», давшее очень хороший эффект с Жулдыз, с Софией мы выполнить просто не смогли из-за малоподвижности левой руки.

Проблема была именно в зажатости мышц плечевого аппарата. Для расслабления этой группы мышц, мы выполняем упражнения «Сломанная кукла» (наклониться вперёд, как-бы сломавшись в поясе, руки свободно висят вниз). Далее из этого же положения, выполняем упражнение «Маятник» (болтаем руками из стороны в сторону, затем в разные стороны).

Для расслабления мышц кистей рук мы делаем упражнения «Кто там?», «Мокрые руки», «Электрик», «Художник». Для расслабления мышц спины делаем упражнение «Магазин игрушек».

Все эти упражнения мы выполняем в течение урока, чередуя с изучением нотной грамоты и игрой на инструменте.

Хочу отметить, что София, не смотря на свой юный возраст, очень умная и грамотная девочка. Она довольно легко справляется с теоретическим материалом, играет по нотам, читает с листа (что согласитесь редко для детей её возраста), любит решать музыкальные задачи. София хорошо понимает задачи, которые я ставлю перед ней на уроках, и старается всё выполнять. Поэтому, не смотря на то, что она учится в музыкальной школе менее двух месяцев, показывает очень хороший результат. Так, она старается во время игры расслаблять плечо и сгибать левую руку, и самостоятельно поднимать и опускать её на клавиши (хотя я по-прежнему стараюсь помогать левой руке находиться в правильном положении).

Исполняет произведения:

– «Гуси», «Кошки», «Белочка», «Воробей» – это пьески взяты из сборника Н. Тороповой. Я поменяла предложенную в них аппликатуру на более актуальную для нас в данный момент.

-Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Мы пока что не включили в игру 5-е пальцы, так как они наиболее слабые и требуют приложения больших усилий, и я опасаюсь, что это может привести к ещё большей зажатости мышц.

(два слайда) Ещё хотелось бы добавить, что для изучения нотной грамоты с учениками (и с «особыми» и с «обычными») я использую игровые карточки. Они развивают ассоциативную связь между картинками и нотами, и заметно облегчают и ускоряют процесс запоминания нот.

(два слайда)  В заключении я хочу сказать – что каждому педагогу приятно видеть результаты своего труда в детях. Но для себя я поняла, что ещё большую радость испытываешь когда видишь результат от совместных усилий в преодолении трудностей с «особенными» детьми. В такие моменты я понимаю, что не зря выбрала профессию педагога и отдаю частичку себя, своего сердца – детям.