Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.


Сосновская Мария Владимировна

учитель – логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

по теме «Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях» для детей с речевыми нарушениями.

 

Тема:  Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные   по    артикуляционным признакам.

Задачи:

– Закрепить знания о согласных звуках [Ж] – [Ш], учить выделять звуки [Ж] – [Ш] в слогах , словах, предложениях,  закреплять знания норм орфографии;

– Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

– Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, зеркала ,ПК(для просмотра презентации),карандаши или фломастеры.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Звуки произносим внятно

Чтобы было всем понятно!

3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

-Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дедушке седому.

-Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])

4. Целевая установка.

Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Мы  с вами  выполним   артикуляционные упражнения

·        Улыбка  (Заборчик) (слайд 2)

Улыбается щенок,

Зубки на показ,

Я бы точно также смог,

Вот, смотри, сейчас!

·        Хобот (слайд 3)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

·        Покусаем язычок (слайд 4)

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней

·        Лопаточка (слайд 5)

Устала собачка и дышит устало,

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

·        Дуем на лопаточку (слайд 6)

Дую, дую на лопатку,

Чтоб была широкой, гладкой.

·        Качели (слайд 7)

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Языком «качать качели»?

·        Маляр (слайд 8)

Мы работаем с утра, Красить потолок пора.

Поводи вперед-назад –

Наш маляр работе рад.

·        Барабанщик (слайд 9)

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

·        Чашечка (слайд 10)

Язычка загнем края,

Делай также, как и я.

Язычок лежит широкий

И как чашечка глубокий.

·        Вкусное варенье (слайд 11)

Ох, и вкусное варенье,

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

·        Ступеньки (слайд 12)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Во рту язычок.

·        Фокус, дуем с чашечки (слайд 13)

Я «чашку выведу вперед»,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

 

 

 

4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:

жа – ша – жа

жа – ша – жа – ша

ша – жа – ша

ша – жа – ша – жа
жу – шу – жу

ши – жи – жи – ши

шу – жу – шу

жи – ши – ши – жи
А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:

жил – шил

уши – ужи

шар – жар

3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:

[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;

[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

-Чем они похожи? Чем отличаются?

4. Рассказать артикуляцию этих звуков по мнемотаблице. (слайд 15)

5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.

Карточка №1

 

 

шила – …_______________

шесть – …______________

шалость – …____________

широк – …______________
тушить – …__________________

крушить – …_________________

машет – …___________________

Саша – …____________________
(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).

6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:

ж…л

ш…ло

ш…пит

ж…вёт

-Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?

(Дети  называют правило о правописании жи–ши).

7. Пальчиковая гимнастика. (слайд 16)

Вышли мышки как — то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков  [ж] и [ш] в названиях картинок

(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).

9. Физминутка. (слайд 17)

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

10. “Найди лишний предмет”. (слайд 18-19) Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?

Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.

Ежик, кошка, жираф, жеребенок.

Ложка, чашка, ножик, кувшин.

11. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме….., пу….., пры….., лу….., пиро….., утю….., творо….., лапу….., сапо….., сне….., пету….., коре….., сти….., кру….., фла….. .

Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:

Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).

Итоги занятия. (слайд 20)

1.Чему учились на занятии?

2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?

3. Какое правило мы повторили?

4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?

Рефлексия.

Карточки к уроку «Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях» для Ч/Б  принтера.

 

ФИ_____________________________________________

 

«Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях»

·        Задание №1

От данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.

шила – ______________________

шесть – ______________________

шалость – _____________________

широк – ______________________
тушить – ____________________

крушить – ______________________

машет –  ______________________

Саша –  ______________________

·        Задание №2

Вставьте пропущенные буквы

ж_____л

ш_____ло

ш_____пит

ж_____вёт

Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши.

·        Задание №3

Определите наличие и место звуков  [ж] и [ш]

Жёлудь – [ж] ­­­­____________звук,

шапка – [ш] ____________звук,

лягушка – [ш] ____________ звук,

жаба – [ж] ____________ звук,

пирожное – [ж] ____________ звук.

Груша – [ш] ____________ звук,

жук – [ж] ____________ звук,

баклажан – [ж] ____________ звук,

машина – [ш] ____________звук,

шина – [ш] ____________ звук.

Задание №4

По смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме­­­__________, пу__________, пры__________, лу__________, пиро__________, утю__________, творо__________, лапу__________, сапо__________, сне__________, пету__________, коре__________, сти. __________, кру__________, фла__________ .

 

ФИ _____________________________________________

 

«Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях»

·        Задание №1

Вставь пропущенную букву Ж или Ш

___уба

___акет

пи___ама

___арф

пид___ак

___орты

 

·        Задание №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы Ж-Ш.
Все буквы Ж обвести в кружки жёлтым цветом,

а букву Ш – синим цветом.

Расположи предложения в правильном порядке.

 

Гроза

____ Хлынул   до___дик.

____  Тя___ёлая  туча  закрыла   солны___ко.

____  Ребяти___ки  по___ли  в  лес  за  грибами.

____  Ребяти___ки  побе___али к   ___ала___у.

____ Там они пере___дали  до___дик, а  потом  вернулись  домой.

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

ФИ _____________________________________________

 

«Дифференциация звуков   [Ж] – [Ш]  в слогах, словах, предложениях»

Наступила тишина,

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.

·        Задание №1

Давайте сравним эти звуки!

Эти звуки гласные или согласные? Твердые или мягкие? (каким цветом обозначаются?) Звонкие или глухие? Опишите.

[Ж] – ________________________________________________________________________

[Ш] –________________________________________________________________________

·        Задание №2

Закончи слово, добавив слог ЖИ или ШИ:

Мы______, лы______, но______, лу______, пи______, ма______, кры______, ска______, спе______, сло______, поло______, дока______, напи______, ма______на, поло______ла.

·        Задание №3

Вставьте пропущенные буквы: Ж или Ш

На  белую  рома___ку  сел ____ук.

Бабу____ка   вя____ет  теплый  ____арф.

Весной  из  берлоги  вы____ел   медве____онок.

Ма____а  видела в лесу  у____ей.

На  лу____айке  прыгали  лягу____ки.

·        Задание №4

Напиши слово наоборот

Ужи (_______), шар (_______), мышь (_______), ножи (_______), лыжи (_______), лужи (_______).

·        Задание №5

Измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делаешь?

Жалеть- ___________________________

·        Задание №6

Как ты понимаешь пословицы?

Что посеешь, то и пожнёшь.

Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.