Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Сосновская Мария Владимировна
учитель – логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО
по теме «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей с речевыми нарушениями.
Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.
Задачи:
– Закрепить знания о согласных звуках [Ж] – [Ш], учить выделять звуки [Ж] – [Ш] в слогах , словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;
– Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
– Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, зеркала ,ПК(для просмотра презентации),карандаши или фломастеры.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Звуки произносим внятно
Чтобы было всем понятно!
3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
-Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Дедушке седому.
-Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])
4. Целевая установка.
Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
– Мы с вами выполним артикуляционные упражнения
· Улыбка (Заборчик) (слайд 2)
Улыбается щенок,
Зубки на показ,
Я бы точно также смог,
Вот, смотри, сейчас!
· Хобот (слайд 3)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
· Покусаем язычок (слайд 4)
Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней
· Лопаточка (слайд 5)
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
· Дуем на лопаточку (слайд 6)
Дую, дую на лопатку,
Чтоб была широкой, гладкой.
· Качели (слайд 7)
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Языком «качать качели»?
· Маляр (слайд 8)
Мы работаем с утра, Красить потолок пора.
Поводи вперед-назад –
Наш маляр работе рад.
· Барабанщик (слайд 9)
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
· Чашечка (слайд 10)
Язычка загнем края,
Делай также, как и я.
Язычок лежит широкий
И как чашечка глубокий.
· Вкусное варенье (слайд 11)
Ох, и вкусное варенье,
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
· Ступеньки (слайд 12)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Во рту язычок.
· Фокус, дуем с чашечки (слайд 13)
Я «чашку выведу вперед»,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:
жа – ша – жа
жа – ша – жа – ша
ша – жа – ша
ша – жа – ша – жа
жу – шу – жу
ши – жи – жи – ши
шу – жу – шу
жи – ши – ши – жи
А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:
жил – шил
уши – ужи
шар – жар
3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:
[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;
[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
-Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Рассказать артикуляцию этих звуков по мнемотаблице. (слайд 15)
5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.
Карточка №1
шила – …_______________
шесть – …______________
шалость – …____________
широк – …______________
тушить – …__________________
крушить – …_________________
машет – …___________________
Саша – …____________________
(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).
6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:
ж…л
ш…ло
ш…пит
ж…вёт
-Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?
(Дети называют правило о правописании жи–ши).
7. Пальчиковая гимнастика. (слайд 16)
Вышли мышки как — то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок
(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).
9. Физминутка. (слайд 17)
Жук
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
10. “Найди лишний предмет”. (слайд 18-19) Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:
Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.
Ежик, кошка, жираф, жеребенок.
Ложка, чашка, ножик, кувшин.
11. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме….., пу….., пры….., лу….., пиро….., утю….., творо….., лапу….., сапо….., сне….., пету….., коре….., сти….., кру….., фла….. .
Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:
Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).
Итоги занятия. (слайд 20)
1.Чему учились на занятии?
2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?
3. Какое правило мы повторили?
4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?
Рефлексия.
Карточки к уроку «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях» для Ч/Б принтера.
ФИ_____________________________________________
«Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
· Задание №1
От данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.
шила – ______________________
шесть – ______________________
шалость – _____________________
широк – ______________________
тушить – ____________________
крушить – ______________________
машет – ______________________
Саша – ______________________
· Задание №2
Вставьте пропущенные буквы
ж_____л
ш_____ло
ш_____пит
ж_____вёт
Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши.
· Задание №3
Определите наличие и место звуков [ж] и [ш]
Жёлудь – [ж] ____________звук,
шапка – [ш] ____________звук,
лягушка – [ш] ____________ звук,
жаба – [ж] ____________ звук,
пирожное – [ж] ____________ звук.
Груша – [ш] ____________ звук,
жук – [ж] ____________ звук,
баклажан – [ж] ____________ звук,
машина – [ш] ____________звук,
шина – [ш] ____________ звук.
Задание №4
По смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме__________, пу__________, пры__________, лу__________, пиро__________, утю__________, творо__________, лапу__________, сапо__________, сне__________, пету__________, коре__________, сти. __________, кру__________, фла__________ .
ФИ _____________________________________________
«Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
· Задание №1
Вставь пропущенную букву Ж или Ш
___уба
___акет
пи___ама
___арф
пид___ак
___орты
· Задание №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы Ж-Ш.
Все буквы Ж обвести в кружки жёлтым цветом,
а букву Ш – синим цветом.
Расположи предложения в правильном порядке.
Гроза
____ Хлынул до___дик.
____ Тя___ёлая туча закрыла солны___ко.
____ Ребяти___ки по___ли в лес за грибами.
____ Ребяти___ки побе___али к ___ала___у.
____ Там они пере___дали до___дик, а потом вернулись домой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
ФИ _____________________________________________
«Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Наступила тишина,
Заниматься нам пора.
Будем четко говорить
И за звуками следить.
· Задание №1
Давайте сравним эти звуки!
Эти звуки гласные или согласные? Твердые или мягкие? (каким цветом обозначаются?) Звонкие или глухие? Опишите.
[Ж] – ________________________________________________________________________
[Ш] –________________________________________________________________________
· Задание №2
Закончи слово, добавив слог ЖИ или ШИ:
Мы______, лы______, но______, лу______, пи______, ма______, кры______, ска______, спе______, сло______, поло______, дока______, напи______, ма______на, поло______ла.
· Задание №3
Вставьте пропущенные буквы: Ж или Ш
На белую рома___ку сел ____ук.
Бабу____ка вя____ет теплый ____арф.
Весной из берлоги вы____ел медве____онок.
Ма____а видела в лесу у____ей.
На лу____айке прыгали лягу____ки.
· Задание №4
Напиши слово наоборот
Ужи (_______), шар (_______), мышь (_______), ножи (_______), лыжи (_______), лужи (_______).
· Задание №5
Измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делаешь?
Жалеть- ___________________________
· Задание №6
Как ты понимаешь пословицы?
Что посеешь, то и пожнёшь.
Дружба как стекло: разобьёшь — не сложишь.